Почему программа MBA такая дорогая?

Стоимость полного курса обучения может доходить до $80 тыс

Стремление получить пресловутую степень MBA можно считать устоявшимся трендом. Возможность получить полноценное бизнес-образование сегодня предлагают университеты Европы и США. Хотя стоимость полного курса обучения может доходить до $80 тыс., желающих стать мастером делового администрирования не становится меньше. Казахстан также предлагает своим студентам получить бизнес-образование в местном университете, хотя цена на него не так высока, как в иностранных. Получить MBA не просто сложно, но еще и очень дорого. И если с трудностью поступления на MBA как-то можно справиться, цена остается серьезным порогом, который мешает получить полноценное образование. Корреспондент «Капитал.kz» разбирался, можно ли считать степень MBA билетом в закрытую тусовку топ-менеджеров и почему она такая дорогая.

Цена вопроса

Как правило, в наиболее престижных мировых рейтингах казахстанских программ MBA нет. Происходит это отчасти потому, что отечественная система образования перестроилась на иностранный лад лишь лет 8-10 назад, в то время как университеты Европы и США с их системой существуют уже добрую сотню лет. Несмотря на это, получение MBA как на Западе, так и у нас в стране стоит недешево. Согласно рейтингу Financial Times, стоимость бизнес-образования в Insead Business School и Harvard Business School оценивается в $72 тыс. и $59 тыс. за весь курс обучения. Эти же школы лидируют в рейтинге. Между тем, согласно Financial Times, после получения степени MBA в Insead Business School заработная плата выпускников школы вырастает до $167 тыс. в течение трех лет после окончания программы. У выпускников Harvard Business School заработная плата увеличивается до $172 тыс. или почти в два раза после окончания программы.

«Цены на казахстанские программы МВА не настолько велики, если сравнивать их с международными ценами на такое же образование в той же области изучения, и тем более если сравнивать с магистерскими программами, имеющими педагогический компонент. Такой образовательный продукт ориентирован на менеджеров, которые хотят подняться вверх по карьерной лестнице и обучаться у первоклассных преподавателей, дающих передовые знания», – говорит вице-президент UIB Марцин Душински.

По его словам, качественная программа МВА может изменить жизнь менеджера и напоминает плавильный котел, где смешаны идеи, знания и опыт. Возможно, именно поэтому от поступающих на МВА требуется опыт работы в той или иной отрасли, так как они приходят с реальными знаниями и получают теоретическое улучшение этих же знаний.

Конечно, программа MBA дает толчок к развитию карьеры, однако мгновенного взлета после получения диплома ожидать не стоит. В среднем выпускники продвигаются по карьерной лестнице в течение 2-3 лет после того, как получат диплом MBA. Среди выпускников есть и те, кто остаются на прежних позициях. По словам Олега Парахина, генерального директора ТОО «Рекрутинговая компания Elite», МВА ни в коем случае не является волшебной палочкой для успешного бизнеса или карьеры. В основе любого успеха лежат упорство, любовь к своему делу, профессионализм и другие составляющие.

«Любую степень или образование необходимо подтвердить на практике – вот где по- настоящему проявляется уровень знаний. Степень МВА может дать конкурентное преимущество перед другими соискателями на этапе отбора кандидата. Практика, жизнь расставляют все по местам», – говорит он.

Лишним не будет

Желающих поступить на MBA условно можно разделить на две части. Первые – это те, кто традиционно идут за знаниями. Такие сотрудники либо желают продвинуться по карьерной лестнице, либо получить прибавку к зарплате. Это в первую очередь касается менеджеров среднего и высшего звена. Вторые – это молодые специалисты, цель которых попасть в тусовку топ-менеджеров. Как правило, опыта работы в какой-либо сфере такие специалисты не имеют, но считают MBA обязательным пунктом в своей программе обучения, который нужно воплотить как можно скорее. По словам игроков рынка, такие сотрудники поступают на MBA сразу после окончания бакалавриата и ищут наиболее простые с точки зрения вступительных экзаменов программы.

«Среди поступающих есть те, кто подрывает имидж МВА как способа повышения квалификации в процессе построения карьеры. Молодые специалисты ищут любую программу МВА по наиболее приемлемой цене, которую можно легко закончить. Программы МВА не всегда одинаковы, и тут уже решать бизнес-сообществу и отделам кадров компаний, как им различать дипломы, выдаваемые разными программами МВА», – говорит Марцин Душински.

Несмотря на кажущуюся популярность MBA, программы постепенно «выходят из моды». Так, согласно Graduate Management Admission Council, за последние пять лет количество студентов, сдающих вступительные экзамены в бизнес-школы США, уменьшилось на треть. Падение интереса к бизнес-образованию можно объяснить перенасыщенностью рынка всевозможными программами, включая и онлайн-обучение. Кроме того, из-за динамичности рынка труда будущие выпускники уже не хотят получать углубленные знания только в одной сфере, предпочитая охватить несколько. В Казахстане ситуация с MBA пока остается относительно стабильной. В случае если у местных специалистов нет возможности получить диплом MBA за границей, они получают его в Казахстане. Кроме того, у отечественного бизнеса есть несколько преимуществ. Во-первых, местные преподаватели хорошо знакомы со спецификой ведения местного бизнеса. Во-вторых, местное обучение проходит совместно с основной работой.

«Термин «интернет-курсы» предполагает что-то меньшее, короткое, менее всеобъемлющее. Мы можем сказать, что такие курсы можно приветствовать в качестве дополнительного метода профессионального развития, который позволяет получить более узкие, менее глубокие знания, нежели полная степень программы МВА», – резюмирует Марцин Душински.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤