Как мобильные приложения помогают ресторанному рынку

Мобильные приложения по доставке еды активно захватывают ресторанный рынок

Мобильные приложения по доставке еды активно захватывают ресторанный рынок и рынок фастфуда. Компании, желающие быть ближе и удобнее для своих клиентов, либо создают собственные сервисы, которые подстраивают под индивидуальный концепт, либо пополняют список уже сформированного агрегатора. Наиболее активно такими приложениями пользуются сети фастфуда. Например, чуть больше года назад Starbucks впервые запустил свое приложение для предзаказов кофе в Портленде. С тех пор приложение охватило почти 7,5 тыс. магазинов по всем США, что в свою очередь вылилось для компании в 8 млн транзакций в месяц. Согласно данным Business Insider, к 2020 году объем рынка заказов еды через мобильные приложения достигнет отметки в $38 млрд. Рестораны пока пробуют приложения на вкус и частично осваивают их, но с опаской. О том, как развиваются мобильные приложения в Казахстане и сколько стоит их запуск, разбирался корреспондент «Капитал.kz».

Кому принадлежит будущее

Приложения, которые сейчас существуют на рынке, делятся на две большие части. Первые – те, которые заказывают непосредственно рестораны-собственники. Компании для продвижения своих услуг решаются на внедрение приложений по доставке еды из собственного ресторана по разным причинам. Самой распространенной из них остается снижение посетителей на сайте ресторана и возможность привлечь новых посетителей через мобильный сервис. Вторые – те, кто решают присоединиться к большому проекту под одним брендом, где сосредоточены несколько сот компаний, иногда с аналогичным или схожим меню.

«Так как сайты постепенно умирают, компании все больше стремятся перейти на мобильные приложения, которые можно воспринимать как некий редизайн старого сайта компании. По сути, мобильные приложения дополняют уже существующий бизнес. Однако в случае с мобильными приложениями изначально рентабельным должен быть сам бизнес. Компания должна понимать, что, когда она создает сервис по доставке еды, она это делает для клиента, чтобы он оставался с этим рестораном. Клиентам удобнее пользоваться мобильным приложением, и если у ресторана его нет, то клиент может уйти к конкурентам», – говорит Константин Вальтер, генеральный директор компании Arcanite.

Показательным проектом здесь может служить международная сеть FoodPanda. Сегодня компания представлена в 40 странах с почти тремя миллионами клиентов, а ее масштабы таковы, что в прошлом году она заявила, что будет доставлять еду клиентам с помощью дронов. Согласитесь, не все моноприложения по доставке еды могу позволить себе даже пару-тройку дронов вместо реальных доставщиков.

В компании уверены, что, как и в любом B2С-рынке (business-to-customer), будущее доставки еды безраздельно принадлежит мобильным приложениям.

«Нет ни одной причины, почему люди сохранят приверженность веб-сайтам или архаичным колл-центрам. Главная положительная сторона – резкое улучшение клиентского опыта, как следствие доступ к новым рыночным сегментам и нишам, повышенная лояльность и возможность высокомаржинального ценообразования», – говорит генеральный директор Foodpanda Kazakhstan Борис Каптелов.

По словам спикера, рентабельность любого приложения зависит, прежде всего, от емкости рынка, конкуренции и среднего чека. В случае крупных компаний, которые сосредотачивают под собой несколько десятков ресторанов, основную роль играет охват.

«Всегда есть возможность создать менее качественный продукт и попробовать окупить его на одном локальном рынке, но в целом ИТ-индустрия обычно поощряет глобальных, а не локальных игроков. Эффект масштаба здесь очень значим», – считает спикер.

Конкурентам тут не место

Стоимость разработки мобильного приложения – отдельная темя для разговора. Стартовая цена на сервис начинается с $10 тыс. Такие данные приводят в ChoсoFamily и отмечают, что это только стартовый билд приложения под одну из двух операционных систем – iOS и Android. Как выяснилось, часть работы происходит уже в процессе и оплачивается отдельно. В среднем ставка за работу одного разработчика приложения оценивается в $15-25 в час. Тестирование сервиса стоит немного дешевле – $10-15 за час.

Николай Щербак, директор Chocofood.kz, отмечает, что проблемой для рынка остается узкий круг разработчиков мобильных приложений в Казахстане, из-за чего компании пришлось обращаться к зарубежным специалистам.

«С трудностями приходится сталкиваться буквально на каждом шагу – поиск специалистов для разработки, адаптация под большое количество устройств, внедрение доработок из-за долгих спринтов, сложность с продвижением и мобильной аналитикой. Уверены, это связано с тем, что разработка и пользование мобильными приложениями – все еще новинка для нашего рынка, и в обозримом будущем все шаги будут оптимизированы», – говорит он.

Небольшим компаниям и ресторанам становится тяжело конкурировать на рынке с такими крупными сетями, как Chocofood или FoodPanda, из-за чего часть компаний предпочитает либо примкнуть к крупным сетям, либо вложиться в создание сайта, но никак не в приложения. Раим Дадыбаев, директор digital-агентства Buzzon, на этот счет настроен весьма пессимистично.

По словам спикера, для конкуренции такими сетям понадобится порядка $150 тыс. плюс толковая команда по обслуживанию приложения, что, по сути, является гораздо большей проблемой, чем сами инвестиции.

«Надо четко понимать место приложения в бизнес-цепочке получения прибыли, а не делать приложение ради приложения и заставлять гостей устанавливать ненужную штуку на телефон. Если я хочу создать приложение – агрегатор ресторанов, то здесь, пожалуй, уже мало что можно сделать – рынок заняли FoodPanda и Сhocofood», – резюмировал он.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤