Когда торговые сети начнут работать с фермерами напрямую?
Подписанный в Алматы меморандум – только первый шаг в этом направленииВ Алматы подписан меморандум о трехстороннем сотрудничестве между торговыми сетями («Рамстор», METRO, «Арзан», Carrefour, Magnum, супермаркет «Алмас»), сельхозкооперативами Алматинской области и Национальной палатой предпринимателей РК «Атамекен», сообщает корреспондент центра деловой информации kapital.kz.
Сегодня, как не раз подчеркивалось, развитию агропромышленного комплекса Казахстана препятствует несколько основных факторов: мелкотоварный характер производства, низкий уровень специализации сельхозтоваропроизводителей, ограниченный доступ к рынкам сбыта, низкая производительность, отсутствие собственной производственной и сбытовой инфраструктуры.
Трехсторонний меморандум, по задумке, должен помочь хотя бы в сбыте продукции. Сейчас, как известно, цена казахстанской сельхозпродукции значительно выше себестоимости, потому что между торговыми сетями и производителями стоит масса посредников. По словам основателя и совладельца Magnum Cash&Carry Александра Гарбера, торговым сетям выгодно работать с сельхозпроизводителями напрямую, но те в свою очередь далеко не всегда к этому готовы.
«Мы столкнулись с тем, что многие производители не способны с нами работать в силу малых объемов. Объемы по продажам у нас (торговых сетей. – Ред.) большие, поэтому зачастую трудно подписывать договора. Кроме того, нашим поставщикам нужно научиться предпродажной подготовке – это сортировка, калибровка, фасовка. Многие поставщики не вкладывают средства в это. Необходимо поднять работу на новый уровень. Но не всегда получается – в силу разрозненности фермеров. Сельхозпроизводителям необходима кооперация, укрупнение. Тогда и состоится прямая связь. Сейчас же посредники берут это все (предпродажную подготовку. – Ред.) на себя», - сказал Александр Гарбер, добавив, что, если поставщики учтут все сказанное, отпадет нужда в посредниках.
«Потом снизится стоимость продукции, потому что посредники, по сути, лишнее звено. От этого выиграют все, в том числе потребитель. Потому что качество повысится, а цена понизится», - подчеркнул бизнесмен.
Чтобы решить названные проблемы, в Алматы и Алматинской области будет реализован долгосрочный проект, который на первом этапе (1-3 года) подразумевает дальнейшее объединение фермеров в кооперативы. На втором этапе (3-5 лет) будет введен пилотный оптово-распределительный центр (ОРЦ). Его назначение – эффективная организация доработки, фасовки, хранения, транспортировки и реализации сельскохозяйственной продукции, надлежащего фитосанитарного и ветеринарного контроля, эффективного межрегионального перераспределения сельхозпродукции, а также таможенного обслуживания внешнеторговых потоков продовольствия. В дальнейшем (5-8 лет) подобные ОРЦ планируют построить по всему Казахстану. Это поможет распределить потоки продукции между регионами и увеличить экспорт. Осуществляться эти планы будут по механизму государственно-частного партнерства. Деньги вложат холдинг «Байтерек», частные инвесторы и сельхозкооперативы.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.