Топ ниш, на которых можно заработать через 5-10 лет

Сегодня мы видим массовое развитие умных машин, вещей и технологий

Представьте себе мир через десять лет: население планеты достигнет 8 миллиардов, технологии эволюционируют, а роботы станут выполнять обыденные и рутинные дела, которыми раньше занимались люди. На первый взгляд вся эта картина выглядит неправдоподобно, однако еще десять лет назад тот же самый «умный» дом был чем-то из области фантастики. Сегодня такие технологии воспринимаются уже нормально, а купить технологии можно за вполне разумные деньги. Процесс развития технологий происходит скорее эволюционно, а не революционно. Перемены проникают в нашу жизнь постепенно. Наверняка вы даже не заметили, как перестали пользоваться проводным телефоном. Компании эволюционируют вместе с рынком. Сегодня мы видим массовое развитие «умных» машин, вещей и технологий, которые выливаются в многомиллионные стартапы и бизнесы. Корреспондент «Капитал.kz» поговорил с компаниями из различных технологических бизнес-ниш, чтобы узнать, где и на чем можно будет заработать в ближайшие 5-10 лет*.

Мобильные платежи

Оплата услуг неспроста занимает первое место в рейтинге. Дело тут не только в глобальных разработках в этой сфере, а скорее в ее приближенности к реальности. Согласитесь, робототехника и печать внутренних органов человека на 3D-принтере выглядят пока слегка оторванными от реальности. Зато оплата услуг через телефон – вполне реальная бизнес-ниша. Согласно оценке Strategy Analytics, к 2020 году объем рынка будет оцениваться в $130 млрд. Сами пользователи также вполне готовы к смене реального кошелька на виртуальные мобильные платежи.

Китайский онлайн-ретейлер AliExpress также запустил мобильный сервис оплаты покупок на базе платежной системы Alipay, которая принадлежит Alibaba Group. Другой пример – мобильный кошелек от компании Google, который использует технологию для беспроводных платежей с привязкой к аккаунтам и учетным записям Google. Комиссии за операции нет, кроме той, что взимает банк за обработку платежей по картам.

«В ближайшие 5 лет мобильные платежи станут столь же привычным делом для казахстанцев, как сотовая связь и смартфоны сегодня. Безусловно, большинство новых технологий в ближайшие 5-10 лет войдут в повседневную жизнь казахстанцев. Мало того, если мы хотим быть не просто потребителями новых технологий, а возглавить эту революцию, такая возможность есть и у нашей страны», – считает Рамиль Мухоряпов, основатель ChocoFamily.

Интернет вещей

В бизнес-нише интернет вещей (ИВ) сейчас происходит настоящий бум. Компании, привлекая многомиллионные инвестиции, разрабатывают и создают всевозможные гаджеты, часы, термометры и кружки с «умными» функциями. Часы считают количество сердечных ударов, совмещая в себе функции телефона и фитнес-трекера, а за перемещением мигрантов следят с помощью «умных» камер. «Умные» вещи затронули и экосферу. Так, городские урны Big Belly, работающие на солнечных батареях, уплотняют мусор и предупреждают уборщиков, когда они заполнены. Согласно отчету BI Intelligence, к 2019 году интернет вещей станет одним из крупнейших в мире рынков по количеству электронных устройств с объемом рынка в $1,7 трлн, при этом продажи самих «умных» устройств займут всего 8%, или $50 млрд в денежном выражении. Львиная доля от общего пирога отойдет производителям софта для самих устройств.

Мэри Дж. Кронин, профессор Бостонского университета Школы менеджмента Керрола и автор книги «Умные продукты, более разумный сервис: стратегии встроенного контроля», считает, что с появлением «умных» вещей «у компаний будет доступ к невероятному потоку данных, который будут генерировать все эти соединенные устройства».

«Но все эти данные должны быть проанализированы, чтобы вникнуть в то, что нужно клиентам, и определить направления развития. Компаниям потребуется начать использование данных ИВ как часть собственного планирования, чтобы иметь возможность оставаться актуальными и предлагать инновационные услуги и продукты», – комментирует она в материале Business News Daily.

Big Data

Обработка больших объемов информации (Big Data) позволяет компаниям лучше разбираться в привычках и пристрастиях своих клиентов. Сервисы Big Data занимают третье место в рейтинге самых перспективных бизнес-ниш, на которых можно заработать в ближайшем будущем. В случае с Big Data компании вместо сухих статистических данных получают полную сводку об интересах, увлечениях и ежедневных маршрутах людей. Одной из наиболее очевидных областей, где можно применить Big Data, остается страхование. Так, если вы большой любитель экстремального спорта, то страховая компания может выгадать удобный момент и предложить вам свои услуги, когда вы соберетесь в очередное путешествие в горы с палаткой.

Крупные ретейлеры, такие как Walmart и Amazon, также ориентируются на Big Data. Walmart даже создал целую лабораторию – Walmart Labs, которая покупает, а затем анализирует информацию из большого объема данных, чтобы лучше понимать своих клиентов. Amazon собирает свою базу на основе информации о количестве книг и продуктов, которые вы заказываете на сайте компании.

Онлайн-курсы

Онлайн-курсы способны произвести настоящую революцию в системе образования. Такие образовательные платформы, как Coursera или edX, созданные при участии Гарвардского университета и Массачусетского технологического университета, предлагают пользователям массовые открытые онлайн-курсы. Платформы дают возможность активно общаться участникам в рамках форума, а продолжительность лекций не превышает 20 минут. Предлагаемые курсы позволяют воспользоваться всеми образовательными инструментами, а сами авторы курсов могут получить статистику успеваемости учащихся.

«Полностью согласен с тем, что одними из самых востребованных будут проекты, связанные со сферой образования. К сожалению, на данный момент эта сфера очень медленно реформируется и меняется, но тем не менее скоро наступит «критическая точка», после которой процесс изменений станет очень быстрым», – говорит Жанат Рахмани, основатель образовательного проекта Ustudy.kz.

Спикер считает, что нужно привыкнуть к тому, что система образования больше никогда не будет статична, а, напротив, будет все более разнообразной и быстро меняющейся. Именно такие системы сейчас строятся в бизнесе и работе организаций.

«Системы должны быть гибкими и позволять внедрять улучшения на каждом этапе процесса», – говорит он.

Доставка продуктов

Четыре года назад повар, экономист и специалист по e-commerce организовали сервис по доставке еды Blue Apron, который предлагает своим клиентам продукты с фермерских рынков. Бизнес организован таким образом, что клиент получает небольшие коробки с продуктами каждую неделю. Внутри коробок можно найти рецепты и рекомендации по приготовлению блюд. В прошлом году капитализация сервиса превысила $2 млрд. На первый взгляд бизнес выглядит перспективно, однако у него есть и подводные камни. Например, такой рынок очень чувствителен к ценам. Любое их колебание заставляет компании пересматривать ценовую политику. Кроме того, порой бывает очень трудно переломить привычку потребителей покупать продукты самостоятельно в магазинах и на рынках.

В Казахстане этот бизнес практически не развит. Компании, которые решили пойти по стопам больших стартапов, либо не получили должного отклика от местных клиентов, либо вовсе закрылись.

«Наиболее перспективны все те ниши, которые еще не сильно «оцифрованы». Везде, где технологии позволят делать все то же самое быстрее и качественнее, будут происходить большие изменения, и те, кто будет «на волне», будут очень востребованы», – считает Алексей Ли, глава компании Aviata.

Спикер считает, что у Казахстана есть перспективы «запрыгнуть в последний вагон» высокотехнологичных отраслей только в том случае, если прямо сейчас заняться кардинальным перестроением системы образования. Причем предсказать будущее невозможно, и востребованность тех или иных технологий может меняться настолько быстро, что упор следует делать не на конкретных знаниях в определенных дисциплинах, а скорее на оттачивании в людях навыков самообучения.

«Сама система должна быть постоянно в движении, эволюционировать в погоне за будущим и настоящим», – резюмирует Алексей Ли.

*Материал подготовлен на основе рейтинга журнала «Генеральный директор».

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤