Свадебный переполох
Как зарабатывают на большой любвиПышные юбки с кринолином, выкуп невесты на лестничной площадке и свадебные гуляния по городу на белом лимузине Hummer уже остались в прошлом. Молодожены все больше предпочитают делать свадьбу на западный манер – на открытом воздухе, в каком-нибудь живописном месте с красивой лужайкой, а вместо ресторана с музыкой и официантами – кейтеринг, который возьмет все хлопоты по приготовлению на себя. За всеми этими свадебными кексами и пуговицами, обтянутыми шелком, лежит целая индустрия, мировой оборот которой сегодня оценивается в более чем $300 млрд.
Сезонное предложение
Еще пару-тройку лет назад молодожены сами планировали свадьбу: выбирали фотографа, ведущего, место проведения, основываясь на отзывах друзей и знакомых. Сегодня свадьбы стали похожи на хорошо спланированное шоу: образ молодоженов схож с общей стилистикой интерьера, а для love story (история любви, – прим. ред.) разрабатывается целый сценарий. В роли палочки-выручалочки при организации свадьбы выступают свадебные организаторы, которые контролируют весь процесс мероприятия: от совместного выбора платья для невесты до формы и цвета салфеток в тон общего интерьера ресторана. Хотя на первый взгляд наем организатора свадеб кажется затратной статьей расходов, на деле все обстоит иначе. Так, порядка 90% свадеб на Западе происходят с участием специально приглашенного организатора. В Казахстане эта цифра пока ограничивается небольшими 15-20%. Кроме того, стоимость услуг свадебного организатора выражается далеко не в абсолютных показателях. Как правило, процент, который берет себе компания-организатор, не превышает 10% от общего бюджета всего мероприятия.
«Многие пары, которые рассчитывают уложиться в небольшой бюджет, полагают, что услуги свадебного агентства им попросту не по карману. Остальные думают, что сэкономят, если сделают все сами. Большинство и вовсе не знает, для чего необходимо прибегать к помощи свадебного агентства, поскольку даже не видели свадьбы, организованные профессионалами», – говорит сооснователь и арт-директор студии мероприятий Mon Cheri Александра Деккерт.
Спикер добавляет, что на рынке также присутствуют компании, работающие по фиксированной ставке, которая зачастую выглядит даже более привлекательной, чем процент от бюджета. Сумма варьируется от 350 тыс. тенге до полумиллиона в зависимости от объема работ. При таком варианте заказчик может быть уверен, что сумма гонорара организатору не вырастет пропорционально общему бюджету в случае его увеличения.
«Услуга организации под ключ включает в себя множество пунктов. В первую очередь клиент должен понимать, что нанимает человека, который знает все нюансы организации мероприятия: сколько света и звука понадобится, какой сценарий подойдет именно для этой свадьбы, сколько номеров шоу-программы нужно, чтобы мероприятие не превратилось в концерт или в монотонное чередование тостов. То, на что у вас уйдет порядка двух месяцев, организатор может подготовить за один день, при этом уровень вашего мероприятия однозначно будет выше, чем при самостоятельной подготовке. Таким образом, вы платите организатору за его мозги и время», – говорит Жанна Ленькова, директор отдела планирования и организации свадебного агентства «Молодожены».
Держи бюджет шире
Казахстанский рынок пока не может похвастаться даже десятой долей от мирового свадебного пирога. Рынок по сравнению с другими отраслями медленней реагирует на новшества. Особенно это касается регионов. Там ведущие предлагают отрепетированные сценарии праздников и одинаковые фотосессии. В итоге мероприятие превращается в одну большую монотонную свадьбу.
«Свадебная индустрия в Казахстане очень закрытая, профессионалы не стремятся общаться друг с другом, не создают союзы. Порог вхождения в бизнес очень низкий, поэтому в индустрии работает много непрофессионалов, которые демпингуют рынок», – дает свою оценку рынка свадебная фея Евгения Евстегнеева.
«На казахстанском рынке также есть свои звезды, но они не являются глобальными трендсеттерами, хотя для местных свадебных вендоров они служат неким ориентиром достижения успеха на местном рынке», – добавляет она.
Эксперты затрудняются давать оценку рынка, однако утверждают, что, несмотря на кризис, на свадьбах по-прежнему не экономят. Так, согласно расчетам Жанны Леньковой, большую роль в расчетах играет количество гостей на свадьбе. Если исходить из расчета мероприятия на 100 человек, то уровень «эконом» заканчивается на отметке в $20 тыс. Средний уровень – от $20 тыс. до $50 тыс. Свадьбы премиум-класса стартуют с отметки в $50 тыс. и выше, так как обычно на таких мероприятиях присутствует приглашенная звезда, на которую отводится порядка $15-30 тыс.
«В тенговом эквиваленте бюджеты остались примерно на том же уровне, то есть средний бюджет на свадьбу в нашем агентстве из расчета на 100 человек – 5-6 млн тенге. Бюджеты уменьшились именно в валютном эквиваленте, но так как большинство подрядчиков (ведущие, музыкальные группы, фото- и видеооператоры, шоу-программа и т.п.) держат цены в долларах, соответственно клиентам приходиться бронировать более дешевые услуги, чтобы уложиться в бюджет», – говорит Жанна Ленькова.
Назад к истокам
Тематику казахстанских свадеб можно поделить на два блока. Традиционные свадьбы, выдержанные по всем канонам, чаще всего можно встретить на рынке. Заметны усиление и стилизация традиций в современной интерпретации. В декоре используются национальные орнаменты, а в программе – беташар (открытие лица невесты, – прим. ред.).
«Невесты наконец-то начали с удовольствием надевать национальные свадебные костюмы, потому что появилось предложение на рынке в виде очень качественных стильных свадебных платьев и головных уборов. Так как силуэты платьев, ткань, кружево и вышивка современные, невестам очень нравится такой образ, в нем они чувствуют себя настоящими красавицами. Довольны и родители, и сами молодожены», – объясняет Евгения Евстегнеева.
Впрочем, традиционные свадьбы теснят так называемые европейские. Как такового классического определения этому понятию нет, но свадьбы в европейском стиле все больше похожи на кадры из зарубежных романтических комедий. В этом варианте все начинается с предложения – молодой человек готовит сюрприз для своей возлюбленной, встает на одно колено и предлагает выйти за него замуж. Дальше – больше. Свадьба выдержана в едином цветовом оформлении, подружки невесты в одинаковых платьях, а сама церемония происходит на открытом воздухе – это и есть европейская свадьба.
«Это просто возросшая потребность в более качественных услугах и более красивой картинке. У молодоженов и их семей изменились приоритеты, хотя бы потому что сегодняшнему гостю на свадьбе мало просто вкусно покушать и сказать тост. Гости требуют еще и зрелищ. Изменились требования к качеству услуг, например, мы благополучно отошли от использования в свадебных букетах гипсофилы и герберы и, наконец, поменяли их на нежные и изысканные английские розы, орхидеи, душистый горошек и многие другие более дорогие, но и более элегантные цветы», – говорит Жанна Ленькова.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.