В Казахстане могут появиться яйца XXL
Птицеводство – одна из самых быстроразвивающихся сфер животноводства в КазахстанеПтицеводство – одна из самых быстроразвивающихся сфер животноводства в Казахстане. Действующих птицефабрик в РК сегодня около 45, многие из них буквально восстали из руин за последние годы. Но страна по-прежнему сильно зависит от импорта дешевой курятины. Если мясом говядины, свинины и баранины мы обеспечены практически на 100%, то своего мяса птицы на местном рынке пока лишь 49%. Остальное – в основном пресловутые «ножки Буша» – главный конкурент отечественных производителей. В прошлом году было завезено 169 тыс. тонн заморской курятины, а мяса made in Kazakhstan на рынки поступило лишь 136 тыс. тонн (плюс 10 тыс. тонн от личных подсобных хозяйств). Тем не менее благодаря госсубсидиям модернизации фабрик объемы импорта окорочков постепенно снижаются на 6-8 тыс. тонн ежегодно.
Сильно понервничать производителей заставил рухнувший рубль – россияне прошлой весной демпинговали наш рынок, возникли проблемы с отгрузкой продукции со складов в РК. Стабилизировали ситуацию осенний скачок доллара и падение тенге – местные предприятия стали конкурентоспособнее, открылись даже перспективы экспорта на соседние рынки.
Что касается яиц, то этой продукцией, судя по статистике, Казахстан практически полностью обеспечен. Импорт здесь занимает всего чуть более 11% (0,6 млрд штук в 2015 г.), тогда как местные птицефабрики и личные подсобные хозяйства вместе поставляют в год до 4,8 млрд яиц. Беспокоят вопросы ценообразования и серого рынка. Кроме того, производители не хотят ставить дату на яйца, опасаясь проблем со сбытом.
Член Союза птицеводов, соучредитель холдинга «Шанырак» Максим Божко рассказал подробнее о проблемах отрасли, а также раскрыл некоторые секреты производства и продаж.
О сером рынке яиц
Сегодня мы в едином таможенном пространстве – граница открытая, сколько яиц заходит из России – неизвестно, много серого импорта. Создается нехорошая конкуренция местному производству. Расчет по импорту мы делаем исходя из того, что по стандарту в Казахстане человек съедает примерно 330 яиц в год. Но никто не может посчитать куриц в селах поштучно. Скорее всего, цифра – 1,2 млрд яиц в год на личных подворьях – в разы меньше – около 500 млн в год. Соответственно, серый импорт еще больше. Мы говорим, что вроде бы 100% себя обеспечиваем яйцом, но при этом Западный Казахстан в основном сидит на импортном российском яйце. Это неконтролируемый ввоз из Омска, Новосибирска, Екатеринбурга. Лотки на базарах зачастую немаркированные, даты никакой нет. Мало того, что это серый импорт, еще и серые продажи. Летом яйца в цене сильно падают – лишь бы они не испортились. И если себестоимость в районе 20 тенге, мы продаем летом по 10, а Россия может за 5 завезти.
Переработка – новая ниша
За 10 лет промышленное птицеводство упало в три раза, но благодаря поддержке государства произошел рост отрасли. То есть мы превысили сегодня цифры 1990 года. Дальше будущее у яичного производства. Строительство порошкового завода в РК – это перспективно, это то, о чем мы думаем второй год. Проект на переработку 1 млн яиц в порошок ежедневно будет стоить около 10 млн евро, включая строительство, оборудование, обороты. Чтобы переработать хотя бы 10% от того, что мы производим, нужно вложить эти деньги. Если все будет хорошо, такой завод может появиться в РК уже к концу 2017 года. Для нас это в первую очередь решение вопроса сбыта яиц.
Мясо птицы
По мясу ситуация в два раза хуже в плане собственной обеспеченности. Мы производим всего половину от того, что потребляем в Казахстане. Тут тоже есть своя норма – 18 килограмм курицы на одного человека в год. В Эмиратах или Штатах эта цифра выше в два раза. В этой отрасли мы тоже видим потенциал. План собственного производства на 2016 год – это 183 тысячи тонн мяса, но я думаю, это не совсем реально. Его поставил Союз птицеводов на основании тех заявок, которые фабрики подают на субсидии, и обычно они стараются заявить больше. Я думаю, выше 150 тыс. не будет в этом году. Но рост все равно идет.
«Ножки Буша», или Сколько воды можно закачать в курицу
Структура импорта такова, что 70-80% – это американские окорочка, которые пролежали неизвестно сколько на складах. Это бросовые цены, замороженное мясо, которое уходит в Афганистан, Африку, раньше в Россию – сейчас там закрыто, и в Казахстан. Но последние полгода нам стало легче бороться с «ножками Буша» благодаря девальвации – из Америки стало невыгодно возить. Официального завоза из США сейчас практически нет, все идет через Кыргызстан. Полностью закрыть этот импорт у нас пока сил нет.
Инжектированная курица может на треть состоять из рассола. Нормальная замороженная должна потерять при разморозке не больше 5%. А лучше покупайте охлажденное мясо. В России уже давно 90% куриного мяса продается в свежем виде. Но, к слову, мы еще испытываем проблемы с дистрибуцией, охлажденное мясо должно быть продано всего за пять дней. То, что не продается, супермаркеты возвращают нам, там еще хватает срока годности, чтобы отправить это в колбасный цех.
Как птицефабрики категориями «жонглируют»
Как только яйцо не называют – «крупное», «мелкое», первая категория, отборная, супер, высшая, экстра! Есть единственный документ в РК – ГОСТ, там конкретно написано: три категории «С2, С1, СО», все. По каждой из них есть разбег в 10 г. Мелкое яйцо С2 – 45-55 г, С1 – 55-65 и т.д. Все остальное – маркетинговый ход фабрик. По той же первой категории делят яйца, 65 грамм у них – уже экстра, их продают дороже. Эту проблему мы в Союзе птицеводов обсуждаем. Мы хотим ввести классное американское понятие: S – маленькое яйцо, М – medium – среднее, L – большое, XL, XXL. Это нужно закрепить законодательно.
Кстати, размер яйца в первую очередь зависит от возраста птицы. Когда она молодая, она несет мелкие яйца, чем старше, тем яйца крупнее.
Рентабельность «куриного» бизнеса
Это самая быстрая отдача в бизнесе. Всего нужно 40 дней для цыпленка, чтобы он набрал 2 кило веса, и можно отправлять на забой. Соответственно, вы вложили деньги и через два месяца получили отдачу. В яйце инвестиционный цикл длиннее, там нужно 140 дней выращивать цыпленка, чтобы он начал нести яйцо. Но если сравнивать со свининой, говядиной, кониной, где нужно ждать год-полтора, это самый быстрый возврат инвестиций. Норма рентабельности по яйцу у нас где-то 10%, по мясу – около 15%.
Почему на яйце не ставят дату выпуска?
Маркировка по дате – это шаг вперед для развития отрасли. Но у фабрик есть сезонные проблемы со сбытом. Если человек придет и увидит на прилавке яйцо трехнедельной давности, он подумает, что оно не свежее. Хотя у него срок годности 3 месяца. Я считаю, что необходимо вносить изменения в техрегламент по производству и упаковке яйца. На само яйцо нужно наносить не только категорию, но и производителя, и дату. Эту идею поддержал министр сельского хозяйства Асылжан Мамытбеков, но производители пока не согласны, это риск. Для начала нужно срочно запускать завод по переработке и одновременно менять техрегламент.
Зачем птицефабрики кур бесплатно раздавали?
Это было в августе 2015 года на ПФ Карла Маркса в Карагандинской области. Крик души. Что такое 2015 год? Начиная с января, после того как рубль обвалился, по август мы продавали мясо птицы, себестоимость которого минимум 400 тенге, за 250. Потому что с России заходило мясо по этой цене. Мы наткнулись на проблему со сбытом. Накопленный убыток составил почти полмиллиарда у нас. А кормить птицу было нечем, убойные цеха – маломощные. И мы приняли решение 20% от поголовья общего просто раздать населению бесплатно. За три дня раздали 100 тыс. кур. Был бардак. К сожалению, мы заявляли, что уже с февраля-марта нужно было или опустить тенге, потому что невозможно конкурировать с российской курятиной, или закрыть границу, или нам повысить субсидии. Отрасль стояла под серьезным напором. Многие сократили поголовье, но об этом не говорили.
Голубые яйца?
Да, в мире есть куры, которые несут голубые яйца, есть розовые яйца. Не знаю, как посмотрит наш потребитель, если мы начнем продавать такие яйца. А вообще, цвет скорлупы зависит от породы. У коричневых кур – коричневые яйца, у белых – белые. На севере Казахстана больше любят коричневые, считают, что они лучше, что домашние. Белые чаще на юге встречаются. Цвет желтка зависит только от корма.
Халал птицеводство
У нас на упаковке есть значок «халал», мы прошли сертификацию. То есть халал – это в первую очередь то, чем курица питается. В ее питании не должно быть падежа, например. Мы контролируем корм. По мясу немного сложнее. Есть такое понятие, что нужно прочитать молитву и вручную курицу надрезать перед убоем. Но тут промышленное птицеводство – у нас забой в цеху идет 6 тыс. кур в час. Я считаю, что первоочередное – это корм и содержание птицы. Важно также спустить кровь – это опять же халал, и это у нас технологией предусмотрено.
Почему скачут цены на яйца?
Пик продаж и цен у нас происходит на Пасху, в этом году будет 1 мая. Потом вы увидите сезонное летнее снижение цен, мы будем нести убытки четыре месяца, накапливать их. Но в сентябре-октябре идет возврат. Отпускная цена одного яйца – 20,18 тенге с учетом НДС. Зачастую же рост цен вызван желанием ретейлеров получить максимальную прибыль с продаж. Есть постановление правительства, что на яйцо (как на социально значимый продукт) не должна быть наценка выше 10-15%, но никто его не отслеживает. Здесь решает только развитие конкуренции.
Проблемы отрасли и пути решения
Субсидирование у партнеров по ЕАЭС – России и Беларуси – выше. Нужно выровнять условия внутри союза. Также из-за волатильности цен на зерновые культуры важно создать фуражный фонд в размере годовой потребности птицефабрик. В «Дорожной карте» нужно предусмотреть госрасходы на прокладку дорог к новым птицефабрикам. Наладить свое племпроизводство – не более трети суточных цыплят производится в РК, остальное завозится из России. Корма – чтобы птицеводство развивать в РК, нужно выращивать свою сою и масложировые культуры. И, конечно, сокращение квот на импорт.