Налог на вывеску: обложить нельзя оставить!
Интересный спор вышел между НПП Атамекен и Управлением архитектуры и градостроительства АлматыВесьма интересный спор вышел между Национальной палатой предпринимателей «Атамекен» и Управлением архитектуры и градостроительства Алматы. Первая структура, призванная защищать интересы предпринимателей, приняла заявление от алматинки Суриям Низамдиновой, которая пожаловалась на незаконные, на ее взгляд, действия сотрудников управления. Вывеску «Автомойка», которую держит предпринимательница, расценили как рекламу и обложили соответствующим налогом. Уже в самом начале разбирательств, участие в которых принял и корреспондент «Капитал.kz», стало понятно: это далеко не прихоть специалистов из управления архитектуры и градостроительства, но и не норма для бизнесменов и Палаты предпринимателей в их лице.
Суриям Низамдиновой без преувеличения можно вручить все лавры первопроходца, наделавшего немало шума в бизнес-сегменте Алматы. Женщина первая и, нужно отметить, уже не единственная, кто задался вопросом: должна ли вывеска, информирующая о роде деятельности того или иного бизнес-объекта, облагаться налогом, является ли она в данном случае рекламой? Ответ предпринимательница начала искать в Национальной палате предпринимателей «Атамекен» и незамедлительно нашла поддержку, которую юристы оформили так: подобные вывески не могут облагаться налогом, поскольку в соответствии с Законом «О рекламе» вывеска не относится к объектам наружной рекламы, тем более что в данном частном случае она находится на территории реализации товаров и услуг, в пределах входа в здание, на входе через ограждение, на крышах и фасадах, как того требует закон. И налог, а также набежавшая пеня, которые теперь должна оплатить Суриям Низамдинова, подлежат отмене, считают в «Атамекене». К слову, на сегодняшний день бизнесвумен выставлен весьма солидный счет.
«У предпринимательницы эта проблема началась 5 мая 2015 года, когда управление государственных доходов по Бостандыкскому району направило уведомление о погашении налоговой задолженности, где был указан размер и пеня за уже существующий рекламный объект. Так как предпринимательница не смогла решить самостоятельно данную проблему, она обратилась в Палату предпринимателей. Мы провели совет по защите прав предпринимателей, где данный вопрос был рассмотрен, также приглашали сотрудников управления архитектуры и градостроительства и компании «Алматыжарнама». Так вот. На сегодняшний день на женщине висит большая задолженность – чуть более полумиллиона тенге, также налоговыми органами принято решение об ограничении имущества. То есть предпринимательская деятельность на сегодняшний день заморожена», – рассказал начальник отдела по устранению административных барьеров Палаты предпринимателей Алматы Бекежан Кунтаев.
Сумма к оплате в полмиллиона тенге могла бы быть гораздо ниже, продолжает он. Если бы предпринимательница вовремя обратилась за помощью к специалистам Национальной палаты, и не было бы упущенного срока почти в два года, за которые Управление архитектуры и градостроительства, получив данные от «Алматыжарнама», успело направить материалы дела в налоговые органы. Но вопрос здесь в другом: должна ли Низамдинова вообще оплачивать налог, неважно в каком размере?
Должна – считают в Управлении архитектуры и градостроительства и не менее аргументированно апеллируют Законом «О рекламе», утверждая, что и управление и «Алматыжарнама» действовали в четких рамках этого закона.
«В данном случае действует Закон «О рекламе», статья 11, пункт 1, примечание 1, где ясно прописано, что законодательно освобождены от налогообложения три вида организаций – в сфере торговли, в сфере общепита и в сфере оказания бытовых услуг. В данном случае сама вывеска, реклама информационного объекта «Автомойка», относится к рекламному объекту и не подпадает ни под одну из названных категорий», – говорит юрист Управления архитектуры и градостроительства Алматы Руслан Керимбаев.
Но как в лучших традициях хорошего блокбастера, если бы все было так просто, не было бы таким интересным. Бекежан Кунтаев настаивает на своем: «Автомойка» относится к сфере бытовых услуг, об этом свидетельствуют межгосударственные стандарты оказания услуг населению, которые также распространяются на территорию Казахстана. Соответственно, уже два документа могут стать подспорьем в защите Суриям Низамдиновой и освобождении ее от налога, считают в Нацпалате.
«Мы вынесли на республиканский уровень вопрос: что такое бытовая услуга, каковы критерии бытовых услуг. Это должно быть основополагающим, на что будут опираться предприниматели и заказчики. Мы каждый день получаем те или иные услуги. Поймите, автомойку не отнести к бытовым услугам, я считаю, это неправомерно со стороны управления архитектуры. Есть правила бытового обслуживания населения Республики Казахстан 1996 года и межгосударственные стандарты оказания услуг населению. Они не потеряли силу, но почему-то не применяются в Казахстане. Здесь конкретно написано, что правила бытового обслуживания населения Казахстана, разработанные в соответствии с Гражданским кодексом, распространяются на все юридические лица, независимо от форм собственности, а также на граждан, занимающихся оказанием определенных услуг», – возмущается Бекежан Кунтаев.
Действительно, под оказанием определенных услуг здесь имеются в виду вполне конкретные бытовые услуги, такие как газификация домов индивидуального сектора, переработка сельхозпродукции по заказу граждан и многое другое. При этом предприятия, оказывающие услуги, выполняющие данные работы, обязаны иметь вывеску с указанием профиля их деятельности, наименованием юридического адреса, а также информацией о режиме работы.
«Я считаю, здесь вообще нужно глубоко рассматривать, что такое бытовые услуги. В данном случае, что такое вообще быт? Быт – это то, что человеку ежедневно необходимо для удовлетворения его духовных и материальных ценностей. В данном случае мы рассматриваем автомойку. Я могу туда заезжать или не заезжать, правильно ведь? Острой бытовой необходимости у меня нет», – поясняет юрист Управления архитектуры и градостроительства Руслан Керимбаев.
На вопрос о том, должно ли управление архитектуры и градостроительства руководствоваться межгосударственными стандартами, где более четко трактуется термин «бытовые услуги», Руслан Керимбаев снова отвечает, ссылаясь на Закон «О рекламе», аргументированно замечая, зачем тогда нужен данный закон, если его не соблюдать? Тем более что ответственность за несоблюдение ляжет в первую очередь на сотрудников Управления архитектуры и градостроительства.
В Нацпалате в свою очередь отмечают: при сложившихся условиях вполне возможно, что в скором времени облагаться налогом будут также такие учреждения как детские сады, школы, деятельность которых тоже сложно отнести к сфере бытовых услуг. Об этом говорит и следующая тенденция: в настоящее время в «Атамекен» поступило уже порядка 15 обращений от предпринимателей, развивающих бизнес в самых разных отраслях экономики.
«К сожалению, предприниматели, имеющие автомойки, совершающие свою деятельность в данном бизнесе – не единственные. На сегодняшний день у нас имеется ряд обращений, которые не связаны с автомойкой, это и туристские агентства, которые также получили уведомления о погашении налоговой задолженности, организации, которые оказывают медицинские услуги, у них то же самое увдомление. Получается мы сейчас будем бояться, что школы, детские сады тоже получат уведомления о погашении налоговой задолженности, это ведь тоже вывески, значит реклама?» – задается вопросом представитель Национальной палаты Бекежан Кунтаев.
«За исключением государственных предприятий. Частные школы, частные детские сады, согласно Закону «О рекламе», они, да, будут облагаться налогом. Госорганы – исключение. Остальные предприятия, если они не подпадают под три вышеназванные группы, их вывески облагаются налогом. Так было всегда. Все налогоплательщики с этим всегда соглашались и соответственно оплачивали. До этого случая никаких проблем не было», – отвечает Руслан Керимбаев.
На упреки Нацпалаты, что данный мониторинг проводится с несоблюдением норм Предпринимательского кодекса, который предполагает предварительное составление и направление в распоряжение предпринимателя соответствующей справки, заключения и других документов, уведомления о применении средств фотофиксации, юрист Управления архитектуры и градостроительства Алматы отвечает предложением более четко разобраться в терминологии. «Здесь нужно понимать термин «проверка». В данном случае мы на проверку как таковую не выезжаем. Мы фиксируем. Надо смотреть закон, изучать, что такое проверка, как она осуществляется. Нужно смотреть также Закон «О контроле и надзоре». Могу сказать точно, что в случае проверки объекта мы выезжаем в строгом соответствии с данным законом», – отвечает юрист Руслан Керимбаев.
Еще одна претензия защитников предпринимателей – отсутствие какой-либо информации о действиях Управления архитектуры и градостроительства. Именно нехватка сведений и становится чаще всего причиной непонимания между сектором МСБ и госорганами, считает Кунтаев.
«Видите, в чем здесь проблема. Если бы Управление архитектуры, как уполномоченный орган, у себя на сайте, либо на доске информации размещало бы данную информацию о том, какие услуги входят в перечень бытовых, к примеру, а какие нет – я думаю, такой проблемы в Алматы бы не было. И потом лично я звонил по республике своим коллегам в других городах, чтобы узнать, есть ли такая проблема у них, как выяснилось, данный вопрос подняли только в Алматы, только у нас вывески посчитали рекламным объектом», – рассказывает Бекежан Кунтаев.
Руслан Керимбаев в свою очередь не отрицает: диалог с предпринимателями у работников управления должен быть, но на исход аналогичных дел это в общем-то большого влияния не оказывает, поскольку, как напоминает юрист: «незнание закона не освобождает от ответственности».
В настоящее время работники Национальной палаты предпринимателей направили письмо с изложением всех фактов, фотографий и записей по всем подобным обращениям в органы прокуратуры. В будущем здесь также планируют вынести вопрос на республиканский уровень.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.