Стеклянный дом в горах Алматы не привлек инвесторов
Дизайнер Айбек Алмасов рассказал, почему громкий проект остался на бумаге, и какие коттеджи любят казахстанцыИмя молодого казахстанского архитектора Айбека Алмасова стало известно практически всему миру два года назад благодаря уникальному проекту «Стеклянный дом». Зарубежные СМИ тогда с живым интересом писали о том, что в горах Алматы по заказу некоего бизнесмена построили четырехэтажный дом из стекла с винтовой лестницей. А главная особенность этого архитектурного чуда в том, что возведено оно вокруг огромной сосны. Архитектор заявлял, что такое жилье лишено условий для постоянного проживания, но дает возможность «вырваться из бетонных коробок и почувствовать единение с природой». «Подъем по ступеням необычного дома можно сравнить с этапами духовного очищения и просветления», - отмечал автор. Однако спустя несколько лет дом будущего в Алматы так и не появился. Бизнесмен, якобы выделивший 240 000 фунтов стерлингов на этот проект, оказался мифическим – молодому дизайнеру просто нужно было привлечь внимание к своей яркой идее. Реклама удалась, однако дальше дело не пошло. Айбек Алмасов рассказал центру деловой информации Kapital.kz почему стеклянный дом так и не нашел инвестора, какие коттеджи предпочитают казахстанские миллионеры и сколько стоят услуги креативного архитектора.
- Айбек, как сейчас обстоят дела с вашим футуристическим проектом «Стеклянный дом»?
-Этот проект, к сожалению, пока только на бумаге существует, если бы он был в реальности, к нам бы уже приехали с National Geographic. Они уже писали мне, говорили: «Давайте мы к вам приедем, где дом стоит? Давайте мы снимем документальный фильм, у нас есть рубрика «Tree House»». Другие говорили: «Мы хотим снять документальны фильм о домах будущего». Около ста мировых изданий публиковали информацию об этом доме, брали у меня интервью. В одном из университетов США профессор предложил для обсуждения мой проект. Из России писали, Британии, Германии, Франции. Они хотели приехать, но я сказал им, что проект не существует. На что они отвечают: «Как найдете финансирование, инвесторов, как он начнет строиться, тогда нас позовите, пишите нам». И каждые полгода связываются со мной.
По-моему, нам выгодно было бы его построить, если мы хотим развивать туризм и все остальное, было бы классно его построить и тем самым мы через эти гигантские телеканалы могли бы о себе заявить, зарекомендовать себя и не с плохой стороны - о том, что у нас уже какая-то альтернативная реальность развивается в сфере домов.
- Вы за минувшие годы доработали этот проект?
- Нет, я его не трогал. Я его сделал и оставил, поработал здесь в одной компании полгода, защитил диплом, уехал в Китай, потом приехал сюда, организовал свою компанию. Мы уже построили два дома, третий сейчас начинаем строить. Ну и параллельно делаем дизайн интерьера. Я не успеваю сейчас никуда. На такие интересные проекты, как «Стеклянный дом» или какие-то другие просто нет времени.
- Что насчет поиска инвестора для стеклянного дома?
- Я кому только не писал заявки: и в акимат, в Министерство культуры, другие министерства, на все имена какие можно. Это было года полтора назад. Писал обращения на сайты. Но ни одного отклика, обратного отзыва не было. В ЭКСПО интересовались, но потом они резко остудили свой пыл.
- О каких инвестициях идет речь?
- Тут по большей части нужно разрешение на строительство, поскольку это считается как капитальная стройка. Фундамент будет заливаться под сваи, там три сваи стоят, на чем держится стекло, все этажи. Но нам никто не даст в горах это делать - это собственность государства. Выше Медеу нельзя покупать землю. Помимо этого нам нужно прокладывать туда необходимую инфраструктуру, и если делать, то делать как достопримечательность. Прокладывать некий маршрут, чтобы люди посещали. Ну, домом его уже не получится сделать, у нас пока нет таких людей, которые готовы жить так далеко, в горах, при таком климате. Я его делал по идее для себя и чтобы отдохнуть там пару дней, для уикэндов. С этой целью. Потом мне начали писать – как там можно жить всегда? Дом в себя собирает всю электроэнергию, очищает сам себе воду, обогревается электричеством. Пленки встроены в стекло. Есть специальная итальянская компания, которая разрабатывает полукруглые стекла с пленкой, поглощающей солнце. Также нужен будет новейший и очень дорогой аккумулятор Tesla. Ранее я навскидку назвал сумму (380 тысяч долларов. Ред.), потому что примерно посчитал стекла, водоочистители. Плюс надо найти строительную компанию, которая сделает рабочий проект со всеми инженерными техническими моментами. Сколько сама земля и строительство обойдутся…
- Кажется, пару лет назад был интерес со стороны дубайских инвесторов?
- Один американец, который жил в Дубаи, писал мне, что у него есть знакомые инвесторы, которые сейчас ищут проекты. Он спросил, не против ли я, чтобы предложить эту идею, но построить уже не дом вокруг дерева, а масштабнее – купол метров 30-40 в высоту, сделать там кафетерий, шопинг, и посередине посадить самое высочайшее дерево в мире. Я ответил, что только «за». Но потом он пропал. Возможно, не заинтересовал инвесторов.
- А почему изначально в СМИ говорилось о том, что дом уже построен по заказу некоего бизнесмена?
- Эта история пошла, потому что я хотел, чтобы меня опубликовали всего лишь на одном зарубежном сайте - DesignBoom. Они на первом месте стоят по посещаемости в мире по архитектуре. И публикуют только те истории, которые уже существуют. А мои картинки были на их взгляд похожи на реальные. И мне пришлось выдумать такую историю, что его как будто уже построили. Это опубликовали, и это было неожиданно. И с того момента по принципу домино все пошло.
- Если в этом доме нельзя жить, то для чего он?
- Эта идея возникла, когда я учился в университете на четвертом курсе. У меня вид на горы был с моей квартиры. И я думал - вот было бы здорово там проводить время. Месяц я вынашивал идею, каждый день рисовал. Сначала это был квадратный дом вокруг двух деревьев с открытым куполом. Мне не нравилось, переделывал раз пять, под разные формы. Думал, как туда подключить коммуникации все, если там жить. Это же классно, когда никого нет, такая близость с природой, самое главное – не вредя ей. Не сносить дерево и построить коттедж маленький, а подружиться с природой.
Начал искать технологии, чтобы не надо было к этому дому ничего подключать, ничего рыть. Просто сваи залить, чтобы при ветре ничего не случилось. В Европе его называют «дом с нулевым потреблением». Я не то, чтобы его хочу построить где-то в частных владениях, у кого-то в огороде. Государство должно дать разрешение и построить нужно по пути на Медеу, чтобы люди его посещали. Если туда сделать вход по 1-2 доллара, раздавать людям кофе на входе, он окупится лет за пять. Пусть люди смотрят, меняют свое мировоззрение.
- Давайте поговорим о вашей профессиональной сфере. Как экономический кризис отразился на работе дизайнеров и архитекторов?
- Спрос, конечно, упал, какие-то компании сокращают штат. Те, кто работает по одиночке, тоже говорят: раньше было около пяти заказов в месяц, сейчас максимум один-два. Но мне заказов хватает. Потому что у меня узкая аудитория. Только те, кто хотят современный интересный дизайн в плане и архитектуры, и интерьера. Это всего где-то 5% рынка, остальные 95% по всему Казахстану любят классику. Я не будут строить обычные коттеджи, делать перепланировку, это не мой стиль. Мне одного заказа в месяц достаточно и даже многовато иногда. И это только частные дома, полностью разработка генплана. За год я сделал три дома в Алматы и три интерьера.
- Насколько же заселен алматинский рынок креативных дизайнеров и сколько стоит заказать эскизный проект дома?
- В основном дизайнеры работают на архитектурные компании. Клиент ведь переживает: дома – это серьезная штука, человек должен разбираться и в дизайне, и в строительстве, и в СНИПах. Он не должен просто красиво рисовать, нужно еще и адаптировать проект под наши условия: нельзя делать пролеты большие, на 10 метров без опор, нельзя чисто взять и «слизать» с журнала дом как в Италии, Испании. У них евроСНИПы, у американцев другие стандарты. Климат наш нужно учитывать.
Цена зависит от местности, сложности проекта. Если одноэтажный дом со стандартным участком примерно 40 на 40 метров на ровной местности – где-то 3,5 тысячи долларов. Если это двухэтажный коттедж, участок по 16-20 соток, это будет стоить 5 тысяч долларов. Есть компании, которые берут от 25 тысяч долларов за такой же дом. В Европе это будет еще дороже, но там помимо эскиза, вам дадут еще и рабочий проект. Я же делаю эскиз, генплан, который передаю конструкторской компании, разрабатывающей все технические моменты – электрику, инженерию, сантехнику. Это большой документ с чертежами, который потом отдается рабочим. Норману Фостеру проект Хан Шатыра – альбом на 30 страницах, заказывали за огромные деньги. То есть самая дорогая по сути – это идея. Тех, кто придумывает современные дома в Алматы – их по пальцам пересчитать. А тех, кто может адаптировать идею, у нас их тысячи - конструкторы, инженеры и др.
- Какие дома и интерьеры, по вашим наблюдениям, предпочитают заказывать богатые казахстанцы?
- Наши люди редко заказывают одноэтажные дома. Если уж строить, то побольше, в классическом стиле и с запасом для детей. Но я стараюсь не контактировать с такими клиентами. Скажу, что пока что я еще не видел ни один дом, который бы мне понравился. Сколько ездил, смотрел, что по проспекту Достык, - там коттеджи классические, ничего такого, что бы в Лос-Анджелесе, например, встречалось. Не уникально и не современно, однотипные, по штампу, словно купленные с одной конторы. Но я не везде был, может чего-то не видел…
- Расскажите о вашем стиле. Что вам нравится использовать при проектировании, от чего сразу отказываетесь?
- Я хочу занять и развить эту нишу в Казахстане – только современный стиль архитектуры на высочайшем уровне. Чтобы люди завтра могли сказать: «У нас в Казахстане тоже есть такие красивые современные дома». Мне нравится, как в Лос-Анджелесе строят. Там красивые панорамные виллы на холмах стоят, с большим бассейном. Ландшафт наподобие Алматы. Не должно быть захламления в интерьере – когда много красивых вещей, не сочетающихся друг с другом, без гармонии.
- Айбек, есть в Алматы «зеленые» и «умные» дома?
- Это очень дорогие технологии. Это направление в нашей стране пока не развивается, как мне кажется. Если даже 50 человек это поставили себе – это капля в море. Ко мне приходила как-то американская компания по «умным технологиям» - таких компаний в Алматы около трех-четырех, и они сказали, что для трехкомнатной квартиры, чтобы реально все работало - шторы, двери сами открывались – 25 тысяч долларов нужно. Если бы 3-4 тысячи стоило, я бы поигрался с такой штукой. Не думаю, что спрос есть большой. Солнечная батарея сама по себе не совсем дорогая, просто к ней нужен аккумулятор, а он дорогой и большой. Притом не круглый год солнце - зима у нас, как полгода без света жить…В Алматы пока все по старинке, в Астане, если только ветряки можно ставить.
А что касается стеклянного дома, собственной энергии ему не хватит, чтобы там постоянно жить в наших условиях, но, повторюсь, его реально и возможно построить в Алматы в качестве уникальной достопримечательности.
Спасибо за беседу и успехов вам!
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.