Риски по строительству ЛРТ в Алматы возьмет на себя частник

На реализацию проекта потребуется 95,3 млрд тенге

Проект легкорельсового транспорта (ЛРТ) в Алматы будет реализован по принципам государственно-частного партнерства. Бюджет проекта, по предварительной оценке, составит 95,3 млрд тенге, из которых 72,8 млрд пойдет на строительство дорожной инфраструктуры, чуть более 21,9 млрд будет стоить подвижной состав, а на высвобождение земли и снос строений потратят 0,50 млрд от общей суммы. Об этом разработчики проекта сообщили сегодня в ходе круглого стола с участием представителей акимата, экспертов и СМИ, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.

«Львиная доля проектов ЛРТ в мире реализуется именно с привлечением частных партнеров (за 10 лет в мегаполисах запущено 37 проектов легкорельсового транспорта, из них 29 - по принципам ГЧП. - Ред.). Хочется упомянуть, что нигде в регионе СНГ систем ЛРТ пока нет. Есть только один не совсем удавшийся пример ЛРТ в Москве. Поэтому мы считаем, что риски строительства и эксплуатации должны возлагаться на частного инвестора. Государство частично берет на себя риски, связанные с трафиком – пассажиропотоком, и риски, связанные с тарифообразованием», - отметила представитель компании Ernst&Young Жаннат Салимова-Текай.

Предполагается, что доля частных инвестиций в бюджете ЛРТ составит 61% (или 58,9 млрд тенге). Инвестор сам будет строить «зеленый коридор» для трамвая, определять производителя подвижного состава и обслуживать линию.

«Под словом «инвестор» понимается консорциум компаний. То есть это не так, что приходит один мультимиллионер, вытаскивает кэш из кармана и говорит: «Я хочу стать стать инвестором ЛРТ». В консорциум компаний обычно входит какая-либо инжиниринговая компания, производители подвижного состава, компания, которая занимается дизайном и строительством. Если на концессию выставляется также эксплуатация, то тогда обычно присоединяются профессиональные компании, которые занимаются операционным обслуживанием. И этот консорциум уже занимается поиском финансирования. В рамках консорциума есть свои договоренности с международными институтами развития, фондами. Наша задача сейчас это правильно упаковать и дать гарантии группе инвесторов, что этот проект жизнеспособен», - рассказала менеджер ГЭФ ПРООН «Устойчивый транспорт г. Алматы» Елена Ерзакович.

Со стороны местных властей гарантируется благоустройство прилегающей территории, перенос подземных коммуникаций. Помимо этого, из городского бюджета предусматривается так называемая плата за доступность - субсидии для снижения некоторых рисков инвестора.

«Это самый распространенный вид меры господдержки, который используется, чтобы структурировать участие государства в поддержке проектов ГЧП. Плата за доступ – частично или совсем не зависит от того, какое количество пассажиров обслуживает тот или иной объект инфраструктуры. Она будет сопровождаться определенной системой бонусов и штрафов за то, в каком режиме работает система и соответствует ли требованиям. Это субсидия», - пояснила представитель компании Ernst&Young.

Заказчиком проекта выступает акимат Алматы. Ведет его с 2013 года ГЭФ ПРООН «Устойчивый транспорт г. Алматы» при финансовой поддержке Европейского банка реконструкции и развития. Помимо этого, привлечены три группы консультантов: юридическая компания Norton Rose, техническую часть прорабатывают специалисты Idom, за финансовое планирование отвечает компания Ernst&Young. Консорциум консультантов к концу этого лета планирует подготовить и презентовать потенциальным инвесторам документацию для тендера, который, как ожидается пройдет в два этапа в конце 2016 года, и до июля 2017-го комиссия обязуется отобрать лучшую заявку. Строительство по плану должно начаться в 2018 году, а уже в 2020-м алматинцы впервые смогут передвигаться по городу на удобных современных трамваях.

Протяженность линии ЛРТ составит 22,9 км. Средняя скорость трамваев будет – 24 км/ч, время в пути от начальной до конечной точки - приблизительно 40 минут. На линию выйдут 32 удобных трамвая с низкой посадкой и интеллектуальной системой торможения, на пути следования поставят 37 остановок, интервал ожидания трамвая будет около 4 минут. На месте старого трамвайного депо в городе появится парк отдыха, новое депо для ЛРТ построят в Индустриальной зоне развивающегося Алатауского района. Также ветка ЛРТ протянется и до Калкамана. Трамваи будут ходить с 5:30 до 23:00, пассажиропоток первого года оценивается в 80 тысяч поездок ежедневно.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤