Франчайзинг в Казахстане взял курс на интернет-проекты
О трендах на рынке рассказал президент Ассоциации франчайзинга в Казахстане Бекнур КисиковТрадиционный перечень отраслей, где особенно часто представлен франчайзинг в нашей стране, самое время дополнить новыми сферами. Ретейл, Fastfood, рынок услуг – это те сегменты, к которым казахстанцы привыкли и новым брендам уже не удивляются. К доминирующим франчайзинговым отраслям в настоящее время можно отнести онлайн-проекты. О такой тенденции корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz рассказал президент Ассоциации франчайзинга в Казахстане Бекнур Кисиков.
«Интересная франшиза сейчас в онлайн-проектах. Когда-то в своей книге я писал о своих сомнениях в том, что франшизы по онлайн-проектам будут развиваться в нашей стране. Но сегодня опыт показывает, что в этой области есть потенциал для развития. Не такой большой, конечно, как в реальном секторе, где есть четкие границы и разграничения территорий, но тем не менее онлайн-проекты развиваются. Чаще всего это дошкольное, детское образование. В США и Европе это очень развивающийся сегмент, появляется много франшиз. В Казахстане я сегодня вижу то же самое. Проникают новые франшизы. Плюс хороший франчайзинговый эффект я наблюдаю в экотрендах – экология, органические продукты. Вот в этих секторах ожидается большой рост», – рассказал Бекнур Кисиков.
При этом эксперт соглашается, что в Казахстане со статистикой в 495 брендов можно наблюдать засилье франчайзинговых проектов. По мнению главы профильной Ассоциации, этот вопрос – палка о двух концах. С одной стороны, необходимо разработать пакет мер по защите отечественного рынка, с другой стороны, конкуренция с иностранными брендами держит казахстанских предпринимателей в хорошем тонусе.
«Каждая страна должна защищать свой рынок, и это нормально. Наша Ассоциация, в частности, направлена на то, чтобы не только заводить иностранные бренды, но и развивать собственные, казахстанские проекты, франшизы. К примеру, мы совместно с фондом «Даму» постоянно предоставляем бесплатные площадки предпринимателям для презентации продукции. На данный момент у нас сформировался пул хороших франчайзинговых проектов. При этом, если мы говорим об иностранных, я бы не хотел демонизировать многие сегменты франчайзингового рынка. Потому что если приходит хороший иностранный бренд мирового уровня, наши предприниматели тоже учатся. По опыту многих стран я вижу, что приход брендов оздоравливает, оживляет рынок. Уровень наших казахстанских франшиз повышается, становится лучше. Конкуренция увеличивается. С другой стороны, не нужно делать культ из этих брендов, и необходимо следить, чтобы не было тотального иностранного засилья», – заключил Бекнур Кисиков.
Касательно конкретных брендов, которые в ближайшее время появятся на казахстанском рынке, по информации президента Ассоциации франчайзинга Казахстана, ожидаются Subway, H&M, известно, что официально свой приход подтвердил McDonald's, также ведутся переговоры с рядом других европейских и американских брендов.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.