Новый аудит для авиакомпаний может ударить по клиентам

Так считают игроки рынка и эксперты

С начала 2016 года в Казахстане вступила в силу норма, согласно которой отечественные авиакомпании должны иметь европейский сертификат аудита IOSA. По словам председателя совета директоров «Бек Эйр» Нурлана Жумасултанова, эта норма не соответствует Закону «Об использовании воздушного пространства и деятельности авиации». Кроме того, глава «Бек Эйр» подчеркнул, что у Казахстана нет обязательства перед ИАТА – европейской коммерческой неправительственной организацией, которая и рекомендует аудит IOSA. Но тем не менее, по словам Нурлана Жумасултанова, Комитет гражданской авиации РК (КГА) не стал противиться новой норме. «Требования КГА пройти аудит IOSA неправомерны, пока эти нормы не внедрены в национальное законодательство», - заявил в ходе пресс-конференции Нурлан Жумасултанов, сообщает корреспондент центра деловой информации kapital.kz.


По словам экспертов, у крупных авиаперевозчиков страны нет проблем с прохождение аудита IOSA. Однако на лоукостерах, таких как «Бек Эйр», эта процедура может сказаться не лучшим образом. «Эта процедура стоит 1,5 млн. долларов. Откуда авиаперевозчикам брать такие суммы? Видимо, у пассажиров», - говорит ветеран авиации и некогда глава «Эйр Казахстан» Дмитрий Душимов.


С другой стороны, как подчеркнул Нурлан Жумасултанов, если государство внедрит новые стандарты в законодательство, то в «Бек Эйр» готовы пройти аудит. Но есть и другие компании, совершающие меньше рейсов и с меньшей ликвидностью, которые не могут себе этого позволить. Серик Мухтыбаев, бывший заместитель председателя КГА, считает, что давление на небольших авиаперевозчиков вредит всей экономике в целом. «Итак ситуация в стране сейчас непростая. Надо давать возможности населению. Мы не имеем выхода к морю, и авиационное сообщение – лучший способ оперативной связи с регионами», - отметил Серик Мухтыбаев.


Кроме того, он напомнил, что в мире лоукостеры вроде Easy Jet являются одними из лидеров на рынке и пользуются большим спросом среди населения. Серик Боранбаев, некогда глава КГА, выступил в поддержку и отечественного лоукостера: «Компания стала популярна в народе, у них загрузка 85-90%. Выдавить с рынка такие компании – значит ударить по гражданам».


«Когда основные функции воздействия - аудит и контроль – отдают общественной компании, это демонстрирует неспособность самой КГА заниматься вопросом. Хотя заработные платы у чиновников, занимающихся этим, достаточные. В таком случае лучше сократить число чиновников», - сказал Серик Боранбаев.

Справедливости ради Дмитрий Душенов отметил прогресс в работе КГА (представители которого, к сожалению, не пришли на пресс-конференцию, хотя получили приглашение): ведомство занимается реконструкцией аэропортов, приняло хорошую учебную программу для пилотов, но, чтобы эти меры не прошли даром, необходимо повернуться лицом к отечественным авиаперевозчикам, особенно малым. «У нас сейчас нацелены на развитие бизнеса, но в таком случае сторонние стандарты – это нонсенс», - подчеркнул Серик Мухтыбаев.


Однако в КГА, судя по всему, предвидели недовольство игроков рынка, и поэтому «в ближайшее время» ограничения полетов компаний, не имеющих сертификат IOSA, не планируется.

Напомним также, что на сегодняшний день из шести казахстанских авиакомпаний, выполняющих внутренние регулярные рейсы, сертификат IOSA имеют «Эйр Астана» и SCAT. Авиакомпания «Эйр Астана» прошла 4 аудита IOSA, авиакомпания SCAT получила сертификат IOSA в ноябре 2015 года. Согласно правилам у вновь созданной авиакомпании Qazaq Air имеется 2 года льготного периода для IOSA, подготовительные работы которого начаты в текущем году.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤