Пиетари Кивикко: Мы подвинем лидеров рынка
Как изменит рынок новый оператор связиНачало этого года для казахстанских мобильных операторов обещает быть жарким. Сразу несколько значительных событий могут повлиять на расклад сил на рынке. Так, под самый занавес года стало известно о том, что казахстанские операторы связи наконец получили разрешение на предоставление услуги 4G. Полученная компанией «Алтел» фора отыграна, и теперь все операторы смогут расширить свои портфели предложениями с тарифными планами в стандарте 4G. Кроме этого, уже с начала этого года у абонентов появилась возможность менять оператора с полным сохранением номера. Хотя, по предварительным оценкам, эта услуга не повлечет за собой значительного перетока абонентов.
Еще одно важное событие для рынка – закрытие сделки между группой Tele2 и АО «Казахтелеком» с «дочкой» «Алтел» по объединению мобильных бизнес-проектов в Казахстане. Новый оператор рассчитывает получить до 20% общего рынка, численность абонентов составит около 5,6 млн человек. Прокомментировать эти события «Капитал.kz» попросил Пиетари Кивикко, главу нового объединенного оператора.
- Какие события ушедшего года вы считаете самыми значимыми для вашей компании и рынка телекоммуникаций в целом?
- Начну с того, что Tele2 Казахстан в прошлом году добился значительного увеличения абонентской базы. В большей степени это произошло в первом и во втором квартале, в третьем этот рост был ниже.
В целом по рынку за последний год произошло значительное снижение тарифов для конечных пользователей, в третьем квартале была интенсифицирована конкуренция. Этот тренд продолжился и в четвертом квартале, и, наверное, это одна из основных вещей, которая произошла в 2015 году.
Еще один тренд – громадный рост объемов передачи мобильных данных. Когда мы отчитывались по результатам третьего квартала, отметили, что объем передачи данных по сравнению с предыдущим годом в нашей сети вырос более чем на 200%.
Рост приходит как от новых пользователей, абонентов, которые приобретают свои первые смартфоны и начинают пользоваться мобильным интернетом, так и от существующих абонентов, которые начинают использовать интернет в гораздо больших объемах, чем использовали полгода или год назад.
Кроме этого, мы видим и другие факторы. Это так называемые OTT-приложения, которые работают на существующей сети оператора, такие как Skype, Viber, WhatsApp. Они позволяют абонентам совершать звонки условно бесплатно, заплатив только за передачу данных, за доступ к мобильному интернету.
Все это влияет на рост передачи мобильных данных.
- А какая доля обладателей смартфонов сейчас в вашей абонентской базе?
- Сейчас свыше 40%. Ежемесячно мы видим рост количества таких абонентов в нашей сети. Ведь сейчас люди видят, что розничные цены на смартфоны значительно снизились, и, приняв решение обновить свой мобильный телефон, переходят на смартфоны, соответственно, это положительно сказывается на динамике.
- Какую часть в общем портфеле доходов компании на сегодняшний день составляет передача данных?
- На этот вопрос становится все тяжелее отвечать. Сейчас значительная доля абонентов уже не покупает голосовые услуги отдельно, а передачу данных отдельно, как правило, это идет одним общим пакетом. Такие подсчеты становятся все больше академическим упражнением в бухгалтерском учете – попытаться разделить общий финансовый поток и какую-то долю дохода отнести к голосовым услугам, а какую-то - к передаче данных. На данный момент можно с уверенностью сказать, что большинство наших абонентов покупают услуги данных и голоса совместно, одним общим пакетом. И эта тенденция будет продолжаться.
Люди сами определяют для себя, какой уровень доступа им необходим, какой объем передачи данных и голосового трафика им нужен. Так происходит во всем мире уже давно. По моему мнению, замедлила приход этого тренда в Казахстан ставка интерконнекта.
- Но она же влияет только на стоимость голосовых услуг?
- Да, но я имею в виду популярность именно пакетных предложений, куда входит определенное количество гигабайт интернета и количество минут для голосовых вызовов, которые со временем приближаются к безлимиту. Скоро люди совсем перестанут обращать внимание на то, кому из операторов они звонят – внутри собственной сети или за ее пределы. Абоненты вообще не должны об этом беспокоиться.
- Интересно, почему среди самых значимых событий ушедшего года вы не назвали сделку, заключенную между Tele2 и Алтел?
- Это отдельная тема. Мы заявили о достижении соглашения о создании совместного предприятия и надеемся, что сделка будет закрыта в первом квартале следующего года. Существует прочная, четкая отраслевая логика – почему это делается. Казахстан – это страна с огромной территорией и все еще относительно небольшим в количественном выражении населением. Строить и поддерживать инфраструктуру в такой большой стране и делать это дважды требует больших инвестиционных операционных затрат, поэтому логично построить одну общую сеть, которая будет гораздо лучше, чем две отдельных.
- А почему тогда не рассматривался вопрос о возможности внедрения в нашей стране технологии Network Sharing, предполагающей совместное использование оборудования сетей несколькими операторами?
- Tele2 на этом рынке чуть более пяти лет в общей сложности и чуть меньше с брендом Tele2 Казахстан. Пока особого энтузиазма со стороны наших коллег по рынку по поводу этой инициативы не было.
- А с вашей стороны были такие предложения?
- Да, мы выходили с такими инициативами. Network Sharing может начинаться с небольших вещей, а потом со временем масштабы могут разрастаться до полномасштабной идеи.
- То есть вы не исключаете, что такая идея, как Network Sharing, в нашей стране все-таки будет воплощена в жизнь?
- Мы всегда открыты хорошим, рациональным идеям. В долгосрочной перспективе любой игрок в этой отрасли будет искать и оценивать различные альтернативы, в том числе и такие. Швеция – хороший пример этого. Там 4 оператора, но все они в том или ином виде участвуют в договоренностях по Network Sharing. К примеру, в Италии прошлым летом операторы номер три и четыре заявили об объединении своих усилий. Когда видишь примеры таких стран, где гораздо лучше условия, выше ВВП, сравниваешь и начинаешь понимать, что с экономической точки зрения в Казахстане имеет смысл такое делать, концентрировать и объединять усилия.
Tele2 в Казахстане вообще был в какой-то степени исключением в общей группе компаний, потому что здесь у нас только один бренд. В других странах у нас обычно два разных бренда.
В результате сделки у нас будет гораздо более мощная конкуренция, более сильная сеть и лучший продукт на рынке. Это дает реальную возможность бросить вызов и больше не быть третьим оператором.
- Как будет проходить процесс создания совместного оператора?
- В ноябре было подписано соглашение, сейчас мы находимся в процессе получения необходимых согласований в соответствующих государственных органах. Некоторые из них уже получили. Мы ожидаем, что все закончится уже в начале первого квартала этого года. Сейчас мы думаем над тем, как решать возможные операционные сложности, которые могут возникнуть в текущей деятельности, как это будет дальше построено.
- Как изменится расклад сил на рынке в целом после этого объединения?
- Появится гораздо более сильный третий оператор, который готов бросить вызов и которого отделяет не такое большое расстояние до второго места.
- По моим субъективным ощущениям, маркетинговые стратегии присутствия на рынке Алтел и Tele2 совершенно разные. Как вы будете выстраивать дальнейшую политику в этом направлении? Два бренда так и останутся разными по своей философии?
- Два бренда останутся, и они будут разными.
- И у вас будут две разные рекламные и маркетинговые кампании?
- Ничто не остается неизменным. У Tele2 есть свое продуктовое портфолио и сервисная стратегия, есть нацеленность на свои сегменты, с которыми мы работаем. У Алтела будет другое предложение – для своего сегмента. Это останется неизменным в нашей дальнейшей политике коммуницирования со своей аудиторией, в рекламе и маркетинге, потому что у нас разные сегменты, разные группы абонентов требуют разного подхода, разных мессенджей.
- Для ваших акционеров в чем основной профит этой сделки?
- Очевидно, что за счет объединения мы сможем достичь экономии в текущих операционных издержках, расходах, сэкономленных на инвестициях.
- А для абонентов основным преимуществом будет возможность пользоваться услугами в стандарте 4G раньше остальных двух операторов?
- В конце года было объявлено о том, что скоро технология 4G будет доступна для всех операторов. Как только у нас будут подробности, как и когда это станет возможным, мы сообщим рынку. Услуги 4G будут предоставляться как в рамках текущего портфеля Tele2, так и Алтел.
- То есть у вас 4G не появится раньше, чем у остальных двух операторов?
- Я хочу подчеркнуть, что наши абоненты получат доступ к национальному покрытию 4G по всему Казахстану, потому что конкуренты могут запускать 4G только в каких-то конкретных городах и местностях. Наша сеть 4G, объединив сети Tele2 и Алтел, будет очень конкурентной. Не знаю, могу ли я использовать слово "лучшая", чтобы не нарваться на очередной судебный иск, но она будет очень конкурентная.
- Ваша маркетинговая активность пошла на спад, придумываете что-то новенькое?
- Посмотрим, мы всегда импровизируем, это не регулярные акции, которые появляются по графику. В этом и интерес. Но подход свой мы не изменим – это точно.
- Еще одно событие, которое ваша компания активно лоббировала, – это внедрение MNP. Будут ли значительные перетоки абонентов от оператора к оператору, по вашему мнению?
- Мы ожидали, что переносимость номеров появится уже в прошлом году, наконец-то это становится возможным с 1 января этого года. Это даст шанс людям, которые держались за свой номер, сменить оператора. Проводились рыночные исследования о том, насколько люди осведомлены об этой услуге и насколько высока доля абонентов, которые готовы сменить оператора. Есть разные результаты этих исследований, в общем, существенное количество людей ждут этой услуги и готовы к ней. И есть люди, которые еще не знают, как это будет работать, не разбираются в деталях. Значительное количество наших абонентов уже имеют комплексные пакеты, для многих отмена «мобильного рабства» не является значительным вопросом. Я надеюсь, что сработает эффект сарафанного радио. Наши люди имели шанс подготовиться к внедрению MNP, оставив на специально созданном сайте онлайн-заявку на перенос номера.
- Вы принципиально не будете информировать своих абонентов о том, на номер какого оператора они звонят?
- Посмотрим, наша корпоративная ценность в том, чтобы быть гибкими.