Хор против турецкого

Хитросплетения первой мировой туристической войны

Одной из первых экономических жертв резкого охлаждения отношений между Москвой и Анкарой стала туристическая отрасль Турции. И пока отельеры и рестораторы Антальи и Алании готовятся подсчитывать убытки и ищут замену россиянам, другие страны очень надеются подхватить аппетитный кусок в виде 4 миллионов щедрых туристов. Наш корреспондент разбирался в хитросплетениях первой мировой туристической войны, оценивал силы сторон и попытался спрогнозировать ее результаты и последствия.

Четыре миллиона россиян в ежегодном более чем 40-миллионном туристическом обороте в Турции чисто математически не составляют какой-то невероятной цифры – около 10%. Это даже меньше, чем количество немцев, приезжающих в Турцию в количестве 5 миллионов в год. Однако на фоне практичных и экономных европейцев россияне выглядят образцом щедрости и приносят в экономику страны примерно $7 млрд ежегодно. Также, по подсчетам депутатов парламента Турции от Народно-республиканской партии, еще 6 млрд стране дает челночная торговля. Теперь эти источники иссякнут, что приведет к серьезному сокращению валютных поступлений. Туристической отрасли Турции в буквальном смысле грозит серьезная катастрофа.

«Туристический бизнес, конечно, пребывает в состоянии шока после жестких заявлений Путина, – комментирует ситуацию директор туристической компании Chance Incoming Рустем Осман Рустем. – Ситуация действительно очень сложная, ведь российские туристы были серьезной статьей доходов не только для отрасли, но и основным источником заработка для целых районов».

Впрочем, спрос рождает предложение. Такое количество «бесхозных» туристов сразу заинтересовало многие страны, имеющие в своем распоряжении моря или хотя бы озера. О своем желании поделить турецкий пирог заявили не только прямые конкуренты Турции – Греция, Испания, Италия, Болгария и Черногория, но и Таиланд, Индия, Израиль, Вьетнам, ОАЭ, Армения, Грузия, Кыргызстан и еще пара десятков стран. В России же действуют по принципу «все в дом» и активно рекламируют курорты Краснодарского края и Крым.

По мнению специалистов, наибольший кусок «турецкого наследия» в самый массовый летний сезон может забрать Греция. И если в результате экономического кризиса количество российских отдыхающих в Греции за первые 9 месяцев 2015 года снизилось более чем на 60%, то теперь греческая сторона планирует не только восстановить статус-кво, но и увеличить турпоток.

«Греция имеет альтернативы турецкому «все включено», отличается более мягким климатом и наличием малоизвестных (и в этом их преимущество) курортов, – считает специалист по туризму Маргарита Сикорская. – К тому же в последнее время греки активно взялись за развитие паломнического туризма, который традиционно интересен россиянам. Также Греция известна лояльным отношением к россиянам и охотно выдает многократные визы».

Еще один активный претендент – Болгария, предлагающая доступные цены как на отдых, так и на недвижимость. По словам руководителя компании Travel Burgas Дарины Йордановой, Болгария сможет побороться за туристов, привыкших отдыхать в горячий летний сезон.

«В Турцию можно ездить на отдых с мая по ноябрь. Болгария этим похвастать не может. Активный пляжный сезон длится с июня по сентябрь, что само по себе не очень много. Мы ожидаем увеличение турпотока из России, но основная масса приезжающих сюда людей – это владельцы болгарской недвижимости, их родственники и друзья. Это те люди, которые знают, любят нашу страну и приезжают сюда каждый год».

Другие страны тоже не стоят в стороне и активно привлекают к себе туристов. О своем намерении приютить отдыхающих из России заявил даже Кыргызстан. Страна готова возобновить работу пустующих санаториев и начать принимать отдыхающих.

Шансы заполучить себе десяток, а то и сотню-другую тысяч российских туристов имеют сейчас практически все страны, считают специалисты. По их мнению, главное сегодня суметь себя продать. Уже сейчас туроператоры отмечают увеличение интереса к Таиланду, Вьетнаму, Индии, ОАЭ, Израилю и другим странам.

Впрочем, директор компании Chance Incoming Рустем Осман Рустем полагает, что российский туристический рынок к лету ждут серьезные проблемы: «Сегодня заменить Турцию в плане туризма невозможно. Маршруты и связи налаживаются продолжительное время. Да, можно начать отправлять тысячи и десятки тысяч людей на новые направления. Но перенаправить и принять и обслужить миллионы туристов очень сложно».

По словам спикера, сейчас Турция предпринимает активные меры по замещению российских туристов на их европейских «коллег». Для этих целей туристическая отрасль готова в следующем году значительно снизить цены и увеличить привлекательность своих курортов. Хотя все понимают, что за такое короткое время восполнить 4 млн отдыхающих практически невозможно. Однако Турция не оставляет надежды и на возвращение российских туристов, заявив об отсутствии намерений вводить визы для россиян. Надеется, что жесткая риторика политических лидеров рано или поздно сойдет на нет.

Между тем все эксперты сходятся в одном – до горячего туристического сезона еще далеко и делать окончательные выводы пока рано.

«Мне кажется, что ближе к лету сложившаяся политическая ситуация должна как-то стабилизироваться и российские туристы все равно поедут в Турцию. Конечно, Россия предприняла определенные меры в связи с прошедшими событиями, но я уверена, что сами турки, работающие в туристической индустрии, ничего не имеют против туристов и неважно, из какой страны они приехали», – говорит директор туристической компании Dos Travel International Гульбар Досмаилова.

Как бы там ни было, Казахстан в этой ситуации тоже мог бы получить определенные дивиденды. В условиях ослабления российской и казахстанской валют наша республика могла бы предложить соседям замену подорожавшему отдыху в дальнем зарубежье.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤