Ищи кому выгодно
Эксперты обсуждают ограничение беспошлинной торговлиНекоторое время назад в информационном пространстве появилась информация о том, что в странах ЕАЭС пересматриваются параметры интернет-торговли – предлагается снизить порог беспошлинного ввоза посылок с зарубежных торговых площадок. Озвучивалось несколько вариантов. Один из них предполагает снижение порога беспошлинного ввоза с нынешней 1 тыс. евро до 150 евро, при этом предполагается фиксированный сбор – 25 евро – для посылок любой стоимости. В двух других вариантах обозначены идентичные границы по весу и стоимости – 22-150 евро, 1-10 кг. За посылки, укладывающиеся в эти границы, нужно будет заплатить сбор, за выходящие за границы – сбор и 30% от таможенной стоимости (но не менее 4 евро за 1 кг). Разница между вариантами – в размере сбора: 10 евро и 15 евро.
«Обсуждается регулирование ввоза физлицами из стран вне ЕАЭС товаров для личного пользования посредством интернет-торговли, которые доставляются международными почтовыми отправлениями или перевозчиками», – пояснили в ЕЭК.
Предполагалось, что этот вопрос будет рассматриваться на заседании Совета Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) 23 ноября, однако обсуждение было перенесено на следующее заседание – предполагалось, на 2 декабря. Однако, как сообщил источник в комиссии, 2 декабря этот вопрос с повестки дня был снят.
Ассортимент – на первом месте
Эксперты и участники рынка, прокомментировавшие тему для «Капитал.kz», по-разному оценивают ситуацию.
Так, Chocofamily предложение ЕЭК не поддерживает. «На текущем этапе развития рынка e-commerce важнее, чтобы покупатель в принципе научился делать покупки онлайн – неважно, в казахстанских или зарубежных магазинах», – объясняют свою позицию в холдинге. И при этом отмечают, что ключевой фактор выбора иностранного интернет-магазина – это не цена, как многим кажется, а ассортимент. В Казахстане просто нет многих товаров, которые люди хотели бы покупать.
Вместе с тем в холдинге отмечают, что если товар в наличии, большая часть аудитории предпочтет заказать у местного ретейлера. Этому есть две причины. Во-первых, цена. Существует мнение, что товары в зарубежных онлайн-магазинах дешевле, чем в местных. Однако, если сложить стоимость товара и стоимость доставки, итоговая цена в 90% случаев будет выше, чем в местном интернет-магазине. Во-вторых, сроки доставки. Локальный магазин может доставить товар на следующий день, тогда как заказ из Amazon.com придется ждать от 14 дней, из AliExpress – до 40 дней.
«Конечно, местные ретейлеры будут стараться занимать существующие ниши, но следует понимать, что локальный ассортимент не будет столь же широким, как глобальный», – добавляют в Chocofamily.
Способ повысить маржинальность
В ЕЭК пояснили: задача рабочей группы ЕЭК – найти взаимоприемлемое решение, которое позволит выровнять конкурентную ситуацию на онлайн-рынке стран ЕАЭС, сократить ввоз товаров для коммерческих целей под видом товаров для личного пользования.
Виртуальные ретейлеры, работающие на территории стран ЕАЭС, обременены определенными издержками – налогами, таможенными пошлинами. «Помимо этого они обязаны обеспечивать наличие официального импортера для приема претензий от потребителей, обеспечивать соответствие производимых товаров обязательным требованиям законодательства о техрегулировании и т.д.», – говорит Артем Соколов, исполнительный директор Ассоциация компаний интернет-торговли (Россия).
В случае трансграничной торговли, когда речь идет о ввозе товаров для личного пользования, нет необходимости уплачивать НДС, пошлины (беспошлинный порог высок – 1000 евро), выполнять обязанности, которые есть у местных продавцов. «Эта модель бизнеса в настоящее время начинает пользоваться все большей популярностью у предпринимателей. Осознавая преимущества, многие компании сознательно начинают выводить свою деловую активность за рубеж, размещая предложения на площадках иностранных товарных агрегаторов и повышая таким способом маржинальность», – поясняет спикер. При этом, отмечает он, вместе с деловой активностью с территории ЕАЭС уходят рабочие места и инвестиции, такая модель работы – прямое субсидирование экономики других стран.
На эти же моменты указывают другие эксперты – Сергей Архипкин, председатель Казахстанской ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой компьютерной техники и сложных технических систем (КАТЭКС), и Василий Горевой, председатель Ассоциации ретейлеров Казахстана. «Трансграничная интернет-торговля растет темпами, опережающими внутренний рынок, и, по прогнозам экспертов КАТЭКС, в 2015 году достигнет 70% от всего объема казахстанского рынка e-commerce. Поэтому мы считаем, что необходимость менять установленные правила ввоза назрела», – говорят собеседники.
Интернет-магазины «перетекают» в Китай
По словам Артема Соколова, интернет-ретейлеры, «перебирающиеся» за рубеж, предпочитают площадки, уже получившие развитие, – китайские. Именно из КНР идет основной объем продаж, например, в России, 49% товаров в стоимостном выражении «родом» из КНР. И если правила не будут гармонизированы внутри ЕАЭС и останутся прежними, то через несколько лет нас поглотят иностранные компании, локального ретейла не останется. Та же Alibaba Group, имеющая многомиллиардные обороты, – гигант, который очень быстро занимает ту нишу, в которой способен быстро развиваться, сейчас занимает свое место практически во всех ценовых категориях.
Казахстан, Россия, Кыргызстан – это, по словам Артема Соколова, три страны с самым высоким в мире порогом беспошлинного ввоза. В то же время если мы захотим построить такой же экспортно ориентированный бизнес – торговать, например, с Китаем, Европой, Канадой, тут же столкнемся с протекционными мерами этого государства, то есть с необходимостью уплачивать налоги.
Сергей Архипкин и Василий Горевой указывают на то, что на территории Евросоюза уже давно работает единая для всех стран многоступенчатая система регулирования ввоза товаров для личного пользования из-за границы. Если стоимость посылки превышает 22 евро, уплачивается НДС. Его размеры составляют от 15% до 27% в зависимости от страны ввоза. Посылки со стоимостью более 150 евро облагаются не только НДС, но и ввозной таможенной пошлиной, которая в среднем составляет 4-6%. Принцип регулирования импорта в Китае схож с европейским – каждая посылка облагается НДС и таможенной пошлиной, в случае если сумма этих налогов превышает 50 юаней (7 евро).
По оценкам, представленным Сергеем Архипкиным и Василием Горевым, если бы действовало регулирование, предложенное ЕЭК, бюджет Казахстана получил бы в 2014 году 7,65 млрд тенге, в первом полугодии 2015 года – 3,69 млрд тенге.
В некоторой степени ситуация, сложившаяся в странах ЕАЭС, схожа с тем, что происходит в Австралии, но там порог пошлины составляет 1000 австралийских долларов. Из-за отсутствия взвешенного регулирования в этой сфере доминировать стали зарубежные интернет-гиганты – в частности, Alibaba, в настоящий момент 75% всего рынка составляет трансграничная торговля и практически нет локальных ретейлеров. Поэтому правительство Австралии сейчас рассматривает вопрос взимания НДС по месту образования прибыли: если кто-то продает товары или оказывает услуги жителями страны из-за рубежа, то он обязан зарегистрироваться в качестве налогоплательщика и уплачивать НДС в Австралии. Одновременно планируется снижение порога беспошлинного ввоза. Принцип взимания налога по месту образования прибыли планируется применять и в странах ОЭСР.
В границах доступного и вне их
Насколько сильно предлагаемые изменения заденут потребителей? По данным Артема Соколова, в России 95% заказов в интернет-магазинах укладываются в сумму до 150 евро, из них большая часть входит в промежуток до 22 евро. «Посылки, которые выше этой суммы, будут облагаться фиксированным сбором, но у «иностранцев» есть прекрасная возможность компенсировать разницу за счет своей выручки. Принципиально важный вопрос – с кого собирать эти деньги. Деньги надо собирать с ретейлеров. Никакие потребители при этом не пострадают, и бюджеты наших стран получат только высокодоходные статьи, которых до этого не было», – говорит аналитик.
Представляя данные об объемах электронной коммерции, эксперты называют разные цифры. Так, в Chocofamily говорят, что оборот рынка в 2013-2015 годах составил $2 млрд, в зарубежных интернет-магазинах казахстанцы потратили $3,4 млрд. При этом, по информации холдинга, совсем небольшой процент онлайн-покупок превышал действующий беспошлинный лимит в 1000 евро. Однако предполагаемый лимит в 150 долларов будут превышать 30% покупок.
По информации Сергея Архипкина и Василия Горевого, которую они представляют со ссылкой на разные оценки экспертов, в 2013-2015 годах казахстанцы тратили в интернет-магазинах $700-850 млн ежегодно. Наибольшей популярностью пользовались американские Amazon и Ebay, по некоторым оценкам, на их долю пришлось до 40% всех заграничных покупок, в последнее время стал набирать популярность китайский сервис AliExpress. «На территории ЕАЭС, включая Казахстан, структура покупок схожая: 95% заказов в зарубежных интернет-магазинах не превышают по стоимости 150 евро, из них больше 60% – менее 22 евро, они не будут облагаться ни фиксированным сбором, ни пошлинами. Доля заказов стоимостью свыше 150 евро, облагаемых наиболее весомыми пошлинами, составляет лишь 5%, поэтому покупателям не стоит опасаться введения данного регулирования», – заключают собеседники.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.