Жанель Бертаева: Кризис «совка» спасает fashion-индустрию РК
Как кризис отразился на модной индустрииКому в fashion-индустрии жить хорошо? Добавим: сейчас, в разгар кризиса. По логике вещей хорошо должно быть далеко не всем. В финансовое ненастье, как правило, не до гламурных шляпок, блузок или туник. Однако индустрия моды еще раз подтверждает – этих самых правил здесь как раз-таки нет. Не то чтобы бум на одежду Haute couture, но творить, создавать и наряжать казахстанцев отечественные дизайнеры не перестали. Что вдохновляет модельеров и действительно ли модницы делают выбор в пользу зрелищ в «нехлебные» годы? Об этом в эксклюзивном интервью корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz рассказала генеральный директор Mercedes-Benz Fashion Week Almaty Жанель Бертаева.
- Жанель, небольшой соцопрос показал – отечественные дизайнеры не то что не опустили руки, они засучили рукава и, образно говоря, штампуют заказы. Неужели все так оптимистично и радужно в вашей сфере?
- Конечно нет. Наша отрасль, как и любая другая, переживает определенные трудности, связанные с кризисом. С ростом курса доллара покупательская способность упала, и, бесспорно, даже гиганты ритейла оказались в непростом положении. Но, несмотря на кризис, бренды продолжают открывать свои представительства в нашей стране. Во-первых, рынок еще не успел перенасытиться, а во-вторых, у нас все еще есть кризис «совка», когда мы хотим все, что новое. Вот это, пожалуй, позволяет оставаться на плаву.
Хотя, повторюсь, проблем немало. Последние события, связанные с ритейлерами в торговых центрах, – тому подтверждение. Главная проблема рынка на сегодняшний день – высокие арендные ставки, привязанные к доллару. Находясь в свободном плавании, американская валюта растет с каждым днем, тогда как покупательская способность, наоборот, падает. Я предполагаю, что подобная ситуация наконец заставит торговые центры прислушаться к мнению арендаторов. Только в одном Алматы ежегодно открывается по одному торговому центру, поэтому, чтобы хоть как-то выжить и заполнить арендные площади, им придется снижать арендные ставки. Это позволит местным дизайнерам расширить представленность в более проходимых местах города, а также увеличить количество покупателей.
- А как дела обстоят у самих дизайнеров? И, вообще, можем ли мы говорить, что в Казахстане эта самая fashion-индустрия действительно существует, или мы говорим о том, что хотим видеть, но не о том, что имеем?
- Однозначно можем. Модная индустрия в Казахстане на стадии развития, интерес публики к нашим брендам растет. Иностранные СМИ и байеры также заинтересованы в наших дизайнерах. Каждый год о них пишут Vogue Italia, Vogue Runway, Grazia, Marie Claire и другие. Если посмотреть на наших российских коллег, то получается, что мы повторяем их путь развития, но с замедлением в 2-3 года. Сейчас на нашем рынке более 100 дизайнеров. Чаще всего они инвестируют сами в себя или существуют благодаря инвесторам. Но сейчас можно уверенно сказать, что рынок готов к локальному продукту. Однако есть сильная конкуренция со стороны российских коллег и мировых марок, которую мы с казахстанскими дизайнерами пока выиграть не можем из-за ряда объективных причин: высокая себестоимость производства и низкая осведомленность о бренде.
- Об одном последствии долларовых скачков вы уже сказали. А как еще таргетирование повлияло на отрасль?
- Да, арендная плата сейчас фиксируется преимущественно в долларах, а также закуп сырья осуществляется за рубежом. Все это повлияло на ценообразование, а покупать по более высоким ценам не каждый может себе позволить. Хотя есть и позитивные новости: у нас пока нет таких прецедентов, когда из-за колебания курса с рынка ушли крупные игроки ритейла, как это происходит в соседней России. Что касается люксового сегмента, то практика показывает - он страдает меньше всего. Тяжелее всего приходится концепт-сторам, где как раз и представлено большинство отечественных дизайнеров. А это, как известно, достаточно узкий сегмент, который ориентирован строго на определенную категорию клиентов.
- Одна из причин, по которым отечественные дизайнеры не сильно востребованы, на мой взгляд, вы можете с этим не согласиться, - это дороговизна дизайнерской одежды. Как вы сами оцениваете уровень цен на модную продукцию и из чего складывается эта стоимость?
- Как мы уже обсудили, чаще всего цена складывается из ставки арендной платы, как правило, выраженной в долларах, а также из стоимости импортного сырья, которое используют дизайнеры. Таким образом, средняя цена на вечернее платье от казахстанского дизайнера начинается от 80 тысяч тенге и выше. Конечно, это не конкурентные цены для выхода на масс-маркет. Поэтому уже сейчас многие отечественные марки задумываются над открытием более доступных вторых линий.
- Получается, стоит только снизить арендные ставки и обеспечить дизайнеров сырьем, и можно ожидать снижения цен?
- Это только часть проблем. Одна из первых и основных - слабо развитая легкая промышленность, ткани и фурнитура закупаются за рубежом, дорогая логистика, нехватка профессиональных швей, конструкторов, отсюда идет удорожание изделий. У потребителей встает вопрос: для чего им приобретать дорогое казахстанское, когда за эту же сумму можно купить либо дорогую брендовую вещь, либо пойти в ту же Zara. Во-вторых, нужно понимать, что дизайнеры не так раскручены, как заграничные бренды у нас, им не хватает правильного PR. Учитывая реалии нашего рынка, мы сами сталкивались с тем, что грамотных пиарщиков в сфере моды у нас в стране пока нет. Сейчас как никогда актуально работать над популяризацией наших брендов, так как на волне «сделано в KZ» мы могли бы добиться хороших результатов.
- Казахстанцы уже привыкли к традиционным Неделям моды. Чем Mercedes-Benz Fashion Week отличается от KFW?
- На наш взгляд, Mercedes-Benz Fashion Week Almaty - это нечто большее, чем просто площадка для показов новых коллекций. Главной целью нашей работы является расширение осведомленности аудитории о коллекциях местных дизайнеров. Мы считаем, что мода не должна ограничиваться только подиумом и показом коллекций. Необходимо также развивать каналы сбыта. Кроме того, в рамках инициативы по поддержке местных дизайнеров MBFWA будет также содействовать участникам третьего сезона в выходе на европейский рынок. В настоящее время мы ведем переговоры с организаторами Миланской, Парижской и Лондонской недель моды. Мы уверены, что наши марки будут пользоваться хорошим спросом в шоу-румах международных Недель моды. Кроме того, в рамках Недели в Kazakhstan Fashion Institute выступит с воркшопом Дал Чодха (Dal Chodha), который работает консультантом таких брендов как Burberry, MARIOTESTINO, Kenzo и Paul Smith. Он расскажет о том, как правильно выстроить бизнес-процессы начинающим дизайнерам.
- А если говорить о профессии дизайнера как таковой – насколько она перспективна в нашей стране, на ваш взгляд?
- Перспектива есть всегда, а если, как я говорила ранее, будут проведены реформы и легкая промышленность даст плоды, когда ткани будут закупаться в Казахстане, когда на образование дизайнеров, швей, технологов и конструкторов будет выделяться финансирование и всяческая поддержка государства, тогда ценообразование одного изделия будет адекватным и по карману большей массе населения. Все это позволит значительно улучшить качество изделий, и у потребителей появится желание носить вещи с биркой made in KZ. К сожалению, сегодня есть категория дизайнеров, которые просто «балуются» и достаточно поверхностно относятся к этому ремеслу, не понимая, что за всем этим стоит понимание дизайна как бизнеса в целом. Сейчас не совсем то время, когда ты можешь получить достаточные объемы благодаря своим знакомствам. Дизайнерам нужно четко понимать, для кого будет полезен их продукт, смогут ли они вкладывать в него, начиная с производства и заканчивая пиаром, до тех пор пока не станут коммерчески успешными. На середине пути у большинства опускаются руки, качество ухудшается в разы, и соответственно портится имидж этой отрасли в целом.
- Спасибо за интересную беседу, успехов вам и участникам рынка!
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.