Захват по-киргизски
Алматинские туркомпании заявляют об оттоке туристов в пользу бишкекских коллегКазахстанские и киргзиские туркомпании не могут поделить туристов. Причем разговоры о честном распределении с братским народом путешественников – больше теория. На практике киргизы массово уводят туристов и тем самым оставляют казахстанских коллег в убытке. О нечестном поведении киргизских турфирм на рынке корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz рассказал соучредитель компании «Азия Дискавери» Александр Сабельфельд.
Механизм зарабатывания денег киргизами в ущерб казахстанским туркомпаниям прост: приглашая туристов в Среднюю Азию, киргизы обещают покупателям турпакетов, большая часть которых – иностранцы, продемонстрировать красоты региона, в частности Казахстана. Группы формируются более чем активно, поскольку цены турфирм из Бишкека на порядок ниже казахстанских.
«Киргизы у нас работают, можно сказать «внаглую», конечно у них цена ниже, потому что в принципе зарплаты у них ниже и гидам платить меньше, автобусы, микроавтобусы у них стоят дешевле, опять же потому что растаможка очень низкая. Таким образом, мы просто отдаем этот рынок. Киргизы едут к нам толпами, они везде сейчас работают», - говорит Александр Сабельфельд.
Оправдания в стиле «ничего личного, только бизнес» в данном случае не актуальны. По словам руководителя компании «Азия Дискавери», подобные прецеденты на рынке внутреннего туризма Казахстана уже были. На памяти Александра Сабельфельда, к примеру, совместная с узбеками и киргизами работа по туру «Шелковый путь», несколько лет назад. Тогда были заключены конкретные договоренности, и все стороны участвовали в получении прибыли от туристических потоков.
«Раньше так было, я помню, мы - одна-две турфирмы с каждой республики договаривались, и все было ровно. Я за то, чтобы конкурентно выигрывать. Люди, которые у власти, которые принимают решения, должны что-то придумать. В этом году многие крупные компании просто запищали, у них увели туристов, хотя до этого стабильно каждый год были большие группы туристов, в этом году - ноль. Нужно конкурентно выигрывать. У нас сейчас и без того цены на выживаемость, рентабельность равна нулю, не в минус, конечно, но дышим мы уже через раз», - сказал Александр Сабельфельд.
В Ассоциации туристских агентств Казахстана «киргизское вторжение» на отечественный рынок внутреннего туризма подтвердили. По словам президента Ассоциации Асель Нуркебаевой, алматинские туркомпании, действительно не выдерживают ценовой конкуренции с коллегами из Бишкека. Этим беззастенчиво пользуются последние.
«Действительно, наши туркомпании, которые давно занимаются внутренним туризмом, сейчас испытывают большие проблемы в плане конкуренции с киргизами. Я сама лично наблюдала картину, когда к ресторанам национальной кухни, где, к примеру, мы часто обедаем или проводим встречи, подъезжают автобусы. Оттуда десятками выходят иностранные туристы, их заводят, кормят, сажают снова в автобусы и увозят. Этот вопрос – по регуляции рынка мы должны все вместе поднимать, вместе выработать правила между нами и соседними республиками. Мы не хотим ругаться, мы не хотим идти на конфликт. Мы хотим, чтобы все работало по правилам. Ведь понятно, что если европейцы едут в Центральную Азию, они не ограничиваются одной страной, они стараются посетить сразу несколько – Узбекистан, Киргизию и Казахстан. И нужны такие правила, которые предусматривают – обслужили группу у себя на родине, после они должны передать ее казахстанским или узбекским коллегам. Должно быть партнерство, а не наглое переманивание туриста», - говорит Асель Нуркебаева.
Касательно развития самого внутреннего туризма Казахстана, по словам Александра Сабельфельда, оно происходит рывками. Обозначить наиболее популярные направления также затруднительно – все зависит от сезона и даже года. К примеру, последние два года во внутреннем туризме настоящий бум на джип-туры и рафтинг. Больше стали казахстанцы посещать отечественные заповедники, такие как «Алтын Эмель» и Иле-Алатауский национальный парк.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.