Бизнес оказался в стрессовом состоянии
Политика постепенного давления была заменена шоковой терапиейПолитика «постепенного давления» была заменена «шоковой терапией» и, похоже, ее выдержат далеко не все участники рынка.
В условиях экономического кризиса торопливо принимаются меры срочного реагирования. Нефтегазовый и горно-металлургический экспорт хоть и ужимается по цене, зато наверстывает свои потери благодаря девальвации. Однако даже эти предприятия не обходит стороной мантра «о затягивании поясов», которую сегодня повторяют все: и власти, и сырьевики, и простые граждане. Между тем, видимо, лучше всех этот рефрен предстоит заучить малому и среднему бизнесу, ведь теперь ему, похоже, придется отчислять больше обязательных платежей в бюджет. И хоть бизнес-сообщество негодует, посылает письма в мажилис и повторяет слова о непоследовательности правительства в условиях кризиса, все же определенная логика в действиях кабинета министров просматривается. С ней можно соглашаться или нет, но она явно присутствует.
Норвегия мы или Дания?!
Итак, правительством предлагается ввести налог с продаж вместо налога на добавленную стоимость. Розничный налог со ставкой от 5% до 12%. А также снизить в 10 раз порог постановки налогоплательщиков на учет по НДС – с действующего порога в 30 тыс. МРП до 3 тыс. МРП с одновременной отменой добровольной постановки на регистрационный учет. Также планируется увеличить более чем в 40 раз размер налога на добычу полезных ископаемых.
Судьбоносным для нашего МСБ является, безусловно, «снижение порога», то есть включение в базу по НДС даже совсем мелкого бизнеса. Ну и, конечно же, налог с продаж и розничный налог, который пока еще не ясно с чем едят, но тревог он добавляет немало.
Увеличивая налогооблагаемую базу, правительство апеллирует к международному опыту развитых стран.
Рассказывать о новых налоговых мерах доверили директору департамента налоговой и таможенной политики Министерства национальной экономики (МНЭ) РК Азамату Амрину. Так, представитель МНЭ пояснил, почему продвигается снижение порогового значения при постановке на регистрационный учет с 59,4 млн тенге до 6,4 млн тенге. По его словам, эта норма предусмотрена в рамках плана нации «100 конкретных шагов». В то же время он заявил, что по НДС в 2005 году был увеличен размер минимального порога с 12-тысячекратного до 15-тысячекратного месячного расчетного показателя. В 2009-м он был увеличен дополнительно с 15 тыс. до 30 тыс. Кроме того, проводилось планомерное снижение ставки НДС. В 2001 году – с 20% до 16%, в 2004-м – до 15%, в 2007-м ставка снижена с 15% до 14%, в 2008-м – до 13%, а с 2009 года ставка по НДС составляла 12 %.
«Действующая ставка является одной из самых низких во всем мире. Снижение порогового значения для постановки на регистрационный учет соответствует мировой практике, в том числе необходимости повышения налоговой грамотности предпринимателей и составления налоговой отчетности», – рассказал Азамат Амрин.
По данным отчетов Всемирного банка, в таких странах, как Швеция, Германия, Нидерланды, Бельгия, Франция, Люксембург, регистрационный порог для постановки на учет по НДС не существует. В Норвегии, Дании, Финляндии пороговое значение составляет от 6,6 тыс. евро до 8,5 тыс. евро. «Данный факт подтверждает, что в Казахстане один из самых высоких в мире порогов. Благодаря введению этой нормы мы увеличиваем налогооблагаемую базу на 64 135 тыс. плательщиков. Таким образом, она вырастет до 161 тыс. плательщиков. При этом, что касается добровольности и обязательности постановки на учет, хочу отметить, что в настоящее время в Казахстане судом признаны в качестве лжепредприятий 1423 фирмы, которые нанесли 556 млрд тенге ущерба от своей деятельности. Все лжепредприятия ставились на учет по НДС в добровольном порядке. Таким образом, норма, которая теперь запрещает добровольность, важна для обеспечения интересов добросовестных налогоплательщиков», – говорит он.
Представитель МНЭ РК заявил, что льготы по НДС будут заменены субсидиями из бюджета, торговать в открытых местах станет нельзя, а лишь на специальных рынках, к тому же введут обязательное применение электронных счетов-фактур для всех плательщиков НДС. В свою очередь ставка налога с продаж, на который собираются заменить НДС с 2017 года, предполагается на уровне от 3 до 7%. Какая точно, еще не решили: вопрос находится в проработке.
Между тем, по словам представителя бизнес-сообщества, члена правления НПП «Атамекен» Рустама Журсунова, государство планомерно поднимало порог плательщиков НДС, что укладывалось в общую канву формирования деловой активности, улучшения бизнес-климата и привлечения инвестиций. Все это было и выглядело правильным и вразумительным, когда происходил постепенный подъем порога с 2005 года, однако обескураживает то, что его хотят уронить с 2017 года резко, почти в 10 раз.
«Где последовательность?! Мы не согласны с тем, что благодаря налоговым изменениям будет увеличено количество плательщиков. По нашим данным, только ИП, которые используют упрощенную форму декларации, их 397 тыс. в стране, 180 тыс. крестьянских хозяйств и 30 тыс. юридических лиц. Итого мы говорим о 600 тыс. плательщиков НДС, которые должны будут вести этот учет. А это один из самых сложных учетов. Не многие предпрития смогут его себе позволить. И это все вводится с 1 января 2017 года! Тогда же с 2017-го предлагается перейти на налог с продаж. Зачем же опускать порог, если мы переходим на налог с продаж?! Если же два этих «ноу-хау» будут идти вместе, параллельно, так хочу заверить, что ни в одной стране мира нет подобной практики. Мало того, в рамках новой экономической политики предполагается налог с розницы: от 5% до 12%. Аналогично с 2017 года. Хотя у налога с розницы сейчас вообще нет концепта. Мы даже не знаем, как он будет выглядеть, взиматься ли с оборота», – удивился Рустам Журсунов.
По мнению представителя бизнес-сообщества, отсутствует какая-либо взаимосвязь между всеми этими инициативами. Они идут раздельно. Нет целостной фискальной картины. «Где водораздел?! Если все суммируем, то увидим существенное увеличение налоговой нагрузки в 3 раза и более. А если мы еще наложим розничный налог, то при ставке в 12% увеличение произойдет в 7 раз», – заявил он.
По словам Журсунова, отсутствие какой-либо последовательности приведет к катастрофическим последствиям. Однозначно произойдет рост теневой экономики. Неизвестно, возрастет ли собираемость налогов с бизнеса – в этом есть определенные сомнения, так как многие просто не выдержат и прикроют свои бизнес-проекты, однако очевидно то, что произойдет резкое снижение инвестиционной привлекательности. Это все наложится на рост себестоимости и, как следствие, начнется галопирующая инфляция. «О привлечении иностранных инвесторов нам придется позабыть, так как никто не сможет физически инвестировать в экономику, где правила игры меняются постоянно, чуть ли не каждый день», – заключил Рустам Журсунов.
Приватизация избавит от стресса
Предлагаемое снижение постановки на учет по НДС почти в 10 раз сработает практически для всех субъектов малого бизнеса, кроме тех, кто работает по патенту. В нынешней ситуации это люди, которые еле-еле сводят концы с концами. Но при этом они не просят компенсации у правительства, как крупные магнаты или банковская сфера. МСБ просто работает и кормит свои семьи. Для того чтобы сохранить рабочие места, снять социальную напряженность, именно этот сектор нельзя держать в постоянном стрессе. Такое мнение высказала исполнительный директор ОЮЛ «Форум предпринимателей Казахстана» Мунавара Палташева. По ее словам, разработчики не просчитали, а где, собственно, завтра брать налоги, с кого?! Только посчитали, сколько они разово получат налогов. А что будет на следующий год?
«Ведь восстановить бизнес трудно, они сами не пробовали, поэтому так легко оперируют цифрами, – заметила она. – Все это приведет к штрафам. Тут даже не рассматриваются вопросы особого отношения к МСБ в части применения штрафов. То есть начинает работать принцип «все, что не возьмем налогами – доберем штрафами». И это страшно. Действительно, сейчас у нас возрастает риск ухода бизнеса в тень, нас ждет дробление бизнеса, он будет дробиться, чтобы избежать регистрации в качестве плательщика НДС. Начиная с 1998 года, мы работали над целью максимально вывести МСБ из тени. А это получалось благодаря правильной политике, но в последнее время все делается наоборот», – констатирует Мунавара Палташева.
По ее мнению, необходимо включить инициативу о замораживании внесения всех изменений и дополнений в Налоговый кодекс для МСБ как минимум на три года. Дать возможность пережить ситуацию, а за это время доработать фискальную политику.
В свою очередь депутат Мажилиса Парламента РК, лидер партии «Ак Жол» Азат Перуашев, к которому, помимо прочих парламентариев, обратились казахстанские бизнесмены, поддержал точку зрения предпринимателей, сказав, что предложенная схема с заменой НДС на налог с продаж фактически означает самоуничтожение отечественного производства. Ведь для производителей, у которых есть несколько степеней переделов, это удорожание составит как минимум 20-25%. Возникнет колоссальный разрыв между товарами, импортируемыми и производимыми, что это просто убьет все производство, так как все кинутся только в торговлю. «Все будут перепродавать лишь чужие товары, и импортозависимость возрастет до 100%», – сказал Перуашев.
Мажилисмен взамен увеличению налоговой нагрузки на МСБ призвал отдать в конкурентную среду, приватизировать предприятия квазигосударственного сектора. «Квазигосударственный сектор закладывает огромные расходы на докапитализацию различных РГП, различных предприятий, «дочек» и «внучек». Поэтому сейчас вместо того, чтобы увеличивать нагрузку на МСБ, лучшим выходом будет все предприятия, включая квазигосударственный сектор, кроме естественных монополий, приватизировать и отдать в конкурентную среду. И тогда мы посмотрим, кто выживет, как только лишится постоянного притока из бюджета. Сегодня у них оклады в сотни тысяч, бонусы по миллиону, потому что они не зависят от результатов. Посмотрим, как будет завтра. А «корову» малого и среднего бизнеса нужно выращивать, чтобы она и телят давала, и молоко, а не резать ее для мяса в употребление», – прокомментировал Азат Перуашев.
Экспорт: из огня да в полымя
«Капитал.kz» попросил прокомментировать планируемые налоговые нововведения наших крупных производственников и экспортеров. В частности, представителей горно-металлургического комплекса. Исполнительный директор ОЮЛ «Республиканская ассоциация горнодобывающих и горно-металлургических предприятий» Николай Радостовец признал, что государство пошло навстречу ГМК, провозгласив новую экономическую политику, которая подразумевает свободный курс тенге и поддерживает экспортные позиции горно-металлургической продукции. Вместе с тем отдельные нововведения чиновников носят достаточно краткосрочный характер оперативного наполнения казны и закрывания финансовых дыр, которые сложились из-за недореформирования таких отраслей, как здравоохранение и управление государственными активами в экономике.
«Но больше всего нас беспокоит предлагаемый переход с НДС на налог с продаж, чье введение планируется в 2017 году. Со стороны профильных госорганов мы не получили внятного пояснения, будут ли эти сборы сосуществовать или же налог с продаж заменит НДС. Иногда создается такое впечатление, что это может быть фактически налог с оборота, а не просто налог с продаж. В любом случае мы ожидаем, что в этом направлении налоговая нагрузка увеличится, так как для горно-металлургических предприятий возврат НДС важен с точки зрения оборотных средств, а в случае введения налога с продаж стоимость казахстанской металлургической и горнодобывающей продукции увеличится, и она не сможет конкурировать на мировых рынках в сравнении с теми же компаниями России, где НДС не отменяется. Непонятно, как отечественные производители будут конкурировать в рамках пространства ЕАЭС, если российские промышленники не будут облагаться налогом с продаж, в то время как отечественным предприятиям придется платить этот сбор несколько раз по всей цепочке поставок, что значительно увеличит их затраты, особенно учитывая те инвестиционные программы на покупку отечественных и импортных товаров и услуг, которые они закладывают для модернизации», – объяснил Николай Радостовец.
По его убеждению, до этого ни одна страна не осуществляла такой быстрый переход с НДС на налог с продаж, поэтому АГМП предлагает перенести внедрение этого новшества на 2019 год. Необходимо вначале провести моделирование действия указанного налога, оценить регуляторное воздействие, ведь это будет шок для экономики и налогового администрирования.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.