Хроники казахстанского кризиса. Часть 3.

Как девальвация рубля сказывается на казахстанском бизнесе

Споры о том, что мешает казахстанскому бизнесу активно развиваться, идут давно. Тут и коррупция, и не внятная кредитно-денежная политика, не позволяющая создавать доступные кредиты, налоговое администрирование, одно из самых дорогих в мире, и, конечно, низкая покупательская способность. Сегодня к этому списку добавилась негибкая валютная политика. На фоне резко подешевевшего рубля, да и вообще гонки девальваций, разыгравшейся по миру, тенге стоит обособлено, гордо и не колыхнувшись. Для поддержания этого статуса тратятся огромные деньги и, как оказалось, не только деньги, под угрозу поставлен весь бизнес в стране. Его слабеющий голос еле слышен. На информационную поддержку и оправдание политики тратятся огромные ресурсы. Премьер рассказывает о «Новой норме», а эксперты пытаются ее описать, чтобы объяснить, от чего бизнес должен страдать. Ниже страдания этого самого бизнеса. Это третий в большой серии материалов, рассказывающих о том, как сегодня живется отечественному предпринимательству. Как он видит сложившуюся ситуацию и выход из нее. Крупнейшие предприятия, гордость страны, вот-вот объявят себя банкротами. Возродятся или нет стекольный, вентиляторный заводы или сельхозпредприятие «Нұр-Жайлау НС», покажет время, но для хроник мы рассказываем эти истории. 

ТОО «Amitech Astana». Технический директор предприятия Нариман Шарафутдинов рассказывает: «Основным залогом успеха продукции нашего предприятия как внутри Казахстана, так и за рубежом является высокое качество продукции. Для этого сырьевые компоненты для производства труб приобретаются только у поставщиков, прошедших успешную аккредитацию в собственных лабораториях. Как правило, это поставщики из Европы, Саудовской Аравии, ОЭА, Китая. К сожалению, в Казахстане нет производства сырьевых компонентов для производства стеклопластиковых труб за исключением кварцевого песка. При этом у нас нет возможности приобретать сырье и из РФ, для казахстанских производителей оно отпускается с неохотой и по завышенным ценам. Девальвация же российского рубля привела к тому, что аналогичная продукция из РФ по цене является более привлекательной и рынок стеклопластиковых труб Казахстана теперь переполнен продукцией из России. С начала 2015 года мы уже потеряли заказы на десятки километров. Снижение производства уже составляет 40%».

Строколис Николай Федорович, директор «Щучинского мясокомбината», рассказывает свою историю: «В августе 2014 года предприятие заключило договор по поставке мяса с компанией «Глобал Фуд» в Тольятти  и  «Комснаб» в Москва на поставку продукции сроком до декабря 2014 года. На момент заключения договора курс рубля составлял 5,04 тенге, но с каждым днем он падал и к концу года составлял 3,0 тенге за 1 рос. рубль. Общий объём поставки мяса  составил 61 436 кг на сумму  8 800 000 рублей. По итогам года ТОО недополучило прибыль и осталось в убытке на сумму 20 миллионов тенге. Кроме этого, казахстанский производитель потерял часть исторического внутреннего рынка из-за импорта дешевого мяса из Российской Федерации». 

Горобцова Виктория, генеральный директор ТОО «Кagazy Recycling». «Снижение объемов производства Казахстанских предприятий пищевых и потребительских товаров по причине девальвации рубля существенно снизило выручку компании, основные клиенты которой представлены в данных секторах. Кроме того, компания подверглась серьезной конкуренции со стороны российских поставщиков гофропродукции, которые вследствие девальвации российского рубля смогли реализовывать свою продукцию по существенно низким ценам. Так, в 1-м полугодии 2015 г. по сравнению с результатами 2-го полугодия 2014 г. объем производства бумаги и картона сократился на 6,8% и составил 26,609 тонн, объем гофропродукции сократился на 12,5% и составил 40 243 тыс. кв. м. Несмотря на увеличения объема продаж бумаги и картона на 889 тонн в 1-м полугодии 2015 г. по сравнению со 2-м полугодием 2014 г., средняя цена продаж уменьшилась на 26% и составила 72,7 тенге/кг. Объемы продаж гофропродукции также снизились на 12,7% при одновременном уменьшении средней цены реализации на 9,3%. Общая выручка компании за 1-е полугодие 2015 г. по сравнению со 2-м полугодием 2014 г. уменьшилась на 21,7%, или на 1 137 млнтенге. В июле 2015 г. наблюдается незначительный рост производства, не более 5%. Объемы реализации бумаги и картона ниже средних данных 1-го полугодия 2015 г., но цена выше на 6,7%. По гофропродукции рост реализации сопровождается падением цены, 13% против 6,3% в сравнении со средними данными 1-го полугодия 2015 г. Вместе с тем продолжают расти цены закупки на сырье и коммунальные услуги, что еще больше отягощает ситуацию в компании. Так, цены на основное сырье нашей компании, такие как целлюлоза и крафт-лайнер, в 2015 г. выросли на 20% и 12% соответственно по сравнению с концом 2014 г. Тарифы на электроэнергию выросли на 6-7%. В июле 2015 г. тарифы на газ  увеличены на 12%».

Продолжение следует.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤