Почему бизнес не захочет строить новые тюрьмы в Казахстане?
По мнению экспертов, в этом секторе ГЧП слишком много рисков при слишком длинных деньгах и при крайне непредсказуемой ситуации в экономикеВ стране вновь подняли вопрос о строительстве следственных изоляторов и исправительных учреждений за счет средств привлекаемого бизнеса. При этом авторы идеи особо подчеркивают, что речь ни в коем случае не идет о так называемых «частных тюрьмах». Речь идет о концессии в рамках государственно-частного партнерства (ГЧП). То есть, по задумке авторов из КУИС МВД РК, частный инвестор – иностранный или отечественный должен сам запроектировать, профинансировать, построить тюрьму или колонию, после чего передать ее государству. Взамен ему будет позволено эксплуатировать учреждение и «отбивать» свои инвестиции через реализацию произведенной заключенными продукции.
Выбрана французская концессия
Так, выступая на минувшей неделе в Службе центральных коммуникаций в Астане, заместитель председателя Комитета Уголовно-исполнительной системы МВД РК Жанат Кешубаев отметил, что в отдельных СМИ промелькнула информация о том, что в Казахстане якобы будут строить частные тюрьмы. Но оказывается, речь о содержании частных тюрем не идет, только о строительстве пенитенциарной инфраструктуры в рамках государственно-частного партнерства.
«Предварительно выбрана модель «строительство – передача – эксплуатация». Частный инвестор в соответствии с договором осуществляет за свой счет строительство исправительного учреждения. После завершения строительства объект концессионером передается государству под ключ. Государство полностью осуществляет исполнение наказания, надзор за осужденным как внутри учреждения, так и охрану исправительного учреждения по периметру. В то же время, выгодами для концессионера будут: гарантированный проект без рисков, производство конкурентоспособной продукции на базе новых исправительных учреждений, создание новых производственных площадей, получение арендной платы за предоставление производственных площадей, государственный заказ на производимую продукцию, то есть поставки постельного, вещевого имущества, форменного обмундирования в рамках договора», - заявил Жанат Кешубаев.
В настоящее время, по его словам, практически все действующие исправительные учреждения уголовно-исполнительной системы представляют собой здания и сооружения барачного типа 1930-1970 годов постройки, где осужденные содержатся в спальных помещениях, предусмотренных на 50-60 человек. Изначально, они создавались для строительства различных объектов. Их основной целью являлось создание крупной производственной базы. В связи с чем, учреждения и имели название исправительно-трудовые колонии.
В рамках модернизации пенитенциарной инфраструктуры, в первую очередь, должны будут решиться вопросы строительства новых специализированных исправительных учреждений с покамерным содержанием осужденных.
По мнению разработчиков проекта, учитывая огромную затратность для государственного бюджета, решение этой задачи видится в привлечении частных инвестиции, как это уже реализовано в развитых государствах, к примеру, в США, Великобритании, Франции и других странах.
В частности, для модернизации пенитенциарной инфраструктуры Казахстана наиболее приемлемой формой взаимодействия в рамках ГЧП видится концессия, которая позволит не только обеспечить строительство современных исправительных учреждений, но и в целом повысить эффективность управления пенитенциарной системой.
За счет средств концессионера предполагается построить новые объекты пенитенциарной инфраструктуры, которые в последующем будут переданы государству, в свою очередь государством будет предоставлено концессионеру право их дальнейшего обслуживания.
При этом, как отметил представитель Министерства внутренних дел, в международной практике в пенитенциарной системе используются две формы ГЧП: частные тюрьмы (США, Великобритания) и концессия (Франция, Бразилия). В случае частных тюрем США и Великобритании – руководство и организация исполнения наказания полностью осуществляется инвестором. Во Франции и Бразилии, при концессии, государство несет ответственность за исполнение наказания, безопасность и охрану, а частный сектор обеспечивает строительство, оснащение оборудованием и эксплуатацию исправительных учреждений.
Как заметил представитель КУИС МВД, в Казахстане была выбрана следующая модель государственно-частного партнерства: Build-Transfer-Operate (ВТО) – «Строительство-Передача-Эксплуатация». Концессионеру в соответствии с договором поэтапно возмещаются инвестиционные затраты, одновременно он продолжает на этом объекте производственно-хозяйственную деятельность до окончания срока договора концессии.
Причем, уже сегодня под эти нужды выделены земельные участки акиматами города Астаны, Южно-Казахстанской, Карагандинской и Северо-Казахстанской областей. В свою очередь, в Министерство национальной экономики (МНЭ) направлено инвестиционное предложение по строительству учреждений УИС в этих областях.
История разговоров и презентаций
Насколько указанный инструмент ГЧП может стать эффективным, найдутся ли инвесторы – зарубежные или отечественные, которые смогут и захотят поучаствовать в реализации такого проекта. Ведь уровень инвестиций на организацию одной тюрьмы или колонии в РК будет, мягко говоря, не маленьким – 20-30 млрд. тенге.
В то же время, если исследовать историю вопроса, то выходит, что о строительстве исправительных учреждений в рамках ГЧП говорится уже очень давно, однако дальше разговоров дело почему-то не идет. К примеру, в 2012 году Правительством была утверждена программа развития уголовно-исполнительной системы Казахстана, в рамках которой планировалось построить новые тюрьмы, взамен старым. Проходит год и в 2013 году разрабатывают типовой проект по строительству «Специализированного исправительного учреждения на 1500 мест» для 5 климатических зон, который соответствует международным стандартам, где предусмотрено покамерное содержание осужденных (камеры одно- и двухместные). При этом, проектом учтены социальные аспекты. Например, требования к содержанию инвалидов – для них оборудованы специальные камеры в каждом режимном блоке.
Проходит еще один год и в 2014-м идея тюрем по ГЧП в Казахстане актуализируется после того как, на Правительственном часе в Мажилисе Парламента Министр внутренних дел Калмуханбет Касымов заявляет, что в стране начата работа над созданием тюрем-колоний, которые одновременно будут производственно-промышленными предприятиями. Уже утверждены проекты 6 типов новых тюрем, для разных климатических зон.
Затем снова проходит год и в 2015 году – на минувшей неделе вопрос вновь поднимается руководством КУИС РК в Службе центральных коммуникаций в Астане в рамках презентации 34 шага реформ – ««Модернизация пенитенциарной инфраструктуры в рамках развития государственно-частного партнерства».
Между тем, за много лет, что в Казахстане развивается институт ГЧП, удалось реализовать лишь несколько проектов в рамках государственно-частного партнерства. В частности, построить аэропорт в Актау, создать энергетическую компанию в Актюбинской области АО «Батыс транзит», построить железную дорогу от станции Шар до Усть-Каменогорска в Восточно-Казахстанской области.
Слишком много рисков и неопределенности
Отвечая на наш вопрос, насколько проект концессии при возведении новых тюрем и колоний в РК окажется привлекательным для крупного отечественного или иностранного бизнеса и что мешает Правительству и уполномоченному органу, наконец, перейти от слов к делу в этом вопросе, казахстанские эксперты, которым мы адресовали свой вопрос, были практически единодушны в том, что бизнес в тюрьмы не пойдет. По крайней мере, пока.
«Наверное, потому что просто предыдущие проекты государственно-частного партнерства оказались не сильно выгодными для частных инвесторов. Пример – железная дорога Шар-Усть-Каменогорск и другие. Тут просто вопрос возможной выгоды - за 5-10 лет, в течение которых бизнесу придется возвращать свои «длинные» вложения, могут быть девальвации, может произойти гиперинфляция и все такое, поэтому частный инвестор может просто потерять деньги, ведь сумма на исправительное учреждение зависит только от бюджета, там свободной прибыли нет. Все зависит от того как бюджет сверстают, поэтому это очень рискованная инвестиция», - прокомментировал нам представитель Ассоциации приграничного сотрудничества в РК Марат Шибутов.
В свою очередь, политолог Талгат Калиев заметил, что вопрос строительства новых тюрем, отвечающих международным стандартам, актуален а Казахстане. Вся наша пенитенциарная система досталась в наследство от советской, которая мало способствовала возвращению оступившихся на путь исправления, и абсолютно не заботилась об обеспечении условий для осужденных. Поэтому внедрение новых стандартов могло бы стать очередным прогрессивным шагом.
«Что же касается гипотетической возможности организации производств в местах лишения свободы, то эта идея, наверное, основана на логике советского опыта использования дешевого рабочего труда. С этой точки зрения, потенциальный инвестор мог бы рассчитывать на значительное снижение себестоимости выпускаемой в его тюрьме продукции. Но, в то же время, современные производства требуют высококвалифицированного персонала, дисциплины и непрерывного внедрения новых технологий. Можно ли обеспечить эти условия в местах лишения свободы? Ведь там довольно разношерстная публика, среди которых не самая высокая доля может обладать высшим или даже средним образованием. Причем, контингент будет постоянно обновляться. А это значит, придется проводить непрерывное обучение персонала, что неизбежно отразится, как на себестоимости продукции, так и на ее качестве», - констатировал Талгат Калиев.
И наконец, главное условие - наличие рынка сбыта. По словам Талгата Калиева, мы много лет пытаемся поднять казахстанское производство, которое, на поверку, не выдерживает конкуренции с российским. Сейчас же, когда страна вступила в ВТО, национальное производство может оказаться и вовсе убыточным, а продукция отечественных заводов недостаточно привлекательной, в сравнении с высокотехнологичной западной.
«Потенциальные инвесторы, вне всякого сомнения, будут задавать себе эти вопросы. Поэтому, при всей внешней привлекательности проекта, его реализация может оказаться затруднительной с точки зрения готовности инвесторов вложиться в формирование новой пенитенциарной системы», - ответил Талгат Калиев на вопрос корреспондента центра деловой информации Kapital.kz.
Нам бы бизнес привлечь на вольные хлеба!
Директор Экспертного института Европейского права и прав человека Марат Башимов в целом назвал идею хорошей, так как со времен Сталина исправительные учреждения использовались как трудовые для возведения промышленных объектов. Однако уже потом даже во времена Советского Союза им начали выплачивать зарплату за проделанную работу. Так вот, если рабочий процесс в этих учреждениях возьмет под свой контроль бизнес, то он станет еще более эффективным.
При этом, депутат Мажилиса Парламента Айкын Конуров, отвечая на наш вопрос, тоже согласился с тем, что в целом декларируются здравые идеи, а вот что будет с их реализацией – большой вопрос.
«Как мне видится, существующее положение дел в нашей системе УИС, когда декларируются хорошие вещи, но никто особо не ответственен за их внедрение и реализацию, пока устаивает всех. У государства на строительство тюрем нового образца денег нет, чиновники разводят руками. Некоторые в системе УИС абсолютно не заинтересованы в изменении условий содержания осужденных, ведь отрядное содержание удобнее с точки зрения «воспитания». Особо не напрягаешься, а кого тебе нужно «воспитывает» коллектив. Сдерживающим так же является то, что частники понимают, что у нас работать с государством на долгую перспективу опасно, правила игры могут резко поменяться, риск рейдерства высокий. Так же предприниматели, абсолютно не понимая систему работы с УИС, чураются всего, что связано с «зоной», ведь легче просто заниматься торговлей и оказывать услуги «на воле», – заявил Айкын Конуров.
По его мнению, создать условия и донести до бизнеса, что работать с УИС выгодно, надежно и надолго – должно государство. Сейчас пока этот процесс выглядит словно из-под палки, потому что в «клуб развитых» с пенитенциарной системой как у нас, не пускают. Поэтому по словам парламентария, госорганы должны сами доказать бизнесу, что работать с ними можно и нужно, это выгодно, безопасно и рентабельно.
Наконец, генеральный директор казахстанского филиала ГК «Росатом», бывший аким города Кокшетау Бахыт Сапаров комментируя нам инициативу ГЧП в рамках модернизации пенитенциарной системы указал, что время для нее выбрано самое худшее: инвесторов нет, а на ближайшие 5 лет страна озабочена привлечением инвесторов в стратегические сферы экономики. Тогда как строительство новых исправительных учреждений никоим образом не подпадает под стратегическое инвестирование.
«Страна на пороге непростых лет в экономике, нам предстоит реагировать на эти вызовы, нужны финансы для поддержки производства. Необходимо инвестировать во многие сектора. В первую очередь, кризисные явления могут затронуть металлургию, недвижимость, нефть, товары люкс-класса, рестораны и кафе. А что касается частного инвестирования в тюрьмы и колонии, то могу точно сказать, что это очередное перенимания европейского опыта без учета специфики нашего народа и государства. Предвосхищаю, что в обозримом будущем не будет построено ни одного объекта в рамках частного инвестирования пенитенциарной системы», - заявил нам Бахыт Сапаров.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.