На коротком проводке
Фиксированная связь больше не привлекает абонентовУслуги сотовых операторов постепенно вытесняют традиционную фиксированную связь. Низкая рентабельность традиционного формата связи и усиление позиций конкурирующих технологий не позволяют делать оптимистичные прогнозы в отношении фиксированной связи на будущее. Масла в огонь подливает официальная статистика, которая, во-первых, указывает на существенную разницу между количеством абонентов мобильной и фиксированной связи, а также на снижение количества и тех, и других в общей картине.
Пациент скорее жив
Нужно отметить, что число абонентов сотовой и фиксированной связи снижается. 2012 год был пиком потребления как стационарной, так и сотовой связи, после чего начался постепенный спад. Эксперты называют ситуацию «нормальной», утверждая, что подобный тренд соответствует сценарию развития практически всех мировых телекомрынков и свидетельствует о возрастающей из года в год доли распространения и доступа к услугам мобильной связи.
«В целом рынок фиксированной телефонии для операторов связи является убыточным. Снижение объемов рынка связано с сокращением объемов потребления услуг междугородной/международной связи в традиционных сетях, а также активным замещением со стороны мобильной и SIP-телефонии. Этот факт также связан с массовым распространением безлимитных пакетов на звонки по Казахстану и дальнему зарубежью от операторов связи», – отмечают в «Казахтелекоме».
Согласно данным комитета МНЭ РК за 2014 год, доля услуг мобильной связи составила 41,3% от общей доли рынка услуг связи, процент услуг от фиксированной связи составил незначительные 13,7%. На долю услуг от сети интернет приходится 24,7%.
Если брать во внимание отчет по рынку телекоммуникаций iKS-Consulting, объем рынка связи в РК за прошлый год составил порядка 6,3 млрд тенге с приростом в 6%. Наибольшие темпы роста выручки в сегменте связи показывают услуги операторов (16%), платное ТВ (15,4%) и сотовая связь (5,3%). На фоне этих показателей фиксированная связь демонстрирует отрицательную динамику (-4,5% за прошлый год). По мнению Светланы Черненко, главы представительства международного консалтингового агентства iKS-Consulting в Казахстане, для кабельных сетей характерны высокие эксплуатационные издержки, причем велика доля постоянных расходов, не зависящих от объема оказываемых услуг. При нынешних условиях сокращения доходности фиксированной телефонии затратное бремя становится для операторов все более тяжелым.
«SIP-телефония определяет новую реальность – если услуги на базе этой технологии оказываются самим владельцем кабельной инфраструктуры, он выигрывает как с позиции сохранения клиентов за счет предоставления актуальных сервисов, так и с точки зрения оптимизации затратной части. Сторонний же поставщик данной услуги, подобно паразиту, способен «высосать» из владельца сети немало жизненных сил. При этом независимые поставщики – это не зло, с которым традиционным операторам надо бороться. Их развитие – объективный результат технологического прогресса. Владельцам инфраструктуры нужно научиться с ними либо активно конкурировать, либо эффективно взаимодействовать. Последнее, по моему убеждению, наиболее перспективно», – рассуждает спикер.
Телефонная синергия
«Гибридность» рынка может стать выходом для компаний, задействованных на нем. Конвергенция фиксированной связи с мобильной может дать толчок для дальнейшего развития рынка и помочь компаниям сократить отток клиентов из сегмента фиксированной связи. Часть операторов на рынке уже предлагают такие услуги своим клиентам. Например, Astel интегрирует услуги фиксированной связи со своими операторскими услугами в пакеты. «Казахтелеком» тоже не отстает. В прошлом году компания на пару с «дочкой» – компанией ALTEL– стала предлагать клиентам пакет «Универсальный номер», включающий в себя как фиксированную, так и мобильную связь на одном мобильном устройстве. Развитие конвергентного сервиса скорее мера вынужденная. Компании стремятся укрепить позиции на рынке и не растерять по дороге свою долю в сегменте.
По словам начальника отдела рекламы и маркетинга АО «ASTEL» Артема Уразимбетова, на рынке наблюдается отток абонентов в сегменте домохозяйств на уровне 1,5-2%. Спикер объясняет, что такие показатели не критичны и скорее являются естественным процессом, чем поводом для беспокойства. По его прогнозам, эта цифра будет увеличиваться ежегодно в пределах 2%.
«Уже сейчас операторы фиксированной связи предоставляют пакеты услуг, в которые включены интернет, телевидение и телефония. И, по нашим оценкам, традиционная связь будет оставаться в пакетах операторов еще достаточно долго. Это в первую очередь связано с тем, что в городах и средних населенных пунктах Казахстана основными линиями связи становятся волоконно-оптические линии связи (ВОЛС). Данный вид линий связи позволяет передавать большой объем трафика и предоставлять широкий спектр услуг связи», – говорит Уразимбетов.
Светлана Черненко считает, что технологии связи давно отреагировали на мобильную экспансию, позволив фиксированным и мобильным сетям стать взаимодополняющими частями комплексной инфраструктуры. По ее словам, среди крупных зарубежных поставщиков услуг связи практически не осталось фиксированных или мобильных операторов «в чистом виде», все они предлагают полный спектр услуг, как отдельно, так и пакетами.
«Нашей ключевой рекомендацией для операторов по-прежнему остается смещение фокуса с продаж услуг связи к продаже конечных сервисов. Тогда вопрос о необходимости подключения или сохранения тех или иных услуг связи (телефонная линия, доступ к сети интернет) будет решаться автоматически, поскольку они будут являться неотъемлемой частью сервиса, необходимого клиенту», – говорит она.
Эксперты уверены, что конвергенция связи на рынке не только поможет компаниям стабилизировать показатель дохода, но и проявит себя в качестве долгосрочной стратегии, способной перекопать ландшафт существующего рынка.
Мобильный прессинг
Несмотря на то, что мобильная связь теснит фиксированную, хоронить вторую пока рано. Как утверждают сами игроки рынка, отток клиентов из сегмента фиксированной связи является естественным процессом и наблюдается у всех мировых операторов связи. Учитывая динамику доходов от услуг фиксированной связи и отрицательные темпы роста, аналитики предрекают дальнейшее понижение в этом сегменте. Как утверждает Светлана Черненко, в прошлом году в сегменте домохозяйств количество отказов от фиксированных линий впервые превысило количество новых установок. Отток составил порядка 1,5-2%.
«Это означает, что формируется сегмент пользователей, готовых полностью удовлетворять свои потребности в телефонной связи за счет мобильных услуг. С другой стороны, сотовая связь у нас еще не настолько дешевая, чтобы отказ от фиксированных линий в ее пользу принял бы массовый характер. Мы ожидаем, что в ближайшие годы отток сохранится на уровне нескольких процентов в год. Но для операторов это, безусловно, сигнал к более активному продвижению конвергентных решений и расширению своих продуктовых портфелей за счет новых сервисов», – говорит она.
Спикер объясняет, что традиционная телефония трансформируется из основного в дополнительный вид связи. «Мобильный прессинг» заставляет фиксированную телефонию становиться более технологичной и ориентированной на решение специфических задач – организацию call-центров, обеспечение корпоративной связи с учетом отраслевых особенностей, работу служб экстренного реагирования и прочее. В идеале эти решения стремятся к фиксированно мобильной реализации, в рамках которых фиксированная и мобильная связь взаимодействуют, а не конкурируют.
По словам Ольги Ульяновой, начальник отдела стратегического маркетинга АО «KazTransCom» снижение доходов в сегменте фиксированной телефонии происходит по нескольким причинам. Основной причинной спикер называет высокую себестоимость услуг.
«Расходы операторов на электроэнергию, транспортные расходы, оборудование и материалы постоянно увеличиваются, и, как следствие, маржинальность услуги снижается. Помимо прочего, происходит активное замещение голосового трафика мобильной связью»,- говорит она.
Ульянова отмечает, что определенную роль в снижении доходов играет стремительное развитие «низкотарифной» SIP-телефонии, основным преимуществом которой является фиксированная стоимость услуг местной и междугородной связи, не зависящая от объемов потребления этих услуг (unlimited price), то есть затраты на телефонную связь сокращаются.
«Особенно падают доходы от звонков по РК и на международные направления, так как на сегодняшний день мало кто пользуется относительно дорогими услугами междугородней и международной связи в традиционных сетях. Ведь на рынке стремительно продвигаются безлимитные пакеты с различными предложениями безлимитных звонков на данные направления. Кроме того, важным преимуществом SIP-телефонии является возможность сохранения номера при смене местожительства. Однако говорить об убыточности сегмента «фиксированная телефония» еще рано, просто выручка стала стабильно снижаться, но маржа есть»,- отмечает эксперт.
В мировом масштабе эксперты также не сулят ничего хорошего традиционному виду связи. Согласно отчету аналитической компании Analysis Mason, прогноз роста мирового рынка телекоммуникаций составляет со среднегодовыми темпами 1,7% до 2017 года. Сегмент мобильной связи должен возрасти на 3,2%, в то время как фиксированная связь покажет отрицательный темп -0,6%. По их мнению, для сохранения темпов роста необходимо использовать новые технологии и бизнес-модели, чем, собственно, компании сейчас и занимаются.
«Сокращение потребления услуг фиксированной связи связано с замещением фиксированной телефонии мобильной связью. Отток абонентов фиксированной телефонии на текущем этапе развития телекоммуникационного рынка РК не является отрицательным трендом и не носит опасного характера. Несмотря на данный факт, фиксированная телефония остается одним из самых надежных способов для общения и связи. Также необходимо обратить внимание и на мировые тенденции, где сокращение фиксированных линий в развитых странах мира началось с 2004 года, но до сих пор не достигло нулевой отметки, что не подтверждает гипотезу вымирания данной услуги», – рассказывают в АО «Казахтелеком».
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.