Нашли крайнего
Сельское хозяйство может пострадать от ВТООдин из главных регуляторов на глобальном рынке – ВТО – все-таки примет в свои ряды Казахстан, который на протяжении почти 20 лет пытался вступить в организацию. Стремление Казахстана стать частью мировой экономики понятно, ведь до 95% мировой торговли обеспечивается за счет 160 стран-участниц, а сама организация диктует правила игры на глобальном рынке. Как это часто бывает, наблюдатели поделились на две группы. Первые считают вступление в ВТО прорывом с причитающими бонусами. Вторые уверены, что Казахстан потеряет те немногие наработки в народном хозяйстве, которых с трудом добился. По их мнению, одной из первых отраслей, которая может пострадать от интеграции, может стать сельское хозяйство.
Тарифные ориентиры
За примером далеко ходить не надо. Северный сосед, который не меньше нашего добивался членства в ВТО, после 2011 года пошел на вынужденные уступки и снизил пошлины в сельском хозяйстве с 13,2% до 10,8%. В частности, с 19,8% до 14,9% были понижены ставки на молочную продукцию, с 15,1% до 10% снизились ставки по злакам. Больше всех от вступления ВТО у россиян пострадала свиноводческая отрасль: пошлины на ввоз свинины были снижены, и на рынок хлынула дешевая импортная продукция. Это, конечно, сыграло на руку потребителю, но никак не национальному бизнесу.
То, что Россия – участница ЕАЭС – вступила в ВТО первой, в какой-то мере облегчило Казахстану путь в организацию. Судя по всему, Казахстан будет перенимать правила игры ВТО через призму опыта северного соседа. Согласно документу, опубликованному на сайте ВТО, в отношении Казахстана ситуация такова: в рамках переговоров о вступлении Казахстан заключил 29 двусторонних соглашений по доступу на рынок товаров и 15 двусторонних соглашений по доступу на рынок услуг. Казахстан принял тарифные уступки и обязательства, которые связывают тарифные ставки для всех продуктов в среднем на 6,1%. Для сельскохозяйственных продуктов тарифные ставки составляют 7,6%, в то время как для несельскохозяйственных товаров, к которым, согласно глоссарию ВТО, относятся рыбное и лесное хозяйство, ставки составят 5,9%.
Позиции по импорту говядины и мяса птицы стали положительным фактором. «Тарифные квоты будут применяться к говядине, кроме высококачественного мяса и продуктов из птицы. Импортные товары, выходящие на рынок в рамках квоты, получат преимущества за счет низких тарифов, в то время как более высокие пошлины будут применяться к продукции, импортируемой вне квоты. Для говядины 15% для тарифной ставки в пределах квоты и 40% для тарифной ставки вне квоты», – объясняют в документе, опубликованном на сайте ВТО. Аналогичные ставки предусмотрены и для мяса птицы.
По мнению Динары Жангужековой, эксперта Казахстанского центра гуманитарно-политической конъюнктуры, вступление Казахстана в ВТО вполне можно рассматривать в положительном ракурсе, так как по отношению к ТС и ЕАЭС в ВТО у Казахстана появится право голоса.
«Узкоформатное региональное сотрудничество в лице ТС или ЕАЭС четко дало нам понять о голосе несуществующем – прослеживаются явное экономическое давление и политическая угроза со стороны соседней державы. Опуская вопрос о горьком опыте, можно переходить к более глубокой проблеме (вступление в ВТО рассматривается многими независимыми экспертами именно в качестве проблемы) – как и чем страна будет конкурировать, на каких условиях и будет ли экономический сектор совершенствоваться, или наоборот придет в упадок», – говорит спикер.
Переступить порог
ИА «Казах-зерно» приводит мнение экспертов, согласно которому выходит, что Казахстану удалось договориться о предельном уровне финансовой поддержки сельского хозяйства. Порог денежных вливаний – $1,5 млрд, помогать отечественным фермерам государство сможет до истечения переходного периода, то есть до 2020 года. Тут снова нужно сравнить отечественную финподдержку отрасли с российской, которой, если ссылаться на отчет Ernst&Young, удалось достичь показателя в $9 млрд с последующим понижением до $4,4 млрд уже к 2018 году. В целом это не так много и не так мало, учитывая размеры обоих государств. Такой порог обуславливается различием отраслей соседствующих стран. Согласно расчетам, размер поддержки сельского хозяйства у РФ 0,44% от ВВП, в Казахстане этот показатель составляет 0,66% от ВВП.
По словам председателя правления НПП РК Аблая Мырзахметова, Казахстану в ВТО необходимо увеличивать субсидии в сельском хозяйстве. «Любое вступление в интеграцию – это всегда вызов, рост конкуренции. То есть теперь мы не можем по многим нормам ВТО установить оградительные барьеры, поскольку будут снижаться пошлины для импорта, и к этому нужно быть готовым. Во-вторых, мы не можем уже применять многие нормы внутренней протекции, то, что касается местного содержания, госзакупок. Но есть и плюсы. Допустим, если брать корзины субсидирования, особенно в сельском хозяйстве, то мы еще на достаточно низком уровне той корзины, которая существует в ВТО, то есть есть большое поле для наращивания субсидий», – сказал глава правления Нацпалаты в начале этого года.
В целом эксперты приняли выжидательную позицию, они не спешат комментировать ситуацию, ссылаясь на недостаток информации, на каких условиях вступил Казахстан.
«Общий принцип таков, что ВТО не опубликовала протоколы встреч, тем самым сложно судить о том, на каких условиях мы вступили в организацию. Сейчас это такая же тайна, как в случае того, какой у нас договор по Кашагану и Тенгизу. То есть, да, они есть, да, все работает, но договоры не опубликованы, и можно только догадываться. Общий принцип таков, что после вступления Казахстана в ЕврАзЭС таможенные пошлины подняли, а после ВТО они чуть понизятся. То есть пошлины будут чуть ниже, чем после вступления в ЕврАзЭС», – объясняет экономист Марат Каирленов.
В Казахстане, судя по всему, остается надеяться только на программу «Агробизнес-2020», по которой в сельское хозяйство планируют влить около $20 млрд как раз до 2020 года. Между тем в экспертной среде есть мнение, что необходимо эту программу переделать под формат будущих вызовов от вступления в ВТО. Однако и без этого программа «Агробизнес-2020» вызывает ряд вопросов. Например, пока непонятно, насколько эффективна программа для самих аграриев, так как складывается впечатление, что основной вектор направлен на финансовый сектор, а не на само сельское хозяйство в целом. Опять же так как подробная информация об условиях вступления Казахстана в ряды ВТО отсутствует, остается только предполагать. Например, остается открытым вопрос, смогут ли инструменты, направленные на поддержку отечественного сельхоза, быть задействованными по истечении переходного периода вступления в ВТО, так как в таком случае субсидии на технику и оборудование могут и вовсе исчезнуть. Исход всего будет зависеть от качества переговоров.
«Агробизнес-2020» – комплексная программа. Фокус направлен на финансовое оздоровление субъектов сельскохозяйственного сектора (меры по реструктуризации, рефинансированию, финансированию проектов, субсидированию ставок). Как показывает практика, подобный подход к стимулированию отрасли может быть достаточно эффективным. Впрочем, я бы расширил инструментарий. В частности, стимулирование деловой активности посредством предоставления так называемых «налоговых каникул» было бы достаточно эффективно в условиях сложной экономической конъюнктуры. Это своего рода беспроцентный кредит правительства, предоставляемый наиболее эффективному бизнесу, который платит большой объем налогов. Также власти могут поддержать производителей посредством упрощения процедуры согласования строительства и подключения к инженерным сетям», – отмечает финансовый аналитик «ФИНАМ» Тимур Нигматуллин.
Эксперт подчеркивает, что пока некорректно говорить о принятии Казахстаном окончательных норм и правил в рамках вступления в ВТО. Да, ВТО заявила об окончании переговоров касательно вступления Казахстана. Однако пакет соответствующих документов еще не был одобрен в установленном порядке. На днях он будет направлен в генсовет ВТО для согласования 161 страной-участницей. Таким образом, весь процесс вступления страны в ВТО и формирование конкретных правил игры все еще связаны с некоторой неопределенностью.
«Судя по всему, обязательства перед ВТО будут иметь приоритет перед другими соглашениями. Таким образом, не исключен пересмотр и/или сближение договорно-правовой базы, в том числе и в рамках ЕАЭС», – говорит Нигматуллин.
Собеседник прогнозирует, что в сельском хозяйстве значительно возрастет конкуренция с импортом, что, впрочем, подстегнет повышение качества и конкурентоспособности местной продукции, а также приведет к созданию благоприятного инвестиционного климата, расширению возможностей для отраслевых инвестиций в страны ВТО. «На мой взгляд, по аналогии с другими странами СНГ сильнее всего вступление в ВТО повлияет на животноводство», – отмечает Нигматуллин.
Как правило, в рамках ВТО указывается предельный уровень финансовой поддержки сельского хозяйства. Казахстан станет исключением. Как показывает практика вступления других стран СНГ, уровень возможной поддержки будет гораздо выше текущего.
«Думается, что активная государственная поддержка в виде субсидий, дотаций была предусмотрена не с целью тщательного подъема агропромышленного сектора, а для того, чтобы убедить руководство ВТО в том, что Казахстан тратит колоссальные вливания в процветание сельского хозяйства (мировой АПК предполагает конкуренцию не только товаров, но и вкладываемых в отрасль субсидий). Иного объяснения «нахождения сельского хозяйства на одном месте», порожденного в результате бесконтрольности над процессом распределения финансирования, не имеется», – объясняет Жангужекова.
В режиме выжидания
Судя по всему, казахстанским сельхозпроизводителям в будущем придется нелегко. Интеграция Казахстана и ВТО должна в корне поменять формат поддержки сельскохозяйственной отрасли и обнажить прорехи в текущей господдержке. Сторонники вступления Казахстана в ВТО одним из положительных моментов называют рост конкуренции, которая должна простимулировать развитие отрасли.
«Несмотря на основной принцип ВТО, лейтмотивом которого служит развитие торговых отношений со странами организации на равноправных условиях, предлагаемые страной услуги и товары в большей степени исключают возможность получения выгоды. Всем известно, что такая ситуация сложилась по причине низкого уровня производительности труда в отрасли, несовершенства используемых технологий, мелкотоварности производства. В самой программе «Агробизнес-2020» было оговорено, что эти факторы снижают конкурентоспособность отечественного аграрного сектора, что в условиях ВТО и ТС может привести к доминированию импорта зарубежной продукции, вытеснению местных производителей с рынков сбыта. Ссылаясь на программу, ввиду все еще существующих подобных проблем государство не полностью проработало инструменты, регулирующие отрасль сельского хозяйства в рамках ВТО», – говорит Жангужекова.
Однако сам факт доступа к международным рынкам сбыта пока выглядит сомнительно, Нужно учитывать, что пока отечественные аграрии не готовы к полноценной конкуренции в силу опять же неэффективной поддержки отрасли со стороны государства.
«В целом продолжающиеся усилия по интеграции аграрных экономик стран СНГ посредством торговли дают противоречивую картину. Беларусь, Казахстан и Российская Федерация относятся к крупнейшим производителям, потребителям, импортерам и экспортерам сельскохозяйственной продукции среди стран СНГ. Формирование ТС и ЕЭП Беларуси, Казахстана и Российской Федерации привело к ощутимым изменениям в тарифах Беларуси, часто в сторону уменьшения, и Казахстана, нередко в сторону увеличения. В результате вступления в ВТО тарифы Российской Федерации изменились в сторону уменьшения, что вызвало соответствующие последствия для тарифов ее партнеров по ТС», – дает оценку экономист Ларс Бринк в отчете Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФAO).
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.