Бизнес-туристы обеспечивают основную загрузку отелей в кризис
В Казахстане сокращается количество людей, которые путешествуютПрошлый год для казахстанских отелей оказался кризисным. Гостиничный бизнес до сих пор чувствует на себе отголоски прошлогодней девальвации и пытается справиться с возникшими трудностями, которые она за собой повлекла. Корреспондент центра деловой информации Kapital.kz побеседовал с директором Abacus Central Asia Павлом Спицыным чтобы выяснить, какие форматы отелей наиболее устойчивы в трудный период и за счет каких туристов отели обеспечивают основную загрузку номеров.
– Как обстоят ситуация у отелей в целом? Можно ли утверждать, что кризисная ситуация в экономике отразилась на отелях?
Сегодня в кризисе не только отели, потому что ситуация на мировом рынке не самая стабильная. Мы, как система бронирования, отслеживаем тенденции, из которых можно сказать, что в Казахстане сокращается количество людей, которые путешествуют. Это и является следствием того, что заполняемость отелей также снижается. Пожалуй, самый большой процент заполняемости дают пятизвездочные отели в районе 49-51%. Это, как правило, те отели, которые входят в состав цепи. Таким отелям, за счет того, что бренд работает по всему миру, им намного проще заполнять номера. То же самое касается и брендированных отелей. Брендированные отели разрабатывают различные бонусные программы, программы лояльности. Соответственно, по статистике, которую давала КТА за первый квартал 2015 года заполняемость отелей составила около 24%, но тут надо сказать, что они сильно различаются по категориям. Наибольшую заполняемость дают пятизвездочные отели как бизнес-отели высокого класса, вторые идут отели трехзвездочные, рассчитанные на командировочных и туристов. В таких отелях заполняемость порядка 34%. Опять же, заполняемость сильно зависит от региона . В Алматы заполняемость одна из самых высоких. Если же брать такие регионы, как Павлодар, то там этот показатель существенно ниже. Как правило, если только 50% вашего бизнеса работает, а остальные 50% простаивают, то это не самый удачный год. Если по стране средний показатель загруженности 24%, то говорить о том, что ситуация хорошая не приходится.
– За счет каких туристов идет основная заполняемость отелей?
В основном это командировочные. Инфраструктура Казахстана для туристов не сильно развита. Хотя поток туристов растет из года в год, его еще недостаточно, чтобы заполнить все наши отели. Надо сказать, что первый поток это бизнес-туристы, но и он сейчас падает, так как некоторые компании стали сворачивать свои проекты на территории Казахстана, особенно в нефтяной отрасли. Кое-где проекты не оправдали надежды, где-то идет элементарное снижение штата сотрудников. Существует отдельный кластер, это те, кто перемещается внутри страны, чаще всего это те же командировочные. Тут ситуация такая, что часть из этого потока предпочитают проживать в квартирах и часть в отелях. У нас около полутора тысяч отелей, которые не относятся ни к одной категории отелей. Они существуют, но получить категорию или звезду сами хозяева не хотят проходить инспекцию. Внутренний поток туристов в стране сохраняется, единственное, это расхождение в предпочтениях. В Астане, например, заполняемость отелей сохраняется на уровне 40%. Это говорит о том, что бизнес едет в Астану.
– Сколько из тех туристов, которые приезжают в Казахстан, являются иностранцами?
Я помню, что департамент Алматы озвучивал цифры в районе 500-600 тыс. человек. В принципе, количество иностранных туристов достаточно большое. Но говорить о том, что это количество приехало с четкой целью туризма нельзя. Я думаю, что основной поток туристов, направленный в Казахстан идет за счет, опять-таки, бизнес-туристов.
– Как меняется стоимость номера в кризис? Сокращают ли отели стоимость, чтобы оптимизировать расходы на его содержание?
Все зависит от категории. Если говорить о стоимости, то номер за ночь в пятизвездочном отеле стоит около 30 тыс. тенге и цену они свою не меняли по сравнению с прошлым годом. Надо не забывать, что прошлый год был годом девальвации, и в том году усредненная цена была достаточно высокая. Это говорит о том, что у пятизвездочных отелей существу определенный буфер в виде дополнительных услуг. То есть прочие услуги, которые предоставляет отель, компенсируют понижение стоимость на номер. По статистике, в Казахстане преобладают отели без ресторанов внутри, соответственно, отель теряет дополнительный доход. То есть, если в стране около 2 тыс. отелей, то в 400 из них, причем это отели которые позиционируют себя на уровень четыре звезды, нет собственных ресторанов. Фактически, к четырехзвездочным они относится никак не могут в принципе, так как наличие четырех звезд предполагает ресторан внутри отеля. Соответственно, у отелей без ресторанов исчезает дополнительный доход.
– Как отели пытаются оптимизировать расходы в кризис?
Компаниям приходится «поджимать» часть расходов, например, урезать завтраки. Таким образом, отель пытается сэкономить на расходах. У крупных цепочек всегда есть доступ к централизованным ресурсам. Ассоциация отелей, как правило, предоставляет скидки на тот же стиральный порошок или мыло. В то время, как если отель единственный и не входит в брендированную цепочку, то у него нет доступа к подобным ресурсам. Отели могут выиграть за счет смены электричества, перейдя в так называемый «зеленый» отель, где часть электричества покрывается за счет светодиодов. Но процесс этот достаточно длительный и финансово затратный в своем начале. Как правило, прочие услуги наоборот помогают диверсифицировать статью о расходах отеля. Например, наличие того же spa внутри отеля дает возможность сократить расходы. А снижать сервис никто не хочет.
Если в отеле есть spa, во-первых, вы можете продать номер дороже, а во-вторых взять деньги за то, что клиент туда сходил. Если у вас нет такой опции, то клиент пойдет в соседний отель, где она есть. Тоже телевидение. Некоторые отели предоставляют доступ к платным каналам или фильмам, и есть категория проживающих, для которых это будет интересно и они будут тратить средства на такие услуги. Наличие мини-бара. Как правило, за рубежом банка пива из мини-бара стоит условно $6, но на углу такую же банку можно купить за $1,5, но когда вы приходите в номер уставший, вам проще взять пиво из мини-бара и после заплатить за него на стойке регистрации. То есть такие маленькие вещи, которые позволяют зарабатывать отелю в любом случае.
Не так давно мы были в Шымкенте, в номере, где мы остановились, стоял холодильник, который был включен, но он был пуст. Возникает вопрос: зачем он вообще стоит включенный. Если в отеле сто номеров и в каждом стоит по работающему холодильнику, то это как минимум 200 тенге в час дополнительных расходов. Это должно как-то компенсироваться. Так поставьте туда напитки из бара, и вы сможете компенсировать расходы на электричество. Бесплатный интернет, который идет отдельной статьей о расходах отеля. Стоимость доступа к сети Интернет находится во всем мире в районе $25.
Когда пошла повальная тенденция дать всем бесплатный интернет в отеле, все начали давать, так как нужно было справляться с конкуренцией. Потом обнаружилось, что существенная доля дохода куда-то делась. Теперь забрать бесплатный интернет отель не может, потому что прецедент создан в твоем отеле. Все что делают отели теперь, это дают бесплатный интернет на очень низкой скорости, а если клиент хочет просматривать видео, то ему нужно доплатить $25 за услугу. В Казахстане, как правило, все отели дают интернет бесплатно, что, наверное, не совсем правильно. Если отели видят пути привлечения клиентов за счет как можно больших бесплатных услуг, то это вовсе не означает, что ты будешь рентабелен. Наличие прочих услуг имеет значение.
– Тяжело найти хороший персонал в кризис? Не уходят ли менеджеры или управляющие в другие отели, где им могут предложить больший оклад? Стало ли на рынке больше россиян после девальвации России в конце прошлого года?
Наличие перетока персонала отрицать нельзя, а ТС только расширил дополнительные возможности для курирования персонала в различных областях, не только в сфере отелей, но это вполне естественный процесс. Такая же тенденция наблюдается и в ЕС, где вся восточная Европа едет в Западную для того, чтобы получить более высокооплачиваемую зарплату. Так получилось, что в Казахстане тенге по-прежнему идет дороже, чем паритетная стоимость в той же России. Наверняка, какая то отдельная часть россиян все же присутствует на рынке, тем более, что в отельном бизнесе у менеджеров наблюдается ротация. У некоторых отелей положенная ротация в районе двух-четырех лет. То есть, если менеджер на одном месте проработал положенное время, его перемещают в другой отель. Это делается для того, что чтобы сотрудник обменивался опытом и наращивал свои знания. С точки зрения обучения в Казахстане, я не могу сказать, что ситуация грустная, есть и колледжи и университеты, которые обучают персонал для отелей. Вопрос лишь в качестве образования и наличия вакансий. Если вы посмотрите, то основная масса сотрудников отеля составляют граждане Казахстана.
– Как отели будут развиваться дальше? Стоит ли ожидать, что заполняемость номеров будет падать или ситуация выровняться? Какие факторы в текущем году будут оказывать наибольшее влияние на этот рынок?
На самом деле, не все так печально, как кажется. На рынке были и более глубокие периоды рецессии. Если смотреть шире, то с начала приобретения независимости и после тяжелых девяностых для экономики Казахстана, а вслед за ней и отельном бизнесе, был только рост. Несмотря на некоторое замедление роста в период мирового финансового кризиса снизились лишь темпы роста, но предложение и развитие гостиничного бизнеса и туризма в стране не останавливалось ни на один сезон.
Мы привыкли себя сравнивать с развитыми рынками, но мы развивающаяся экономика с присущими нам болезнями роста, такие как неравномерное развитие рынка, запоздание предложения по отношению к неудовлетворенному спросу и сложности с соотношением цена качество из-за малого по размерам ранка. Все это видно инвесторам и девелоперам со стороны, для которых важно оценивать все факторы замедления роста или предвидеть катализаторы бурного развития. Отсюда появляется два сценария: позитивный и сдержанный.
Все будет развиваться медленно, но будет развиваться, либо рынок оживится с приходом новых игроков и нового спроса, который в любом случае характерен для быстро развивающейся экономики. Все в результате зависит от самих участников рынка и макроэкономических условий, но обратить внимание важно на возможности и правильно их использовать во взаимодействии со всеми участниками рынка гостеприимства, туризма, транспорта и других отраслей. Нужно оживить внутренний потенциал путешествий внутри страны, привлекать зарубежных посетителей, будь то бизнесменов и инвесторов, а также любителей природы, достопримечательностей и впечатлений, которые нужно научиться правильно упаковывать и продавать гостю, а также держать ухо востро и поднимать планку профессиональной организации масштабных мероприятий, например, ЭКСПО 2017, Универсиада в Алматы, возможно Олимпиада 2022 и множество других важных мировых событий и туристских поводов, которые можно придумать, так сказать с нуля, создавая тем самым привлекательность для целой индустрии.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.