Торговая отрасль Казахстана нуждается в господдержке
Проблемы кроются в слабой работе министерства национальной экономикиНеобходима отраслевая программа развития торговли, предполагающая финансирование, либо участие самой отрасли в тех или иных госпрограммах. Такие выводы сделала руководитель секретариата комитета торговли Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» Жибек Ажибаева,
При этом спикер подчеркивает, что речь идет не о выдаче каких-либо грантов: финансовые средства данной отрасли можно выделить и на возвратной основе.
«Как показывает практика, сфера торговли – тоже своего рода градообразующая. Если мы хотим, чтобы одна из самых перспективных и быстроразвивающихся отраслей экономики Казахстана успешно развивалась, значит, надо вкладывать в сферу торговли, в ее инфраструктуру, потому что тот объем товаров, который произведен, должен быть своевременно и экономически выгодно реализован», - говорит Жибек Ажибаева.
По ее мнению, торговые сети, занимающиеся реализацией сельхозпродукции, должны быть в общей системе государственной поддержки при строительстве и модернизации хранилищ, складов, цехов по переработке. Это позволит снизить потери, увеличить эффективность продаж, сохранить устойчивость ценовой политики.
Также руководитель профильного подразделения НПП «Атамекен» считает, что необходимо развивать межведомственные связи для решения проблем логистики и транспорта, обеспечения малыми технологиями по переработке, фасовке, упаковке, и в этой работе нужна системность.
Руководитель Секретариата Комитета торговли НПП считает, что проблемы торговой отрасли кроются в слабой работе Министерства национальной экономики РК, которое, по сути, и должно целенаправленно заниматься вопросами ее развития. Сегодня, когда в мире идет борьба за рынки сбыта, по сути, ведется война брендов и торговых марок, о господдержке торговли стоит серьезно призадуматься правительству. Как говорит Жибек Ажибаева, зарубежные бренды мирными средствами через рекламу, акции, популяризацию через СМИ влияют на предпочтения потребителей и «ставят на колени» национальную экономику.
«Если мы отдаем предпочтение брендовому товару, то должны знать, что в борьбе с отечественными товарами импортные в любом случае победят. Поэтому необходимо уделять серьезное внимание рекламе отечественных товаров, активнее вести работу с торговыми сетями, причем на паритетной основе, а не методом запугивания, наказания, давления и т. д. Должен быть вполне равноправный союз товаропроизводителей и торговых сетей, и сегодня надо сообща думать, как совместными усилиями привлечь внимание потребителей», - говорит представитель НПП «Атамекен».
По ее мнению, мы отстали в этом вопросе на 20 лет, и сегодня, в преддверии вступления в ВТО, выявляется немало недоработок (о которых, кстати, ранее говорил отечественный бизнес). А в связи со вступлением в ЕАЭС Кыргызстана конкурентная среда еще более ужесточается. И в данном случае, по словам Жибек Ажибаевой, бизнесу нужно услышать четкую, внятную позицию министерства национальной экономики, потому как именно от его действий зависит очень многое.
«На сегодняшний день почти половина - 49% - всего фонда торговых площадей республики приходится на базары и рынки. В их адрес звучит немало подчас справедливой критики со стороны потребителей. Но отсутствие вертикальной связи министерства национальной экономики и местных исполнительных органов не позволяет вести соответствующий контроль. В акиматах городов и областей не предусмотрены отделы либо специалисты, курирующие развитие торговли в регионе. Между тем именно в этой сфере занято большинство населения», - считает Ж. Ажибаева.
Основным форматом среди предприятий торговли остается традиционный для Казахстана, но не отвечающий требованиям современности «магазин на углу». В среднем удельный вес таких магазинов среди торговых предприятий составляет 41%, а в общем фонде торговых площадей (т. е. включая и рынки) - 21%.
По информации Жибек Ажибаевой, доля современных торговых предприятий в республике всего лишь 17% в общем фонде торговых площадей. Доля консолидированности розничных торговых площадей, т. е. принадлежности торговых объектов к розничным торговым сетям в республике составляет 10,6,%, что по сравнению с развитыми странами мира крайне мало. Для примера: в России этот показатель составляет 35%, в Беларуси - 30%.
Мировым лидером по степени консолидированности розничной торговли является Норвегия - 95% торговых площадей входят в те или иные сети. В Англии - 86%, Франции - 85%, Германии - 84%, в Швейцарии - 68%, в США - 65%.
«Особенностью сферы внутренней торговли развитых стран мира является то, что розничная торговля на 80-85% контролируется внутренними сетями. В целом торговая инфраструктура Республики Казахстан характеризуется крайне низкой обеспеченностью торговыми площадями на 1000 человек - всего 412 кв. метров. Дефицит торговых площадей, в свою очередь, приводит к дороговизне аренды. Арендаторы вынуждены эти расходы перекладывать на плечи конечных покупателей, то есть простого населения, за счет высоких розничных накруток-наценок», - отметила Жибек Ажибаева.
Эксперт считает, что проблема малых объемов строительства и, соответственно, малых объемов предложения новых торговых площадей связана прежде всего с дороговизной заемного финансирования.
«Для розничного торгового бизнеса в Казахстане для решения инфраструктурных проблем средняя стоимость кредитных ресурсов по ставке в 15-18% в год является непомерной. Так как банк уже за 4,5 года обязывает вернуть заем почти в двукратном размере (т. е. 100%-ный рост). Между тем известно, что инвестиции инфраструктурного характера должны окупаться в течение десятилетий», - прокомментировала представитель НПП. Необходимость развития эффективных и современных форматов розничной торговли связана с тем, что они отличаются эффективностью продаж, меньшими удельными издержками, низкими ценами, более высоким качеством сервиса и контролем над качеством товаров.
Как отметила Жибек Ажибаева, Нацпалата предлагает внедрить финансовые меры государственной поддержки розничной торговли на 2015-2019 годы. К ним, в частности, относятся субсидирование процентной ставки по кредитам на приобретение и обеспечение необходимым торговым оборудованием; частичное гарантирование (до 50%) по кредитам на строительство новых торговых объектов; субсидирование 50% единовременных и регулярных платежей, направленных на приобретение и эксплуатацию франшизы розничных торговых сетей.
Также предлагается субсидировать 50% расходов, направленных на развитие инженерной и логистической инфраструктуры торговых объектов, выделение земельных участков из государственного резерва в безвозмездное пользование либо в долгосрочную аренду и т. д.
«Нужно формировать новую парадигму отношений местной власти, государственных органов и потребителей к торговле как к равноправному партнеру и отрасли, дающей высокий экономический эффект», - заключила Жибек Ажибаева.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.