Что стоит за приобретением «RBS Казахстан» Орифджаном Шадиевым?
Сумма сделки могла составить от $70 млн до $100 млнКонец марта ознаменовался важным событием в банковской системе – еще один иностранный игрок объявил о том, что покидает казахстанский рынок. После 20-летнего присутствия в стране британский Royal Bankof Scotland (RBS) нашел покупателя для своего казахстанского бизнеса. Им выступил Орифджан Шадиев, владеющий мелким Capital Bank Kazakhstan (CBK). Последний хоть и не имеет большой доли на рынке, но за счет приобретения может получить технологии и продукты, считают аналитики. Сделка однозначно полезна обеим сторонам, потому что одной необходимо было купить и расширить свой бизнес, а второй – срочно уйти. Сумма сделки могла составить от $70 млн до $100 млн.
Аналитики не исключают возможности слияния этих финансовых институтов. После слияния двух бизнесов объединенный банк займет 22-е место по активам с долей 0,72%. Филиальная сеть нового банка будет насчитывать три филиала по Казахстану. На сегодняшний день у CBK по филиалу в Астане и Алматы. RBS, помимо этих городов, присутствует еще и в Атырау. Стратегия нового банка пока не ясна, на сегодняшний день оба банка не оказывают существенного влияния на рынок. Capital Bank Kazakhstan занимает 26-е место по объемам активов в стране, «дочка» RBS – 27-е.
«Возможно, эта сделка привнесет в CBK какие-то новые технологии, которые применялись в RBS и продукты, привлекательные для корпоративного сектора. Для средних и мелких банков это перспективные поглощения, потому что RBS был одним из первых, кто пришел на рынок и внедрил новые технологии здесь. Это привлекательный объект», – отмечает Талгат Камаров, председатель правления «Сентрас Секьюритиз».
Это не первая сделка по приобретению иностранных банков для Орифджана Шадиева, в 2013 году он приобрел 100% у арабской финансовой группы «ТАИБ Казахский банк».
По словам акционера Capital Bank Kazakhstan, приобретение RBS дает возможность увеличить масштабы деятельности банка и оптимально соответствует его стратегии развития. «Специалисты «RBS Казахстан» имеют международный опыт работы и обладают компетенцией в области передовых практик банковского обслуживания, благодаря чему мы сможем предложить всем нашим клиентам высокий уровень обслуживания», – отмечает Орифджан Шадиев.
Как рассказали «Капитал.kz» в московском офисе RBS, банк объявил об изменении стратегии в отношении всего подразделения по обслуживанию крупных корпоративных и институциональных клиентов, которое станет меньше и в значительной степени будет сконцентрировано на обслуживании клиентов в Великобритании и Западной Европе.
«Продажа 100% акций нашего подразделения в Казахстане – это часть заявленных стратегических изменений, которые коснулись операций банка в 25 странах», – сообщили в банке. Говоря о стратегии, к 2019 году RBS покинет 25 из 38 стран, активы его инвестбанка, оцениваемые в 35-40 млрд фунтов, уменьшатся на две трети. «Мы хотим стать меньшим по размеру, более сфокусированным и в конечном счете более дорогим банком, у которого большая часть активов – в Соединенном Королевстве», – заявил гендиректор RBS Росс Макъюэн.
RBS после мирового финансового кризиса был национализирован правительством Великобритании. На его спасение от банкротства было потрачено 45,5 млрд фунтов бюджетных средств. Что, естественно, привело к пристальному вниманию со стороны правительства. «Я вижу следующие приоритеты для RBS: это должен быть британский банк, сфокусированный на британской экономике, с меньшими бонусами и с планами возвращения денег налогоплательщиков», – заявлял ранее британский министр финансов Джордж Осборн.
Британский банк долгое время находится в сложном положении. Он терпит убытки уже на протяжении последних 7 лет. По итогам прошлого года он получил чистый убыток в 3,47 млрд фунтов ($5,39 млрд). Это лучше, чем в 2013 году, когда его убыток составил 9 млрд фунтов. После покупки в 2007 году активов нидерландского ABN Amro RBS, входивший в тройку крупнейших британских банков, был национализирован.
Банковский институт вынужден противостоять не только кризису, но и штрафным санкциям. Аналитики Keefe Bruyette & Woods Inc посчитали, что RBS придется заплатить около 10 млрд фунтов стерлингов ($15,4 млрд) для урегулирования различных судебных претензий. Более того, в середине марта в США начался судебный процесс против нескольких банков, включая RBS и Nomura. Они обвиняются в продаже и андеррайтинге высокорисковых ипотечных облигаций американским ипотечным агентствам Fannie Mae и Freddie Mac в преддверии финансового кризиса 2008 года. Что, собственно, в итоге привело к усугублению ипотечного кризиса и способствовало его перерастанию в глобальный финансовый кризис. Американское федеральное агентство жилищного финансирования (FHFA) будет добиваться от банков более $1 млрд компенсации ущерба. В марте RBS объявил, что планирует продать порядка 24% акций своего американского подразделения – Citizens Financial Group (CFG) – за $3,3 млрд, чтобы сосредоточиться на внутреннем рынке Великобритании, пишет Reuters.
«Мы считаем, что уход RBS связан не только с текущей ситуацией в Казахстане, но также и с планами по реорганизации корпоративно-инвестиционного бизнеса. RBS также планирует свернуть свою деятельность в крупных странах Азии, таких как Китай, Гонконг и Индия», – полагает Сабина Амангельды, аналитик Halyk Finance.
Однако выход иностранных игроков обусловлен не только проблемами самих структур, считают аналитики. По их мнению, банки активно покидают развивающиеся рынки, к которым относится и Казахстан. «Это обосновано и тем, что экономика Казахстана не столь привлекательна, как в период, когда цены на нефть непрерывно росли. Соответственно, возможно, идет некое сокращение бизнеса мировых банков, поскольку они предоставляли услуги преимущественно иностранным клиентам, которые сворачивают свою деятельность», – полагает глава «Сентрас Секьюритиз».
Сумма сделки сторонами не раскрывается, но аналитики полагают, что банк мог быть продан по балансовой стоимости. Таким образом, сумма сделки могла составить от $70 млн до $100 млн.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.