Алкогольная экспансия
Украинский госмонополист поборется за долю на рынке КазахстанаВ начале этого года украинский госмонополист «Укрспирт», занимающийся производством этилового спирта, заявил, что планирует выводить свою продукцию на ближайшие рынки сбыта, в числе которых оказался и Казахстан. Глава украинской компании Роман Иванюк отметил, что собирается поставлять на казахстанский рынок до 5 млн дал спирта, что вызвало неоднозначный отклик со стороны как местных производителей, так и крупных украинских игроков.
«Классические рынки сбыта украинского питьевого спирта – это Казахстан, Туркменистан, Грузия. Они на данный момент потеряны. Российские и белорусские товаропроизводители заполонили эти рынки. Нами будет проводиться работа по частичному возврату. В каждую из этих стран – Туркменистан, Казахстан, Грузию и Азербайджан – экспортировать хотя бы по 5 млн дал было бы неплохим показателем», – заявил и.о. директора ГП «Укрспирт» Иванюк в начале этого года.
Отчасти заявление Иванюка является обоснованным. Страны ТС в общем объеме импорта этилового спирта в Казахстане в 2014 году достигли порядка 43% ($46,1 млн, или 8,5 млрд тенге). Для сравнения: поставки спирта из Украины за аналогичный период составили лишь $3,7 млн. Но проблемой для маневра «Укрспирта» может стать вовсе не занятость рынка российскими и белорусскими производителями, а наличие рынка сбыта продукции. Аппетиты монополиста велики, но в стране и так функционируют три крупных завода по изготовлению этилового спирта, которые покрывают потребности местного рынка. Три крупных завода в Талгаре («Талгар-Спирт»), Усть-Каменогорске (АО «Адиль») и Костанайской области («Алтын Омир») вполне справляются с потребностью рынка в спирте.
С этим согласен и Амиржан Калиев, глава Ассоциации добросовестных производителей и продавцов алкогольной продукции Казахстана «КазАлко», утверждая: «Заявление «Укрспирта» о поставке в текущем году в Казахстан 5 млн дал спирта считаю блефом, совершенно не корректным, прежде всего, потому что такого объема рынка этилового спирта в Казахстане нет». На сегодняшний день, полагает он, украинский этиловый спирт практически отсутствует на рынке и не имеет перспективы повлиять на ситуацию в будущем.
По его словам, начиная с 2000-х годов Казахстан полностью обеспечен собственным производством этилового спирта. Кроме трех отдельных спиртовых заводов, почти все ликеро-водочные предприятия имеют свои спиртзаводы при производстве. «Заводы загружены в среднем по республике всего на 25-30%, в результате ежегодного снижения (такая тенденция наблюдается в течение последних 10-12 лет) потребления казахстанцами крепких алкогольных напитков и, как следствие, сокращения объемов рынка», – добавил Амиржан Калиев.
С его точки зрения, имеется две возможности выхода «Укрспирта» на рынок: войти в уставный капитал существующих казахстанских предприятий или создать новые. «Вероятно, есть еще контрабандный путь, но это уже поле действий правоохранительных органов», – говорит Калиев.
Говоря о конкуренции, глава «КазАлко» отмечает, что казахстанский этиловый спирт по качеству значительно превосходит украинский, так как полностью производится из зерна. «У нас функционируют три больших завода, которые производят этиловый спирт на солодовой основе, продукция которых конкурентоспособна в мировом масштабе. В случае открытия возможностей поставки нашего спирта на внешние рынки, в том числе в страны – члены Евразийского экономического союза, наши спиртзаводы могли бы увеличить объемы производства в 2-3 раза», – резюмирует Калиев.
Со своей стороны Сергей Михайлечко, директор ассоциации «Виноградари и виноделы Украины», отмечает, что сложно прогнозировать, насколько украинский спирт будет конкурентоспособным на рынке Казахстана. «С точки зрения качества продукции это возможно, но самый главный вопрос – по какой цене он будет продаваться? Сегодня на балансе «Укрспирта» больше половины неработающих спиртзаводов, но при этом они требуют средств, необходимых для поддержания материально-технической базы и т.д. Все эти затраты так или иначе ложатся в себестоимость продукции, которую выпускают работающие предприятия», – добавил глава украинской ассоциации.
Однако, пояснил он, на сегодняшний день Роман Иванюк уже выступал с заявлением, что для завоевания рынков других стран будет применяться политика намеренного занижения цены, что позволит составить серьезную конкуренцию другим игрокам.
«Простыми словами, украинский спирт в Казахстане будет стоить в разы меньше, чем на нашем внутреннем рынке. К сожалению, пострадавшей стороной будет украинский производитель, поскольку для него цены будут повышать дальше, чтобы сохранить баланс, нарушенный экспортными расценками», – добавил глава ассоциации «Виноградари и виноделы Украины».
Необходимость в экспансии на международные рынки у «Укрспирта» появилась после потери рынков сбыта в восточных частях Украины и в Крыму. Отметим, что на сегодняшний день из более чем полусотни спиртовых заводов функционируют лишь семь.
«На протяжении января мы смогли отгрузить лишь 350 тыс. декалитров, на протяжении февраля, надеемся, цифра превысит 500 тыс. декалитров. Но все равно это в два раза меньше, чем было за аналогичный период прошлого года», – делился результатами Иванюк в феврале.
Стоит отметить, что госпредприятие находится сегодня не в самом лучшем положении. В середине прошлого года компания приостановила производство этилового спирта и прекратила отгрузку товара из-за истекшего срока лицензии. Уже к концу года дела у нее пошли совсем плохо, когда бывшего главу «Укрспирта» Михаила Лабутина похитили из больницы. Как стало известно позже, Лабутина подозревают в уклонении от уплаты налогов на сумму в $1,7 млн и растрате средств на сумму в $17 млн.
По оценке ныне исполняющего обязанности директора Иванюка, к концу прошлого года ликвидность предприятия была близка к нулю. У компании имеется задолженность перед поставщиками в размере 80 млн гривен ($3,4 млн). Баланс компании насчитывал порядка 80 тыс. декалитров готового пищевого спирта и 25 тыс. тонн зерна.
Дела немного стали выправляться, когда Украина получила квоту на экспорт спирта в страны Евросоюза в размере 27 тыс. тонн, что примерно равняется 20% от производства. На днях «Укрспирт» подписал с Латвией договор об экспорте 60 тыс. декалитров спирта, сообщила пресс-служба предприятия.
По словам Калиева, Украина в этом году собирается полностью наладить поставки своего спирта в Евросоюз. В случае если это удастся, она может потерять возможности зоны свободной торговли со странами СНГ.
Сергей Михайлечко считает, что выход из бедственного положения, в котором оказалась спиртовая отрасль Украины, лежит в плоскости серьезных структурных изменений, где главный элемент – проведение демонополизации. «Само по себе восстановление экспортного направления, которое было сведено к нулю за время существования монополии, не спасет ситуацию», – отмечает глава ассоциации «Виноградари и виноделы Украины».
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.