$3,5 млрд, потраченных на импорт авто, могли остаться в стране
Cовокупные продажи официальных дилеров в отчетный период составили 157 799 единицНесмотря на негативные экономические и политические факторы, подкосившие казахстанский автомобильный рынок в 2014 году, совокупные продажи официальных дилеров в отчетный период составили 157 799 единиц. Эта цифра на 3% ниже объемов сбыта легковых и легких коммерческих автомобилей, достигнутых в 2013 году. Продолжить рост рынку не позволили значительные изменения курсов казахстанской и российской валют, а также резкое снижение цен на нефть в четвертом квартале 2014 года. Эти события отрицательно сказались на потребительской уверенности казахстанцев и повлекли сокращение объемов автокредитования казахстанскими банками. В то же время девальвация рубля к тенге на 41% в течение года создала условия для оттока покупателей в шоу-румы российских дилеров.
По словам Ерика Сагымбаева, президента АО «АЗИЯ АВТО», вслед за другими секторами автомобильная отрасль вступила в период спада. Помимо факторов, общих для всей экономики, автопром столкнулся со специфическими барьерами развития. Главный из них – импортное давление. Более 80% казахстанского рынка –это импорт. Причем его доля увеличивается. Для сравнения: на российском рынке она не превышает 28%.
«Все мы понимаем, что импорт автомобилей – одна из самых емких статей внешнеторгового баланса и один из весомых факторов давления на курс тенге за счет оттока капитала. Его размер составил порядка $3,5 млрд только в 2014 году. Причем значительная часть ушла на оплату импортных автомобилей по «серым» каналам», – отметил он.
Ерик Сагымбаев считает, что эти средства могли бы остаться в стране и работать на отечественную промышленность, ведь необходимые производственные мощности у нас имеются. Уже сегодня АО «АЗИЯ АВТО» может отгружать 60 тыс. автомобилей ежегодно. Еще 120 тыс. – с запуском строящегося в Усть-Каменогорске производства полного цикла.
Но, говоря о сложившейся рыночной ситуации, не нужно забывать и о финансово-экономических показателях отраслевых компаний.
Так, по результатам прошлого года казахстанцы приобрели 83 979 автомобилей в филиалах «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО». Таким образом, компания сохранила положение лидера казахстанского авторетейла, обеспечив поставки более чем половины новых автомобилей, реализованных на территории страны. При этом 91,3% суммарного объема продаж автомобилей в сети компании обеспечены индивидуальными покупателями, 8,7% в структуре сбыта заняли поставки корпоративным клиентам и обязательства в рамках государственных закупок.
По итогам года группе принадлежит свыше 53% отечественного рынка.
«Доля в 53,2% рынка – это результат нашей работы в 26 городах страны. Карту цивилизованного авторетейла в 2014 году дополнили Степногорск и Бейнеу. Открыт новый автоцентр в Шымкенте. Начато строительство крупнейшей логистической базы в ЮКО, автоцентров в Астане и Актау. В инфраструктуру регионов холдинг вложил рекордную сумму – 5,3 млрд тенге ($29 млн)», – говорит Игорь Потапов, генеральный директор ТОО «БИПЭК АВТО Казахстан».
Суммарный оборот группы компаний «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО» по итогам 2014 года достиг 237,3 млрд тенге ($1,3 млрд). Деятельность холдинга в минувшем году обеспечила поступление в бюджет республики более 20,8 млрд тенге в виде налоговых и иных платежей. Высокая инвестиционная активность группы позволила создать в ее подразделениях 610 новых рабочих мест в период с января по декабрь 2014 года.
Сегодня коллектив холдинга насчитывает свыше 5,5 тыс. работников в 26 городах страны.
В новые проекты холдинга инвестировано 11,5 млрд тенге ($62 млн). Они были направлены на развитие производственных мощностей и товаропроводящей сети.
На реализацию корпоративных социальных программ и благотворительные цели в 2014 году направлено свыше 1,16 млрд тенге.
Что касается производства автомобилей, то сокращение потребительской активности на рынке Казахстана оказало заметное влияние на динамику отечественного автопроизводства. Однако казахстанский автосборочный завод «АЗИЯ АВТО» сохраняет объемы выпуска на уровне. В 2014 году с его конвейера сошли 28803 автомобиля (-7,1% по отношению к аналогичному периоду 2013 года). Производственные объемы в стоимостном выражении выросли на 12% – до 113,5 млрд тенге ($615 млн).
Таким образом, завод обеспечил 77,5% выпуска легкового автопроизводства РК и свыше 13% совокупной продукции казахстанского машиностроения.
В целом 5 из 20 самых продаваемых моделей казахстанского рынка по итогам года были представлены моделями локальной сборки, выпуск которых налажен в Усть-Каменогорске.
Что касается инвестиционных проектов, холдинг продолжает работу по созданию крупнейшего в Казахстане машиностроительного кластера. Инициаторами выступили группа «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО» и ОАО «АвтоВАЗ», с долей участия 75% и 25% соответственно. В ноябре 2013 года начато строительство автомобильного производства полного цикла мощностью 120 тыс. единиц в год в Усть-Каменогорске. С выходом на проектную мощность новый промышленный объект позволит создать 12 тыс. рабочих мест и увеличить ВВП нашей республики на сумму свыше $1 млрд. На начало 2015 года в его реализацию уже инвестировано свыше 8 млрд тенге (порядка $44 млн). Помимо этого, автомобильные компании двух стран консолидируют ресурсы для осуществления дистрибуции, розничных продаж и послепродажного обслуживания автомобилей Lada в Сибирском и Уральском федеральных округах России.
На текущем этапе «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО» взял на себя функции организации продаж и обслуживания автомобилей Lada, выпускаемых «АвтоВАЗом» на территории России. С запуском строящихся мощностей в Усть-Каменогорске компания обеспечит снабжение жителей Сибири и Уральского региона автомобилями казахстанского производства.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.