Казахстанский автопром пошел в Сибирь
Казахстанский автомобильный холдинг «Бипэк Авто – Азия Авто» вышел на рынок РоссииКазахстанский автомобильный холдинг «Бипэк Авто – Азия Авто» вышел на рынок России. Экспансию на соседний рынок компания осуществила через покупку контрольных пакетов четырех предприятий по продаже автомобилей Lada в Сибири. Аналитики посчитали выход правильным шагом в свете кризиса в России и уверены, что покупка даст возможность для масштабного развития на рынке.
Федеральная антимонопольная служба России зарегистрировала сделку по продаже 93,85% голосующих акций «Новосибирск-Лада» и «Омск-Лада», 81,05% голосующих акций «Алтай-Лада» и 77,68% голосующих акций ОАО «Кузбасс-Лада». По сообщению ФАС, эта сделка не приведет к ограничению конкуренции. По оценкам участников омского автомобильного рынка, основные пакеты в четырех дилерских центрах могли стоить порядка $9,5 млн. Согласно базе данных «СПАРК-Интерфакс», контрольные пакеты акций всех четырех сибирских компаний принадлежат ОАО «АвтоВАЗ» напрямую или через его структуры.
Между тем, говоря о производстве российских машин, эксперты отмечают, что количество отечественных автомобилей продолжает стремительно падать, а иномарок расти – за прошлый год их доля в автопарке страны превысила 55%. Эта тенденция будет продолжаться и постепенно российский парк легковых машин будет состоять всего на 20% из отечественных автомобилей марок Lada и УАЗ. Лидерами в сегменте российских автомобилей являются Lada 2106, Lada 2107, Lada 2101, Lada 4x4 и Lada 2109.
Аналитики полагают, что продажа сибирских дилерских центров может усилить позиции «Азии Авто» на рынке Сибири и способствовать увеличению продаж продукции ВАЗа.
Сделка по покупке российских активов напрямую связана с совместным казахстанско-российским проектом АО «Азия-Авто Казахстан» и направлена на освоение сибирского округа. Ведь Сибирский федеральный округ занимает 30% территории России с населением свыше 19 млн жителей. Соответственно, это большой рынок для осуществления дистрибуции, продаж и обслуживания автомобилей.
Напомним, в сентябре 2012 года в рамках IX российско-казахстанского форума межрегионального сотрудничества, состоявшегося в Павлодаре, проект АО «Азия-Авто Казахстан» получил одобрение президентов двух стран Нурсултана Назарбаева и Владимира Путина. Соответствующее соглашение в их присутствии было подписано главами автомобильных компаний РК и РФ – Анатолием Балушкиным, председателем совета директоров группы компаний «Бипэк Авто – Азия Авто», и Бу Инге Андерссоном, президентом ОАО «АвтоВАЗ». В рамках этого соглашения и было создано совместное предприятие, 75% акций в котором принадлежит «Бипэк Авто – Азия Авто» и 25% – ОАО «АвтоВАЗ».
АО «Азия-Авто Казахстан» – совместное предприятие ТОО «Бипэк Авто Казахстан» и ОАО «АвтоВАЗ», на базе которого осуществляется реализация проекта строительства автомобильного производства полного цикла в Усть-Каменогорске. В ноябре 2013 года было начато строительство комплекса мощностью 120 тыс. единиц в год. Ввод первой очереди крупнейшего автозавода республики намечен на 2016 год.
«Усилия и средства, которые мы направим в рамках подписанного соглашения, будут работать, прежде всего, на экономику Казахстана. Товаропроводящая сеть, доверенная партнерами, будет наполняться автомобилями, кузов которых сварен и окрашен в Усть-Каменогорске, а комплектующие произведены там же, на площадке «Азия Авто Казахстан», – сказал Анатолий Балушкин.
По предварительным оценкам, объем выпуска в первые семь лет работы будущего предприятия составит 500 тыс. автомобилей, что обеспечит прирост республиканского ВВП на уровне $6 млрд. Более половины выпускаемой продукции будет отгружаться на рынки Сибирского, Дальневосточного регионов России и в страны Средней Азии и Закавказья.
Президент ОАО «АвтоВАЗ» Бу Инге Андерссон считает, что это уникальный в своем роде пример – казахстанской компании вверяется дистрибуция и продвижение российских автомобилей на домашнем, российском рынке. Во-первых, «Бипэк Авто» – сильнейший участник казахстанской автоиндустрии: ему принадлежит 54% рынка страны и 85% легкового автопроизводства. Во-вторых, «Бипэк» – один из ведущих партнеров «АвтоВАЗа» с более чем 20-летней историей отношений. Lada пользуется феноменальным успехом в Казахстане – занимает 31% рынка легковых авто и 89% сегмента доступных автомобилей в нише до $12 тыс.
«Мы уверены, что впечатляющий опыт работы «Бипэк Авто» в 27 городах Казахстана позволит занять «АвтоВАЗу» в сопредельном Сибирском регионе России еще более крепкие позиции, а новые модели, которые мы запустим на усть-каменогорских мощностях, получат высокую оценку российского покупателя», – заключил Андерссон.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.