Не финансированием единым можно преодолеть кризис
«Лакомый кусок» госпомощи нужно разделить по всем секторамОфициально в Казахстане кризиса нет, но антикризисный план есть. В середине февраля правительство представило свое видение по преодолению негативных экономических влияний. Оценив его, некоторые аналитики уверены, что государство планирует бороться только с внешними факторами, хотя, неплохо было бы, как говорится, убраться и в собственном доме. Тем более вступление в ВТО может усугубить экономическую ситуацию в стране.
Кратко, на антикризисные меры в Казахстане в 2015 году выделен 101 млрд тенге. 30 млрд тенге будут направлены на социальные проекты, а именно строительство объектов образования, устранение аварийности школ и на предоставление организациям дошкольного образования государственного заказа.
Оставшиеся средства уйдут на поддержку АПК (20 млрд тенге), подведение инфраструктуры для проектов в рамках ДКБ-2020 (10 млрд тенге), защиту внутреннего рынка (5 млрд тенге), активизацию проведения геологоразведки (6 млрд тенге), строительство жилья (30 млрд тенге).
«Антикризисный план, предложенный правительством 19 февраля, предусматривает «противодействие внешним факторам» и с этой целью принятие защитных мер в рамках Евразийского союза», – оценил Максим Лихачев, научный сотрудник Уральского регионального информационно-аналитического центра Российского института стратегических исследований (РИСИ, Екатеринбург).
По его мнению, акценты на внешней природе кризиса при игнорировании внутренних многолетних системных проблем казахстанской экономики отвлекают внимание от существа сегодняшних кризисных процессов. Падение цен на нефть, девальвация российского рубля, засилье российских товаров на местном рынке лишь спровоцировали нынешние трудности, вызванные сырьевыми перекосами национальной экономики и низкой конкурентоспособностью казахстанских производителей. Обещанное в 2015 году вступление республики в ВТО не только не решит указанные экономические проблемы, но даже может усугубить их, добавил эксперт РИСИ.
Дальнейшие антикризисные мероприятия, уверен он, должны основываться на признании структурных проблем в казахстанской экономике, обусловленных не только неблагоприятной внешней, но и реальной внутренней конъюнктурой. По меньшей мере, полагает аналитик, объективно необходимо проведение плавной девальвации национальной валюты, какой бы непопулярной она сегодня не казалась руководству страны. Важно также усилить контроль за проникновением в Казахстан дешевого серого импорта из КНР, также подрывающего позиции национального производителя.
Оценивая принятый антикризисный план,экономист Олжас Худайбергенов отметил, что «очень много говорили про сокращение бюджета, но в итоге это сокращение было по сравнению с теми планами, которые ранее оценивались на оптимистичных прогнозах. Но по сравнению с 2014 годом все же оказался рост. Если в прошлом году расходы республиканского бюджета составили около 6,6 трлн тенге, то в этом году расходы превысят 7,2 трлн тенге. И это правильно, так как во время сжатия расходов частного сектора государство должно расширяться. По деталям, конечно, могут быть вопросы, но они сохраняются каждый год».
Нахлебников на государственный каравай ожидается много
Как мы помним, в 2007-2009 годы значительную долю госпомощи получили банки для стабилизации финансового сектора и строительные компании, что вызвало массу споров. Этим секторам, несомненно, необходима была поддержка, но правительству пришлось решать проблемы, которые создали сами управленцы бизнеса. В этот раз необходима поддержка тем отраслям, которые действительно смогут вытянуть экономику.
Олжас Худайбергенов считает, что поддерживать необходимо те отрасли, которые страдают от удешевления российских товаров. Здесь нужны точечные субсидии.
Государственную помощь будут просить все, отметил Вячеслав Додонов, главный научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований (КИСИ). В целом, по его словам, «логика при распределении поддержки будет такая, что раздать по возможности всем отраслям. Госпомощь будет более-менее ровным слоем размазана по всем отраслям». Финансовым институтам тоже нужна будет помощь, они традиционно будут выступать в роли просителей. Логика обращений будет такой же, как и в предыдущий кризис – «мы системообразующие финансовые институты, без нас начнется коллапс в финансовой системе, а затем экономики», отмечает эксперт КИСИ.
По словам Азы Мигранян, научного сотрудника Института экономики РАН, руководителя отдела экономики Института стран СНГ, необходимо инвестировать, прежде всего, в модернизацию сельского хозяйства, развитие пищевой промышленности и перерабатывающую отрасль, то есть ее модернизацию и сокращение себестоимости.
Необходимо также развитие более высокотехнологичных отраслей, возможно, создание хабов по развитию электроэнергетики, энергосберегающих технологий, которые нужно внедрять в Казахстане в связи с тем, чтобы повысить конкурентоспособность. «Мы помним, что основная цель Казахстана – вхождение в 50 ведущих стран по уровню конкурентоспособности», – отметила Аза Мигранян, добавив, что важно и развитие технологичности добывающей отрасли, так как это является основной ресурсной базой валютных поступлений Казахстана.
Если говорить о текущих отраслях – строительство, инфраструктурное развитие, поддержка социальных проектов, их надо финансировать в долевом соотношении по схеме государственно-частного партнерства. В данном случае интересы будут взаимными и это будет стимулировать развитие данных отраслей, добавила Аза Мигранян.
«Преодоление моносырьевой ориентации национальной экономики ставится в качестве приоритетной задачи руководством республики уже давно. Об этом говорилось в стратегиях «Казахстан-2030» и «Казахстан-2050». На решение данной проблемы направлена запущенная в 2010 году программа форсированного индустриально-инновационного развития. Однако к настоящему времени достичь ощутимых результатов не удалось», – отметил Максим Лихачев.
По официальным данным, в 2014 году горнодобывающая промышленность обеспечила свыше 62% ВВП республики. Доля топливно-энергетических товаров в казахстанском экспорте в 2014 году превысила 84%.
Тем не менее, уверен сотрудник РИСИ, в кризисных условиях именно сырьевые отрасли (газонефтедобыча, нефтепереработка, металлургия) способны сыграть стабилизирующую роль для национальной экономики – и не только за счет экспортных продаж. Добывающий сектор обеспечивает устойчивый внутренний спрос на соответствующие оборудование и материалы, подстегивая рост смежных отраслей.
По его словам, обрабатывающая промышленность в прежние годы не стала локомотивом экономического роста, а потому едва ли сможет послужить сегодня опорой антикризисному курсу правительства. В то же время важно сохранить существующие производственные мощности в пищевой промышленности, АПК, автопроме, которые сталкиваются с сильной конкуренцией с российскими и белорусскими производителями.
Отсюда целесообразным представляется оказание сбалансированной поддержки различным отраслям, как добывающим, так и обрабатывающим. Одновременно можно было бы отложить реализацию дорогостоящих имиджевых проектов.
Эксперт также отметил, что экономика России сталкивается с похожими проблемами, связанными с ее сырьевым характером. Но Россия находится еще и под давлением западных санкций. В частности, США и страны НАТО ограничили для российских банков возможность получать дешевые валютные кредиты за рубежом. Соответственно, значительные средства, предусмотренные недавно принятым планом первоочередных мероприятий по стабилизации российской экономики, будут направлены именно на поддержку отечественного банковского сектора.
«Сближает же подходы России и Казахстана к преодолению текущих кризисных явлений готовность вкладывать в инфраструктуру. Кроме того, представленные министром национальной экономики РК Ерболатом Досаевым 19 февраля 2015 года антикризисные меры в значительной степени ориентированы на решение социальных задач за счет средств Национального фонда РК. В антикризисном плане России выполнение социальных обязательств также остается приоритетом», – добавляет российский эксперт.
Что касается поддержки банков, Аза Мигранян считает, чтоподдержание стабильности на финансовом рынке необходимо. Очень много споров идет по поводу того, стоит ли финансировать сам банковский сектор или переходить на финансирование напрямую предприятий, возможно введение каких-то новых форм, новых программ, механизмов расчетов между предприятиями, банками, государством и т.д.
«Я не считаю, что банковский сектор вообще не надо поддерживать, но в то же время не поддерживаю мнение, что полностью все резервы необходимо направлять в банковский сектор и надеяться, что они уже через рыночные механизмы в свободной конкуренции отрегулируют распределение финансовых ресурсов по отраслям. К сожалению, структура экономика Казахстана, впрочем, как и всех постсоветских республик, в большей степени имеет спекулятивный коммерциализированный характер, построенный на коротких деньгах. Поэтому главная цель любой финансовой системы – это возможность быстрого оборота денежных средств и обеспечение их возвратности. Вот почему на постсоветском пространстве превалируют короткие деньги», – отметила Аза Мигранян.
В условиях кризиса вручение всех денег банковской системе может иметь негативный эффект, поэтому здесь должны быть разумные пропорции и оптимизация всех перечисленных методов, – отметила руководитель отдела экономики Института стран СНГ.
Дополнительным стимулированием экономики, по мнению Олжаса Худайбергенова, может стать пересмотр налоговой политики так, чтобы бизнес вышел в свет – это позволит увеличить поступления в бюджет. Плюс необходимо резко расширять масштабы жилищного строительства, так как оно за собой тянет другие отрасли – фактически сейчас жилищная программа может стать самой лучшей антикризисной мерой.
А есть ли кризис?
Максим Лихачев отметил, что 11 февраля 2015 года в ходе расширенного заседания правительства РК президент Нурсултан Назарбаев заявил, что «наша сегодняшняя экономическая политика правильная, проблемы исходят от влияния внешнего рынка. В Казахстане нет экономического кризиса».
Тем не менее, отметил российский эксперт, казахстанская экономика испытывает давление низких цен на нефть и, соответственно, сокращения валютных доходов в бюджет. Девальвация российского рубля значительно удешевила импорт товаров из России, что ударило по казахстанским производителям. В этих условиях принятие антикризисных мер, безусловно, необходимо.
«Все же, несмотря на официальную риторику, категорически отрицающую наличие экономического кризиса в республике, руководство страны уже приступило к реализации антикризисных мер», – отметил российский эксперт. Среди них он назвал корректировку доходной части республиканского бюджета, сокращение бюджетных расходов в 2015 году на 9%. «С 5 марта 2015 года вводится 45-дневный запрет на ввоз бензина и дизельного топлива из России. Предусмотрены меры финансовой поддержки для казахстанских экспортеров и предприятий местного автопрома», – добавил сотрудник РИСИ.
Главными предвестниками кризиса являются нестабильность, неопределенность в предпринимательской среде и на валютном рынке. «Февральский обвал тенге в 2014 году надолго поселил страх в умах предпринимателей, населения. Любые изменения на валютном рынке соседних стран, я имею в виду Россию, воспринимаются как потенциальная угроза», – отметила научный сотрудник Института экономики РАН. Однако, по ее словам, в краткосрочный период у Казахстана достаточно стабильная экономическая ситуация, но она имеет серьезные предпосылки к предкризисному тренду, и, соответственно, к переходу его в кризис. Но здесь все будет зависеть от того, какие шаги будут приняты. «Сам факт того, что есть или готовится антикризисный план – это уже один из способов стабилизации ситуации. Но и эффективность самого плана, и его исполнение будут влиять на развитие экономики в целом», – добавила Аза Мигранян.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.