Правительство поддержит автопром деньгами
В марте должны окончательно утвердить параметры программы по поддержке отечественного автопроизводстваВ марте Министерство инвестиций и развития РК совместно с НУХ «Байтерек» должны окончательно утвердить параметры правительственной программы по поддержке отечественного автопроизводства. «Для стимулирования и поддержки отечественного автопроизводства будет выделено 20 млрд тенге. Как окончательно сумма будет разделена, определится в ближайшее время. В целом же предусматривается два направления. Для физических лиц через банки второго уровня начнет работать программа автокредитования. С конечной ставкой для заемщиков в 6%. И второй, еще более выгодный инструмент – это финансовый лизинг, в первую очередь для юридических лиц. Ставка лизинга будет составлять до 4%. Мы думаем, что этот транш, который выделяется для поддержки отечественного автомобилестроения, позволит значительно активизировать наш рынок продаж автомобилей и поможет отечественным автомобилестроителям быть конкурентоспособными», – сообщил министр национальной экономики Ерболат Досаев.
Напомним, 11 февраля на расширенном заседании Правительства РК президент страны Нурсултан Назарбаев поручил правительству разработать в рамках «Нурлы жол» программу поддержки отечественного машиностроения. На сегодняшний день в автомобильной отрасли занято 25 600 человек, при этом средняя заработная плата составляет около 180 тыс. тенге. В 2014 году планировался рост автомобильного рынка с достижением показателя продаж в 220 тыс. единиц. Однако реализация составила 163 147 единиц с падением в 25,8% от плана. Это произошло во многом по причине того, что за второе полугодие в республику серые дилеры импортировали 39 241 единицу новой техники из России. Несмотря на это, в 2014 году официальные дилеры инвестировали в новые автоцентры в РК, то есть в инфраструктуру, более 8 млрд тенге. А производители инвестировали в развитие производства 17,5 млрд тенге. В результате официальные дилеры уже были вынуждены сократить персонал на 20%. Печальная тенденция продолжилась и в этом году. По данным Ассоциации казахстанского автобизнеса (АКАБ), итоги продаж автомобилей отечественного производства за январь 2015 года показали количественный спад на 62,21% по отношению к прошлому году (936 единиц против 2477 единиц в январе 2014 года). В результате доля продаж казахстанских автомобилей среди стран-производителей на внутреннем рынке составляет 12,04%. Продажи по легковым автомобилям составили 462 единицы. Спад в количественном выражении составил 850 автомобилей. На долю национальных производителей пришлось $25,1 млн, это на 55,96% меньше, чем в 2014-м. В прошлом году за аналогичный период объем продаж в денежном эквиваленте составил $57,0 млн. В целом же за первый месяц 2015 года продажи новых автомобилей снизились почти на 30%. В январе продажи на официальном автомобильном рынке Казахстана составили 7774 единицы новых легковых и грузовых транспортных средств. Падение рынка составило 40,42% по сравнению с декабрем прошлого года и 28,53% по сравнению с январем прошлого года. Снижение продаж связывают с давлением на отечественный рынок со стороны автомобилей, хлынувших из РФ. Конкурентное преимущество оказалось у российских дилеров в результате существенной девальвации рубля. В денежном эквиваленте за период с начала года официальный рынок продаж новых автомобилей показал спад на 11,53% и составил сумму $205,7 млн, в прошлом году эта цифра равнялась $232,5 млн.
Как рассказывал ранее в интервью «Капитал.kz» глава АКАБ Андрей Лаврентьев, министерство национальной экономики в полной мере понимает ситуацию и те потери, которые могут быть, в частности, из-за серого импорта. И те мультипликативные потери, которые могут быть, если мы не сделаем реальных шагов по «Дорожной карте». И понимает это не только министерство, но и правительство в целом. По словам Лаврентьева, «рассматривается полный комплекс по поддержке и по субсидированию, и по лизинговым операциям, причем как для юридических, так и для физических лиц». «И мы не исключаем из нашей «Дорожной карты» ни одной меры, которая хоть как-то нацелена на развитие отрасли», – добавил он. Между тем, отвечая на вопрос «Капитал.kz» о содержании правительственной программы и механизмах ее реализации, Ерболат Досаев пояснил, что «речь идет не о субсидировании кредитной ставки. Эти деньги пойдут с минимальной маржой «Байтерека» и банков второго уровня. Это будет просто ставка кредитования для покупки отечественных автомобилей в размере 6% для конечного заемщика». По его словам, «класс автомобилей, конечно, будет ограничен. Люксовый сегмент туда не войдет. В список войдут те машины, которые производят на заводах «Бипэк Авто» и в Костанае». Сегодня министерство индустрии и развития совместно с НУХ «Байтерек» вырабатывает соответствующие критерии. По словам Досаева, «в марте будет готов окончательный вариант программы. Кроме того, будут выбраны банки второго уровня, которые будут готовы работать по этой программе». «Что останется конкретно из таких краткосрочных тактических мер, сейчас сказать не могу. Мы находимся в ежедневном рабочем цикле. Позиция правительства для нас понятна, сейчас мы смотрим и считаем, в том числе возможности бюджета, и, надеюсь, что в ближайшее время будет сформирован окончательный пакет мер, и мы перейдем к их реализации», – сообщил Андрей Лаврентьев. Кроме того, ранее он говорил о своей уверенности в том, что все, что можно будет сделать, будет сделано. «Хотя, не буду скрывать, что у нас, как у бизнеса, под сукном есть негативный сценарий, который мы вынуждены будем применить, если ничего из того, что мы обоснованно полагаем, не будет реализовано. Элементарный пример. Российская Федерация имеет 15 норм, касающихся поддержки автопрома. Ключевых, стратегических и тактических. У нас таких норм только три. Они тоже серьезные. Вроде бы грех жаловаться. Это инвестиции, режим свободного склада, правила закупки у национальных производителей. Но в условиях сложившейся конкуренции и перехода к масштабному производству этого недостаточно. Потому что если мы находимся на одном рынке с той же Россией, у нас должны быть сопоставимые меры поддержки. Иначе у кого-то изначально условия намного выгоднее», – добавил глава АКАБ. В результате АКАБ предложила правительству ряд нефинансовых мер поддержки отечественных производителей. Прежде всего, это предоставление исключительного права на ввоз из РФ только официальным дистрибьюторам и дилерам. А также, по предложению Минпромторга России, привести нормативно-правовую базу РК, а именно правила регистрации транспортных средств, в соответствие с техрегламентом ТС «О безопасности колесных транспортных средств». Кроме того, АКАБ предлагает МВД РК утвердить инструкцию по осуществлению регистрации автотранспортных средств и установить частоту перемещения и объемов, иными словами, определить квоту для физических лиц, привозящих автомобили из России.
Еще одной мерой, которая может помочь в борьбе с серым импортом, должна стать реализация идеи, высказанной главой Нацбанка Кайратом Келимбетовым, о запрете на наличные расчеты при покупке недвижимости и автомобилей. Ее поддержал министр национальной экономики Ерболат Досаев, пояснив при этом, как она будет администрироваться на практике. «Вы знаете, что наличные расчеты у нас проходят в основном при продаже недвижимости и автомобилей, где необходимо нотариальное оформление. Поэтому мы введем обязательным условием для таких сделок проведение безналичных расчетов», – пояснил министр.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.