Как «подружить» нефть и экономику
Эксперты назвали аргументы против НПЗ в МангистауМинистерство энергетики РК рассматривает 6-7 предложений, где строить четвертый нефтеперерабатывающий завод. По словам Узакбая Карабалина, первого вице-министра энергетики, поступили предложения из разных регионов и от разных компаний, и сейчас они находятся на обсуждении рабочей группы ведомства. После того как будут сделаны необходимые расчеты, лучшее предложение представят на рассмотрение правительству. Вместе с тем недавно Алик Айдарбаев, аким Мангистауской области, говорил о возможности расположения четвертого НПЗ именно здесь. Идея не нова, она периодически выдвигается в последние годы, а появилась еще в начале 1990-х и тогда даже были проведены определенные подготовительные работы. Деловой еженедельник «Капитал.kz» попросил экспертов оценить кандидатуру Мангистауского региона как потенциальной площадки для нового завода.
Ориентир – экспорт?
Один из главных аргументов акима Мангистауской области – продукцию этого завода можно будет отправлять на экспорт, портовые и железнодорожные возможности этому способствуют. Насколько целесообразно строить завод под такие цели именно в этом регионе?
Как говорит Акбар Тукаев, советник генерального директора инжиниринговой компании «КАЗГИПРОНЕФТЕТРАНС», Каспий можно было бы задействовать в транспортировке, но вопрос в том, что там присутствуют Иран и Азербайджан, по сравнению с которыми возможности Казмортрансфлота «достаточно малы». С точки зрения обеспечения продукцией у Ирана и Азербайджана хватает своей нефти и своих нефтепродуктов, и они в полной мере покрывают потребности прикаспийских стран. Отправлять в Европу и дальше – транспортные издержки сделают продукцию более дорогой. Плюс к этому для строительства нового предприятия потребуются инвестиции в размере $5-6 млрд, которые в первые лет 5 нужно будет отбивать, соответственно, нефтепродукты с этого завода будут не самые дешевые. «То есть в первые несколько лет им будет достаточно сложно соперничать с зарубежными аналогами, – поясняет эксперт, – а чтобы успешно конкурировать на рынке нефтепродуктов в настоящее время, нужно иметь, во-первых, очень хорошее качество, и, во-вторых, низкую себестоимость».
Поэтому отвечать на вопрос, стоит или нет строить завод, ориентированный на экспорт, по мнению Акбара Тукаева, нужно с позиции того, есть ли гарантия, что эти нефтепродукты потом будут востребованы. Очень важный момент: сейчас в мире простаивает огромное количество мощностей, 700 НПЗ по всему миру рассчитаны на 95-96 млн баррелей, но производят они порядка 92 млн баррелей в сутки. «В последнее время новые заводы строят на объемы переработки 8-10 млн тонн. В Казахстане, по сути, не хватает перерабатывающих мощностей приблизительно на 2-3 млн тонн в год. При этом с трех сторон от нас конкуренты – гиганты нефти и нефтепереработки, Иран, Россия и Китай, для которых наши объемы – это капля в море», – рассказывает аналитик. Нужно еще учесть, что после модернизации трех существующих НПЗ – Атырауского, Павлодарского и Шымкентского – Казахстан будет обеспечен отечественным бензином и дизельным топливом. Об этом же недавно говорил министр энергетики Владимир Школьник. Объемы переработки нефти, сказал он, после завершения работ на НПЗ увеличатся на 29,4% – с 14,5 млн тонн до 18 млн тонн в год, глубина переработки возрастет до 83%-90%, выработка бензина марки АИ-92 повысится с 12% до 21%, АИ-95 и АИ-80 – с 0,7% до 10%.
«Нарастание объемов внутреннего рынка, возможно, произойдет после 2020 года, будет после этого лет 5-6, чтобы провести соответствующие проектные процедуры и приступать к строительству. То есть сверхоперативной необходимости в строительстве четвертого НПЗ сейчас нет», – добавляет аналитик.
Нужно быть в тренде
Одна из современных нефтяных тенденций – не просто строить традиционный НПЗ, а делать его частью нефтегазохимического комплекса. К этому толкает очень сильная конкуренция в нефтепереработке. «Сейчас выживают в основном нефтеперерабатывающие заводы, которые находятся в интегрированной системе какой-нибудь крупной транснациональной корпорации или крупной национальной компании, вроде Shell или Saudi Aramco. Хорошая интегрированная система таких гигантов включает в себя геологию, научно-технические работы по нефтеразведке, добывающие, транспортные, перерабатывающие мощности, нефтехимический комплекс, вплоть до возобновляемых источников энергии», – рассказывает Акбар Тукаев. По его мнению, в Казахстане в какой-то степени таким условиям отвечает «КазМунайГаз», но сейчас у этой компании «других задач хватает» – не до еще одного НПЗ.
Вместе с тем, по мнению эксперта, если и выбирать оптимальное место дислокации нового завода, то нужно обратить внимание на южные регионы – самые нефтепотребляющие. Транспортировать сюда продукцию из Мангистау – не самый близкий путь.
Heavy нефть
Если исходить из той точки зрения, что главное условие существования нефтеперерабатывающего завода – бесперебойное обеспечение его сырьем длительное время, то более подходящего места для четвертого НПЗ, чем вблизи Кашагана, в Казахстане не найти. Такого мнения придерживается Олег Егоров, главный научный сотрудник Института экономики МОН РК. «Мангистауские месторождения – Узень, Жетыбай, на Бузачи – самые крупные Каламкас, Каражанбас. Нефть с них тяжелая, не имеет достаточного удельного веса легких фракций, необходимых для производства бензинов и дизельного топлива. Причем узеньская и жетыбайская – это высокопарафинистые нефти, надо будет на месте удалять парафин. Каламкасская и каражанбасская наряду с побочными веществами содержат значительное количество металлов – ванадия, никеля. За счет этого осложняется схема переработки, увеличиваются затраты на переработку. И это при небольшом выходе светлых нефтепродуктов – дизельного топлива, авиационного и автомобильного бензинов», – поясняет эксперт. Если мангистауские нефти имеют выход светлых нефтепродуктов приблизительно 20-25%, то кашаганское сырье – 73-75%.
При этом нужно еще думать о бесперебойных поставках нефти в течение длительного времени. По оценке Олега Егорова, на Мангышлаке добычи не столь значительные. Причем если Узеньское месторождение на 100% казахстанское, то, например, на Каламкасе, Каражанбасе присутствуют российские, китайские компании. В Кашагане же доля казахстанской компании составляет 16,88%. «Выйдет Кашаган на приличную мощность – значит, мы обеспечим сырьем завод, который может быть расположен вблизи. На станции Карабатан, например, где строится нефтехимический комплекс. Это же смежные производства. И если там выбрана площадка для нефтехимического комплекса, почему бы одновременно не поставить нефтеперерабатывающий завод?» – делится своим видением Олег Егоров. Предприятие, расположенное именно там, могло бы с легкостью обеспечить весь прикаспийский регион.
Если же новый завод и будет построен в Мангистауской области, то, по мнению эксперта, нужно ориентировать его на выделение масляных фракций, парафина, это будет приносить прибыль государству. «Когда мы говорим про нефть, все думают только о бензине, дизтопливе – и все. Однако из нефти можно извлечь более 100 различных видов нефтехимических веществ, которые мы сегодня завозим в страну. Но это пока никого не интересует», – говорит эксперт. Точно так же можно было бы выделять ванадий и никель. В Канаде уже давно выделяют ванадий из песка по схожей технологии. «В течение нескольких лет мы эксплуатируем эти месторождения, но все никак не можем приступить к такому производству. И вот эти ванадиевые и никелевые «залежи», которые находятся в нефтяной структуре, так и вылетают или в трубу, или на экспорт вместе с нефтью», – заключает аналитик.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.