Кому в кризис жить хорошо

Вендинговые компании на фоне нынешней экономической ситуации в стране

Торговля через автоматы постепенно вытесняет  мелкие розничные торговые точки. Хотя говорить о вытеснении ими больших ретейл-сетей пока не приходится, вендинг медленно, но верно завоевывает свою нишу в этой области.

Вендинг стал для местного рынка не только ноу-хау, но еще и перспективным рынком для развития, ведь данная отрасль имеет целый ряд преимуществ: относительно невысокие первоначальные вложения, низкий уровень издержек и растущий рынок спроса на подобные услуги. Наибольшую популярность вендинг-автоматы получили в различных общественных местах: офисах, школах и университетах.

«Объем рынка вендинга в Казахстане в целом не такой уж большой. Основное сосредоточение автоматов это пока город Алматы. Даже в Астане на сегодня представлено мало автоматов», – говорит Кирилл Романов, генеральный директор Kazakh vending company (КVC).

Если брать в пример страны Запада, то там на полную мощность развернулось непродовольственное направление вендинга. На европейском рынке можно встретить автоматы по продаже газет, цветов и книг. Нашему бизнесу еще предстоит освоить эти ниши.

Сами мы не местные

Порядка 70% рынка вендинговых услуг занимают автоматы по продаже горячих разливных напитков (более половины всех вендинг-машин являются автоматами по продаже чая и кофе), остальные 30% оставляют за собой автоматы по продаже снеков или прочих видов продукции. Такие автоматы менее популярны, но, тем не менее, довольно многочисленны. По оценке экспертов, именно в этих сегментах задействовано наибольшее число вендоров. Кроме того, сегмент кофе-машин является самым быстрорастущим и имеющим наибольший потенциал роста.

«Рынок кофейного вендинга в РК по-прежнему находится на стадии развития, пусть и не такого активного, как хотелось бы. Количество аппаратов на 20 тыс. жителей не превышает 1 штуки. Для нас все еще диковинно и непривычно покупать кофе из аппаратов, отдавая предпочтение кафе, где стоимость напитка завышена в 7-10 раз, при чистой себестоимости порции эспрессо – 20-50 тенге, в зависимости от качества зерен», – дает свою оценку Денис Давыдов, директор по маркетингу компании  «Первая вендинговая».

Основные затраты вендинговых компаний идут на приобретение оборудования, которое на данный момент является полностью импортируемым. Помимо этого, на сервисное обслуживание и арендную плату может уходить до 35% от вложенных средств. 

Насущной проблемой для рынка остается производственная база: все оборудование для вендинга импортируется, остальные составляющие также завозятся из-за рубежа. Кроме того, участники рынка сетуют на отсутствие законодательной базы для вендинговых компаний, так как  пока каких-либо конкретных законов, которые бы регулировали оказание услуг через торговые автоматы, нет. На Западе, где вендинг развит достаточно высоко, государство поддерживает подобный бизнес через различные налоговые преференции и льготы.

«Мировыми лидерами по производству являются Италия и Испании. В Казахстане на сегодня очень много автоматов именно из ЕС, но есть китайского и корейского производства. Технически данное оборудование во много раз уступает европейскому, но цена при этом на него совсем не дешевая», – объясняет Романов.

Спикер утверждает, что в условиях нынешнего рынка вендингу нужен регулятор, а также поддержка со стороны государства. По его словам, КVC и одна из компаний-партнеров планируют создание Ассоциации вендинга в Казахстане, так как вендорам необходима прочная законодательная база для дальнейшего развития бизнеса, ибо пока этот вид деятельности никак не закреплен законодательно.

Как утверждает Денис Давыдов, оборудование, привезенное из Италии и Испании, предназначено для работы на зерновом кофе, в то время как китайское и корейское производит вендинг-машины для растворимого кофе.

«Стоит отметить, что используемые нами и большинством других компаний в РК аппараты производятся в Италии и Испании, они работают исключительно на зерновом кофе. Конечно же, существует и множество аппаратов корейского и китайского производства, которые работают на растворимом кофе, тем самым портя впечатления потребителя о вкусе напитка и отбивая его дальнейшее желание пользоваться услугами таких аппаратов. Из-за этого многие казахстанцы с большим недоверием относятся к использованию подобного рода аппаратов», – уверен Давыдов.

Кому кризис во благо

Пожалуй, единственным негативным моментом игроки видят колебания валютного курса в начале прошлого года. По их словам, компании были вынуждены поднять цены на продукцию.

«Сегодня курс тенге стабилен, имеет небольшой коридор. Девальвация февраля 2014 года далась нам не очень легко, но все же мы ее пережили. Были вынуждены поднять цены, так как весь продукт, который мы используем в своих автоматах и продаем, мы привозим из стран ЕС, вплоть до стаканчика и палочки. Местные у нас только вода и сахар», – объясняет Романов.

Экономическая ситуация внутри ЕАЭС также отчасти оказывает свое влияние на рынок вендинга. Последствия для своего бизнеса от вступления Казахстана в ЕАЭС игроки этого рынка оценивают по-разному. Некоторые ждали наплыва российских компаний на местный рынок, вторая часть согласилась с тем, что подобные действия только укрепят местный рынок, так как между странами исчезнет часть барьеров для компаний.

«Вхождение Казахстана в ЕАЭС принесло только пользу и ощутимые плюсы, которые также сказались на снижении цен для покупателей аппаратов и ингредиентов. Особенно улучшилась скорость поставки в РК необходимых компонентов вендинга», – уверен Давыдов.

Спикер настроен весьма оптимистично, утверждая, что говорить о явном активном присутствии российских игроков не приходится, так как весь рынок СНГ огромен, и одной компании сложно охватить все места, поэтому предпочтительной схемой работы здесь является развитие российскими компаниями своих дистрибьюторов и интеграторов, которые зная местный рынок и хорошо ориентируясь, развивают этот бизнес.

«Кофейный вендинг – отличное вложение средств для людей, которые рискуют идти в сложный и незнакомый бизнес. Данное направление не требует специальных знаний и большого штата наемных работников, но при этом позволяет увидеть выгоду уже в первые месяцы», – дополняет он.

Романов тоже согласен с тем, что такая интеграция пошла на пользу бизнесу, так как после вступления Казахстана в ТС компаниям стало немного проще: таможенный контроль на границе, маркировка и сертификация товара теперь едины.  Что касается вступления Казахстана в ЕАЭС, то спикер считает, что делать какие-то выводы пока рано, так как это произошло совсем недавно.

«Российские игроки всегда пытались и пытаются выйти на рынок Казахстана и не только по вендингу. Сегодня в России есть и производители оборудования, и линии по сборке европейского оборудования, которые регулярно ищут партнеров на территории Казахстана, но пока особого наплыва не произошло», – говорит Романов.

Еще одним немаловажным фактором влияния на вендинговый рынок РК стало удешевление стоимости рубля, которое произошло в конце прошлого года. Как оказалось, экономический кризис, произошедший в России, благоприятно отразился на этой отрасли, так как, по сути, дал огромный шанс новичкам, которые только думали о вложении средств и заработке на вендинге.

«Благодаря падению рубля цена на ингредиенты и аппараты, которые поступают в ЕАЭС через Москву, стала гораздо выгоднее, даже несмотря на привязку Москвой цен к доллару и евро. В связи с этим в нашей компании объявлены скидки от 10%, а при цене аппарата около 1,5 млн тенге это очень ощутимая разница», – оценивает ситуацию Давыдов.

Входной билет

Увеличение доли рынка вендинговых компаний на местном рынке обуславливается достаточно привлекательным уровнем рентабельности – на уровне 15-20%, помимо этого, диапазон предлагаемых услуг через вендинговую торговлю весьма обширен. Сравнительно невысокий уровень входа с точки зрения капиталовложения привлекает в эту область наиболее активный бизнес-сегмент – малый бизнес. Порядка 35-40% операторов на рынке – небольшие частные компании.

Как утверждает Давыдов, рентабельность этого бизнеса, как и любого другого, зависит от различных факторов, которые порой могут быть никак не связаны между собой. Однако, по словам спикера, расположение  вендинговых автоматов играет решающую роль в вопросе рентабельности бизнеса.

«В университетах количество продаваемых напитков держится на уровне не менее 100 штук в день, но в автосалоне не превысит и 30 штук, а учитывая недавнее падение автомобильного рынка в РК и подавно, оборот будет лишь за счет некоторых сотрудников, да и те предпочтут разведенный кофе 3 в 1, залив кипятком из бесплатного чайника. Период окупаемости одного аппарата, при удачном размещении, составляет от 6 месяцев. Согласитесь, довольно выгодно? Учитывая минимальные временные затраты на обслуживание и заправку аппаратов. А используя программы удаленного мониторинга, можно и в одиночку справиться с двумя десятками аппаратов», – утверждает он.

Кирилл Романов в свою очередь отмечает, что в среднем срок окупаемости автомата от 1 до 2,5 лет. Этот срок зависит от некоторого ряда причин: проходимости, то есть количества продаж в день, ценовой политики непосредственно самой компании, а также качества предлагаемых напитков.

Кроме того, вхождение на рынок с менее чем десятью вендинговыми машинами грозит тем, что весь доход от предприятия будет «съедать» обслуживание этих автоматов.

Потенциал роста у вендингового рынка весьма значителен, так как развитие местного рынка наглядно показывает, что подобная услуга крайне востребована, сами же вендоры стремятся выйти на новый уровень развития, закупать новые модели автоматов и улучшать качество предлагаемых услуг.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤