Из спорта в бизнес

Популяризация здорового образа жизни придала новый импульс развитию фитнес-клубов

Популяризация здорового образа жизни придала новый импульс развитию фитнес-клубов. Сегодня в Алматы огромный выбор спортивных залов различного уровня и класса, и их количество продолжает расти. «Капитал.kz» узнал, так ли легко открыть свой фитнес-клуб и с какими проблемами сталкиваются предприниматели в этом бизнесе.

Когда приходит прибыль?

Мастер спорта по плаванию и владелец фитнес-центра «Тан Нуры» Вячеслав Зайцев, 5 лет проработав юристом, в 2008 году решил открыть свое дело. Неожиданное предложение и благоприятная обстановка в стране помогли ему реализовать свою давнюю мечту. «После кризиса 2005-2006 годов, когда спорт в стране начал становиться популярным и велась активная пропаганда здорового образа жизни, мне предложили взять в аренду здание фитнес-центра, и я решил попробовать себя в этом бизнесе», – рассказывает Вячеслав. Первые 2 года, по словам бизнесмена, были самыми тяжелыми, и ему пришлось столкнуться с рядом трудностей.

Первоначальный капитал составлял около $60 тыс. – это оборудование для тренажерных залов, групповых классов и акваоборудование для бассейна. Тогда проблема для бизнесмена заключалась в том, что не было импортирующей компании, которая завозит это оборудование, его частично заказали из Москвы.

Еще одной сложностью на первоначальном этапе было привлечение аудитории. «Мы попробовали очень много видов рекламы. А определенный вид рекламы, как известно, требует серьезных вложений, и несмотря на большие деньги, не факт, что он будет хорошо работать. Но по истечении 2 лет мы нашли то, что для нас работает – это интернет», – рассказывает он.

Сегодня в Алматы в каждом районе по 2-3 фитнес-центра, поэтому Вячеслав Зайцев акцентирует свое внимание на тренерско-преподавательском составе. По его словам, здание и оборудование могут быть классом пониже, но если тренерско-преподавательский состав не очень квалифицированный, то удержать клиентов крайне сложно.

Этот бизнес отличается сезонностью. Период с декабря по февраль считается «мертвым сезоном», но и в конце лета отмечается спад. «Очень сильно влияют погодные условия, то есть если дождь или снег пошел, то можно сказать с вероятностью 50%, что людей в этот день не будет», – рассказывает он.

Прибыль пришла к бизнесмену только через два с половиной года. Первые годы, по его словам, были достаточно убыточными. Сейчас они переехали в новое здание с более широкой площадью, и соответственно выросли расходы. «Площадь нашего клуба увеличилась с 400 кв. м до 1200 квадратов. Здесь мы работаем первый год. Основные расходы на коммунальные услуги: прогрев бассейнов, сауны, вода, электроэнергия – это все очень дорого. Также нужно было закупить дополнительно новое оборудование, на что мы потратили около $50 тыс. Его мы закупали по кредитной линии, которую сейчас закрываем, поэтому пока работаем в ноль. Как мы эту зиму отработаем, я пока четко сказать не могу, но надеюсь, зиму отработаем хотя бы в ноль», – говорит Вячеслав.

Оборудование бизнесмен предпочитает заказывать из России, несмотря на дешевизну и широкий выбор в Китае. «Здесь с 2010 года работает компания, которая завозит оборудование из России. Мы не покупаем в Китае, потому что любое оборудование имеет свой срок эксплуатации и требует определенного сервиса. Если что-то сломается, никто в кратчайшие сроки не сможет заменить, приехать починить, специалистов нет, только продажа, без сервисного обслуживания», – объясняет Зайцев.

За 6 лет своей деятельности предприниматель разработал свою бизнес-модель и знает, как справляться со сложными ситуациями. «На аналогичный бизнес сегодня потребуется около $100-150 тыс., то есть если начать и работать без дополнительных вкладов. Конечно, это будет не премиум-класс, а чуть выше экономкласса. На премуим-класс потребуется около $500 тыс. инвестиций, не учитывая аренду», – говорит он.

Открывать новый клуб Вячеслав пока не торопится. У бизнесмена другие планы на развитие. «Мы планируем год-два поработать здесь, набрать обороты, а после уже можно будет подумать об открытии нового места. Сейчас хотим сделать акцент на школу плавания. У нас хороший тренерско-преподавательский состав именно по плаванию. Хотим сделать не просто любительские тренировки, а профессиональные. У нас проводятся соревнования, но мы хотели бы, чтобы это было более профессионально, присваивались определенные звания, чтобы спортсмены могли выезжать», – поделился планами Вячеслав.

Старт с 40 тысяч долларов

Владелец сети фитнес-клубов «Fitness Gym» Руслан Урманов, несмотря на высшее образование в области информационных технологий, сразу же после окончания университета в 2008 году начал работать фитнес-инструктором и через 5 лет открыл свой фитнес-клуб. «Мне больше по душе спортивные направления. Спортом увлечен очень давно, еще со школы занимаюсь с «железом» в тренажерных залах. Проработал почти во всех основных фитнес-центрах города: от самых бюджетных до самых люксовых. Таким образом, я получил опыт работы с разным классом. Но во всех фитнес-клубах есть руководители, которые направляют в свое русло и не дают развиваться человеку. У меня было много идей, большое желание сделать свое, самому управлять процессом. Я накопил деньги и открыл свой первый зал», – рассказывает бизнесмен.

Свой первый фитнес-клуб Руслан открыл в декабре 2012 года с первоначальным капиталом в $40 тыс. «Для создания небольшого тренажерного зала от 200 до 300 кв. м такой суммы вполне достаточно. Затраты были именно на создание тренажерного зала, на оборудование, аренда и коммунальные платежи – это уже отдельно. Оборудование можно и в городе приобрести, заказать в Китае или привезти оттуда самому. Вариантов много, все зависит от начального бюджета. Я решил использовать уже подержанное оборудование в хорошем состоянии. Главное, я считаю, чтобы оно было удобным и на нем было приятно заниматься», – считает предприниматель.

Но внешний вид тренажерного оборудования для привлечения клиентов, по его словам, тоже очень важен. «Многие сейчас больше внимания обращают на внешний вид, чтобы оборудование было красивым, удобным и прорабатывало нужные мышечные группы. На качество обращают внимание в основном только опытные пользователи тренажерного зала», – говорит он.

Как у любого начинающего бизнесмена, у Руслана были сложности, но только первые месяцы. По его словам, тяжело было выделить деньги на коммунальные услуги, на аренду, которая «съела» почти всю прибыль. «Наемных работников у меня не было, зарплату никому не платил, за исключением уборщицы. Мы с моим младшим братом работали вдвоем, все делали сами, нам это было выгодно. И тренажеры сами ремонтировали, и электрику, и сантехнику. И по сей день иногда сам делаю, потому что так и быстрее, и выгоднее», – рассказывает бизнесмен.

Основная аудитория – молодежь от 15 до 25 лет. Первоначально они столкнулись со сложностями по раскрутке зала, потому что нужно, чтобы люди пришли, записались, заплатили деньги. Но постепенно, имея опыт работы в данной сфере, знаешь, как привлекать клиентов, как оставить, не упустить, дать результат. Самое главное, чтобы клиент получал результат и был морально удовлетворен. «Разные люди бывают, некоторые приходят на тренировку, чтобы отдохнуть от работы, другие – сбросить вес, подкачать мышцы. И когда ты людям это даешь, они тренируются дальше, это хорошо им, и нам, конечно, тоже», – поясняет он.

В этом бизнесе самый трудный период – это летний сезон. Когда теплеет, люди перестают посещать тренажерный зал, спад составляет сразу около 30%. Особенно «приятный» период для фитнес-залов – это весна, когда люди начинают усердно заниматься, хотят похудеть к лету, особенно женщины.

Сегодня бизнесмен успешно развивает свою сеть фитнес-клубов и уже набрал достаточно опыта. «Успех в данном бизнесе зависит от очень многих факторов: от самого зала, от его расположения, даже от того, куда направлены окна и двери. Многие факторы, казалось бы незначительные, влияют на поток клиентов, на ваш бизнес. Если вход со двора – это уже минус, и вы теряете определенное количество людей. Прибыль также зависит от стоимости аренды. Если плата за аренду высокая, то соответственно и прибыль будет «съедаться». Конечно, это не нефть, не газ, не ценные бумаги, и прибыль не такая большая. Это все равно малый бизнес. Недостатков особых я не вижу, только большая конкуренция и сезонность», – говорит Руслан. Зато в этом бизнесе нет  круговорота, как в торговле, и он прозрачен. «Если в торговле персонал или покупатель может что-то с собой унести, ты можешь не уследить. А здесь такого нет, тут легче проконтролировать, то есть потерь меньше», – рассказывает он.

Летом 2013 года Руслан Урманов открыл свой второй зал в городе, но на этом молодой бизнесмен останавливаться не собирается. «Здесь прибыль ко мне начала поступать уже где-то на третьем месяце. Первый годовой оборот от общего дохода составил около 20%. В июне прошлого года я открыл второй зал, то есть через полтора года. В планах открыть еще один расширенный и полноценный фитнес-клуб», – поделился планами Руслан.

Отличайся или умри!

Владелица «Sport Line Z» Елена Захарова мечтала иметь свой фитнес-клуб еще с 15 лет. Бизнесвумен является мастером спорта по легкой атлетике, а также имеет образование в области психологии, дизайна интерьера и бизнеса. Начала свое дело Елена в России в 1994 году, где создала авторскую школу фитнеса. В 2000 году переехала в Кыргызстан, а спустя 8 лет решила развивать свой бизнес в Казахстане.

 «В России мы делали наши первые шаги, очень много ошибок было, мы только развивались. Затем в Кыргызстане у нас уже было свое имя (бренд фирмы), мы были хорошо известны. Но в Бишкеке были проблемы в виде постоянных проверок разными инстанциями. Все проверяющие приходили с желанием взятки, процветала коррупция. Потом была революция, люди работали по 8-10 часов без света, у предпринимателей портилось оборудование (холодильные установки), пропадали продукты, поэтому многие закрылись и уехали. И мы решили уехать в Казахстан, где спокойно и больше перспектив», – рассказывает она.

Спустя год после приезда в Казахстан, в 2009 году Елена открыла небольшой клуб в подвальном помещении общей площадью 70 кв. м, зал был всего 47 кв. м. По ее словам, она вложила $4 тыс. в ремонт и мелкое оборудование, остальное она привезла из Кыргызстана. В течение 3 лет бизнес развивался в маленьком клубе – собиралась и обучалась команда. А спустя 3 года они переехали в новое помещение.

«Нам даже не пришлось перерегистрироваться в налоговой инспекции, здания находились в одном районе. В новый клуб общей площадью 250 кв. м мы вложили $25 тыс. В основном средства были потрачены на оборудование и спортивный инвентарь, а в ремонт вкладывался сам хозяин (арендатор). Оформлением помещения занималась сама, так как у меня еще и дизайнерское образование. После переезда в новое помещение первые месяцы мы шли на убыль, доход пришел где-то через 6-7 месяцев», – рассказывает бизнесвумен.

За 20 лет своей деятельности предпринимательница уже хорошо знает все преимущества и недостатки этого бизнеса. «Если площадь фитнес-клуба находится в постоянной аренде, то бизнес может стать убыточным. Помимо больших просторных залов, нужны раздевалки, душевые, специальные технические помещения, сопровождающие массажные и косметологические помещения, ресепшн, стоянки для машин, потому что даже если парковка будет неудобной, клиенты станут жаловаться», – говорит она.

Платить приходится много, а финансовые обороты могут быть незначительны. Идут большие расходы  на электроэнергию, уборку, обновление спортивного инвентаря, зарплату персонала, налоги и т.д. Фитнес – не является услугой первой необходимости. Сфера услуг в целом очень сильно зависит от общего благополучия в стране. Большинство видов бизнеса рассчитаны именно на средний класс.

По мнению Елены, несмотря на недостатки, этот бизнес можно успешно развивать, если иметь свою отличительную особенность. «Основа любого бизнеса: «Отличайся или умри!». Если этого нет, то вы безликие, о вас говорить не будут, даже не запомнят, не так быстро завоевывается аудитория. Конечно, какие-то базовые шаги по бизнесу одинаковые, но вы должны отличаться от своих конкурентов в любом бизнесе», – считает Елена.

Она намерена дальше развивать свой бизнес, и большая конкуренция ее не пугает. «Конкурентная борьба должна быть, для того, чтобы развиваться. Но благодаря нашей авторской работе мы стоим обособленно. В дальнейшем планируем открыть как минимум вторую точку вместе с тренажерным залом, для мужчин в том числе», – подытожила Елена Захарова. 

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤