Соцсети. Пожиратели времени или залог успешного карьерного роста?
В социальных сетях становится скучноВ социальных сетях становится скучно, и если они не будут развиваться, меняться под требования пользователей, то легко рискуют потерять ту популярность, которую набрали за 7-8 лет своего существования. «Соцсети, конечно, останутся как явление, потому что мы к ним привыкли и так легко не откажемся, просто на смену нынешним лидерам могут прийти другие. В зависимости от того, кто быстрее предложит что-то необычное и будет зависеть популярность», – считает Нуркен Халыкберген, управляющий партнер агентства Central Asia Communications.
Тренды развития соцсетей
Пассивное потребление контента, сегментированность по интересам и анонимность – эти тренды, по мнению Романа Новикова, руководителя соцсети «Мой Мир», будут определять развитие социальных сетей в ближайшее время. «Все уже давно нашли своих одноклассников, друзей и постепенно становится скучно. Как правило, если вы не блогер, то общаетесь с 3-4 активными знакомыми. Остальные уходят в фазу потребления контента – смотрят видео, слушают музыку, очень редко переписываются. Пик популярности соцсетей прошел», – считает он.
По мнению консультанта компании Chocotravel.com Алишера Еликбаева, происходит абсолютно нормальный процесс. «Отток был вполне ожидаем. Люди заводили аккаунты, чтобы посмотреть, что за тренд такой. Поизучали его, разобрались, увидели преимущества и недостатки. Поняли для себя, хотят они там быть или нет, и пошли дальше по своим делам. Представьте, что есть обшенациональная газета, которую читает вся страна. Через некоторое время рост тиража идет стремительно, потому что есть стабильный интерес огромного количества людей. Потом одна часть аудитории находит другую небольшую газету, которая больше отвечает интересам их группы, потом другая часть начинает выпускать свой глянцевый журнал, потом появляется листовка с интересными новостями конкретно для одного из городов страны и выясняется, что местные новости для жителей этого населенного пункта интереснее глобальных новостей. То есть аудитория постепенно начинает уходить в более узкие ниши, хотя часть людей по привычке продолжают выписывать большую газету. Вот буквально то же самое происходит и с Facebook», – говорит он.
Соединять людей с похожими интересами – это, казалось бы, старое как мир утверждение сейчас начинает приобретать особенный смысл. С появлением соцсетей все гендерные, возрастные, социальные различия начинают стираться, интернет объединяет людей из абсолютно разных социальных групп, это настоящий мультинетворк. К примеру, в онлайн-игры одновременно могут играть 14-летние школьники и олигархи, владельцы миллионного бизнеса.
Именно благодаря таким группам, своего рода мини-соцсетям, люди из разных социальных групп будут объединяться в сообщества по интересам. «Мы будем ориентироваться на нишевые продукты, своего рода маленькие социальные сети внутри большой социальной сети», – говорит Роман Новиков. Эти объединения по-разному потребляют контент, и задача владельцев – сделать это потребление активным.
В будущем такие сегментированные объединения будут особенно интересными в интернете вещей. Например, некое сообщество владельцев умных холодильников, которые обмениваются статистикой по пользованию воды и рекомендациями по наиболее правильному режиму заморозки.
Пока же у среднестатистического пользователя 2 профиля в социальных сетях, рассказывает Роман Новиков, и в каждой из них у него свой стиль – где-то он общается с одноклассниками, где-то с коллегами, где-то обсуждает хобби. Но уже в прошлом году было отмечено, что половина пользователей социальных сетей, в частности, Facebook, в США и Великобритании, уже стали заходить туда реже, чем делали это раньше. «Такой же тренд заметен и у наших пользователей. По моим ощущениям, те люди, которые раньше были очень заметны в Сети, снижают уровень активности. Соцсети – это сильный пожиратель времени. Сетевое восприятие очень сильно повлияло на психологию, и появился ряд феноменов», – говорит Нуркен Халыкберген.
Сети стали неким психологическим зазеркальем, здесь люди носят маски и отыгрывают свои социальные роли, поэтому еще одним актуальным трендом становится анонимность. После известных разоблачений Эдварда Сноудена пользователи стали все больше опасаться за свои персональные данные, поэтому, по мнению Романа Новикова, соцсети будут двигаться в так называемую серую зону. «Мы не настаиваем на полной персонализации пользователя, если людям комфортно общаться не под своими настоящими именами – мы не настаиваем на вашей персонализации, отыгрывайте ваши альтер эго», – говорит руководитель соцсети «Мой Мир».
Но, по мнению Нуркена Халыкбергена, напротив, грядет ужесточение регистрационной политики. В соцсети уже приходят не просто безобидные шарлатаны, но и настоящие экстремисты, и государственные органы будут вынуждены обратить на это внимание. «Например, ужесточение регистрации SIM-карт – это первые шаги в данном направлении. Следующим шагом может стать ужесточение законодательства в области регулирования поведения в социальных сетях, такие правила уже прописали для чиновников. Государство будет стремиться себя обезопасить, система не терпит хаоса», – считает он.
Еще одним немаловажным фактором, который будет противостоять этому тренду, как ни странно, станет экономика. «Любая социальная сеть нуждается в деньгах – это и аренда серверов, и работа программистов. Но сами деньги не приходят, нужно или продавать рекламу, или базы данных. В свою очередь рекламодатели будут запрашивать у них не виртуальных, а конкретных пользователей с конкретными интересами», – считает эксперт.
Правовая безопасность и экономика могут терпеть виртуальность до какого-то определенного момента, потом начинаются жесткие, прагматичные расчеты. Получается, что экономика не даст разгуляться с анонимностью. Тем более что, по мнению Нуркена Халыкбергена, в соцсети скоро придут серьезные игроки с большими деньгами и появление платных приложений, пусть пока это только онлайн-игры, – это первые шаги к этому процессу.
С тем, что соцсети будут двигаться не в сторону анонимности, а в направлении ужесточения политики безопасности согласен и Алишер Еликбаев. «Приложение «Секрет», где выступали анонимы, стало большим разочарованием прошлого года», – напоминает он.
Кто следит за вашим «цифровым следом»?
Информация, которую мы, сами того не подозревая, оставляем в Сети, является настоящим сокровищем для многих компаний. А соцсети хранят терабайты персональной информации о каждом из нас: во сколько заходим в Сеть, какие ключевые слова прописываем, какие посты комментируем, какую музыку слушаем и какие бренды предпочитаем. И как только разработчики поймут, как эту оцифрованную информацию сложить в блок, на нее сразу найдется покупатель. Bigdata – это то, чего очень не хватает ретейлерам и производителям. И тогда мерчандайзинг появится в социальных сетях, а предложения будут адресными, не для абстрактной группы людей с похожими характеристиками, а для конкретного человека.
Интернет-активность соискателя, его цифровой след уже давно мониторят и рекрутеры. Это относится как к постам в социальных сетях, так и к онлайн-взаимодействию с другими специалистами в своей профессиональной области.
«Информация, публикуемая в профайлах, может как расположить работодателя по отношению к соискателю, так и, наоборот, оттолкнуть. Негативно влияют в первую очередь легкомысленные и откровенные фото, нецензурные высказывания, также посещение групп, посвященных азартным играм. А вот ориентация на семейные ценности, саморазвитие, обучение и т.п., наоборот, оставляет хорошее впечатление о кандидате и располагает на дальнейшее с ним сотрудничество», – комментирует Асель Беженова, директор по маркетингу и PR компании «HeadHunter Казахстан».
К примеру, в США 96% кадровых агентств используют при подборе кандидатов на вакантные должности данные сети LinkedIn. Профиль в LinkedIn там давно считается таким же важным элементом актуального онлайн-образа человека, как и его страницы в Facebook и Twitter. Более того, в некоторых видах бизнеса высокая активность и положительные отзывы в LinkedIn – это залог успешного карьерного роста.
В Казахстане служба исследований «HeadHunter Казахстан» в 2014 году проинтервьюировала представителей порядка 100 компаний и узнала, какую роль в процессе найма персонала играют для них социальные сети. На вопрос «Просматриваете ли вы профайл соискателя в социальной сети, прежде чем пригласить на собеседование?» более половины работодателей, а именно 58%, ответили, что пользуются такой возможностью познакомиться с человеком заочно. Чуть больше четверти (26%) ответили, что не думали о такой возможности. 16% участников интервью не видят в этом смысла.
«Тенденция проверки кандидата через его активность в социальных сетях не нова. Уже более 5 лет профессиональные агентства ставят такую задачу своим рекрутерам. В основном сбор инфо из соцсетей позволяет исследовать некоторые аспекты личностной сферы кандидата, его общей адекватности, базовых ценностей, круга общения и интересов. Я не скажу, что оценка информации в соцсетях дает полное представление о человеке и имеет решающее значение при оценке кандидатов, но выявить случаи неадекватности иногда позволяет», – говорит Елена Грищук, директор HR-агентства Forsage.
По ее мнению, этот тренд продержится еще какое-то время. Однако, учитывая, что профессионалы все меньше используют соцсети как средства личного общения и самовыражения, в ближайшем будущем основная информация о человеке, черпаемая из соцсетей, будет касаться его профессионального опыта, интересов и достижений. Другими словами, соцсети будут интересны лишь с точки зрения выхода на кандидата и получения базового представления о его опыте и компетенциях. «Уже сейчас мы наблюдаем, что молодежь и люди старшего бизнес-поколения не столь активны в соцсетях, как это было еще год-два назад. Многие удалили свои аккаунты в Facebook, VKontakte, Оdnoklassniki, отдав предпочтение профессиональному профилю в LinkedIn и других профессиональных сетях», – считает Елена Грищук.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.