Нефть и Россия: двойные шоки для Кавказа и Центральной Азии
Регион Кавказа и Центральной Азии в 2015 году будет испытывать воздействие двойного шокаРегион Кавказа и Центральной Азии (КЦА) в 2015 году будет испытывать воздействие двойного шока снижения цен на нефть и экономического спада в России. С июня 2014 года цены на нефть снизились более чем на 50%, рынки ожидают, что цены останутся в среднем на уровне примерно $57 за баррель в 2015 году и будут постепенно повышаться до $72 за баррель к 2019 году. Цены на другие биржевые товары, такие как металлы, также снизились, что сказалось на экономике некоторых стран региона. Кроме того, углубляющийся спад в России, с которой многие страны КЦА тесно связаны через торговлю, денежные переводы и прямые иностранные инвестиции, а также резкое ослабление рубля, ухудшают настроения инвесторов и ослабляют экономические перспективы, оказывают давление на обменные курсы в странах региона. Экономический рост слабеет и в Китае, другом важном торговом партнере КЦА.
Низкие цены на нефть имеют различные последствия для экспортеров и импортеров «черного золота». В странах-экспортерах снижение цен на нефть приводит к потерям экспортных и бюджетных доходов. Большинству экспортеров нефти необходимы цены на нее существенно выше $57 за баррель, прогнозируемых на 2015 год, чтобы покрыть государственные расходы, которые в последние годы увеличивались в ответ на растущее социальное давление и поставленные цели развития инфраструктуры. При текущей политике рост в странах – экспортерах КЦА, как ожидается, составит примерно 4,9% в этом году, что на 0,8 процентных пункта ВВП ниже прогноза октябрьского выпуска доклада МВФ «Перспективы развития региональной экономики» 2014 года.
Что могут сделать директивные органы в условиях двойных шоков снижения цен на нефть и углубляющегося спада в России? В краткосрочной перспективе страны – экспортеры нефти региона могут использовать свои сбережения от прошлых нефтяных доходов или заимствовать средства для поддержания снижающихся темпов экономического роста. Действительно, ожидается, что правительства Азербайджана и Казахстана введут бюджетные стимулы. Узбекистан и Туркменистан намерены сохранять прежние планы расходов, поскольку снижение цен на нефть не так сильно сказалось на ценах на их экспорт газа, и замедление роста в России оказывает относительно меньшее воздействие на эти страны.
Однако без изменений в их экономической политике у стран, скорее всего, в течение нескольких лет кончатся резервы, если цены на нефть останутся низкими, а ситуация в России не улучшится. Странам – экспортерам нефти КЦА будет необходимо сократить свои среднесрочные планы расходов и стремиться к замедлению роста расходов. Ограничение текущих расходов вместо сокращения инвестиций в инфраструктуру, образование и здравоохранение поможет свести к минимуму воздействие на экономический рост.
С другой стороны, большинство стран-импортеров получают выгоды от более низких цен на нефть: их расходы на импорт энергоресурсов сокращаются и в тех случаях, когда эти более низкие затраты передаются частному сектору, они снижают издержки производства для компаний и повышают располагаемые доходы для потребителей. Однако эффекты углубляющегося спада в России намного превышают облегчение от снижения цен на нефть, что привело к пересмотру в сторону снижения темпов роста в странах – импортерах нефти КЦА на 0,4 процентного пункта в 2015 году по сравнению с прогнозом в октябрьском выпуске «Перспектив развития региональной экономики» МВФ 2014 года до 4,4%. Резкое ослабление рубля наряду со снижением экономической активности в России также приводит к снижению стоимости денежных переводов из России, которые весьма значительны, особенно в Армении, Кыргызской Республике и Таджикистане.
Столкнувшись с внешними шоками, многие страны – импортеры нефти делают паузу в осуществлении планов бюджетной консолидации для поддержания краткосрочного роста. Однако как только перспективы экономического роста улучшатся, странам следует начать восстанавливать свои бюджетные и внешние резервы, чтобы повысить устойчивость к будущим потрясениям. Странам – импортерам нефти, где устойчивость бюджета вызывает обеспокоенность, рекомендуется сохранять непредвиденные выгоды от снижения цен на нефть для уменьшения государственного долга. Ввиду неопределенности относительно сохранения низких цен на нефть и доступности внешнего финансирования импортерам следует проявлять осторожность при принятии новых крупных обязательств по расходам.
Хотя ответные меры политики будут различными в зависимости от того, к какой категории относится страна – к импортерам или экспортерам нефти, – общей темой является необходимость повышения гибкости обменного курса с тем, чтобы помочь экономике стран КЦА лучше адаптироваться к негативным шокам, с которыми они сталкиваются, и повысить действенность денежно-кредитной политики. Кроме того, вторичные эффекты замедления роста в России усиливают необходимость наращивания структурных реформ, особенно в области улучшения деловой среды, управления, образования и торговой интеграции. Заметные успехи в этих сферах помогут повысить производительность и поддержат среднесрочный рост и создание рабочих мест.
См. более подробное рассмотрение вопросов в работе «Адаптация к низким ценам на нефть в условиях снижения спроса», Бюллетень перспектив развития региональной экономики по странам Ближнего Востока и Центральной Азии, январь 2015 года.
Юха Кяхконен, заместитель директора Департамента стран Ближнего Востока и Центральной Азии МВФ
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.