Автор сеет и не жнет
Как обрести финансовую независимость?Как обрести финансовую независимость? Создать, купить, получить в наследство актив, способный приносить регулярную прибыль – пассивный доход. Самый долговечный, увлекательный и популярный во всем мире актив – интеллектуальная собственность. Произведения искусства, литературы, научные открытия и разработки, программное обеспечение – все, что однажды создано умственным трудом, на протяжении многих лет охраняется законом об авторском праве и смежных правах, обеспечивая притоком средств не только автора, но и его потомков. Вы можете продать права на свое творение, можете делиться им, передавать для использования. Этот актив способен «варить кашу» 24 часа в сутки, 365 дней в году до тех пор, пока не отменить задачу. При одном условии – его хотят смотреть, слушать, читать, использовать.
В Казахстане колоссальные возможности в части пассивных доходов имеют авторы и исполнители музыкальных произведений. К их числу относятся не только композиторы, поэты и вокалисты, но и аранжировщики, музыканты.
Как много зарабатывают владельцы хитов и насколько эффективны механизмы авторских прав на отечественном музыкальном рынке?
В сравнении с тем, как обстояли дела 10 лет назад, сегодня ситуация с авторскими и смежными правами стабилизировалась. Телеканалы, радиостанции, рестораны, кафе, ивент-агентства ежемесячно выплачивают в общества по авторским и смежным правам от 1 до 4% за использование песен, видеоклипов, концертных программ. 20% остается у общества, за работу, услуги. Их задача – мониторинг, защита прав, представление интересов авторов и исполнителей в суде. 80% достаются авторам и исполнителям.
«Интернет-ресурсы, реклама, киноиндустрия и многое другое – у современных людей в сфере культуры есть масса источников пассивного дохода. Им не хватает знаний. К примеру, в законе «Об авторском праве и смежных правах» есть статья «Право следования», когда в случае публичной продажи художник имеет право на 5% с каждой продажной цены. Казахстан присоединился ко всем мыслимым и немыслимым конвенциям. У нас есть закон «Об авторском праве и смежных правах», два авторских общества и два общества по смежным правам. Проблема в том, что наши творческие люди – не предприниматели. Это бизнес, которым надо научиться управлять», – говорит Темирлан Тулегенов, кандидат юридических наук, председатель Авторского совета РОО «Авторское общество «Абырой». В мировой практике авторскими правами в шоу-бизнесе занимается паблишинг – музыкальные издательства, которые работают непосредственно с авторами произведений, а с исполнителями работают лейблы. У нас же, по словам Темирлана Тулегенова, в создание репертуара вкладывается продюсер, который, по сути, создает бизнес и имеет право на этот репертуар, но он не закрепляет свое право в договоре. В итоге рано или поздно артист уходит от продюсера вместе с этими песнями. То же самое с авторами, не состоящими в обществах. Они продают свои произведения на словах. Дальше покупатель делает с песней что пожелает.
Отметим, что действие Закона на интеллектуальную собственность в сфере культуры в Казахстане действует в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти. « То есть авторское вознаграждение полагается уже его наследникам. По истечении срока действия авторского права произведение переходит в статус общественного достояния, в таком случае этим произведением могут пользоваться все, без выплаты вознаграждений», – объясняет председатель Авторского совета РОО «Авторское общество «Абырой».
Реально композитор или поэт может получить до полумиллиона тенге за три месяца. «Сумма дохода зависит от востребованности материала. Аранжировщику также полагается гонорар, по сути это соавтор произведения. И, конечно, исполнителям положено вознаграждение за их талант и труды. На Западе сессионный музыкант за короткое соло-импровизацию в композиции получает не только разовый гонорар, но и процент от каждого использования фонограммы. Мы, в свою очередь, также платим авторскому обществу, при проведении концерта – 4 % с кассы», – рассказывает Дильмурат Бахаров, один из самых известных казахстанских авторов, входит в состав Союза композиторов Республики Казахстан и авторского общества «Абырой». Созданные им музыкальные творения исполняют Роза Рымбаева, Нурлан Абдуллин, Асылбек Енсепов, Дильназ Ахмадиева, Макпал Исабекова, «Дервиши», «101», другие артисты и музыканты. На сегодняшний день в авторском активе Бахарова около 200 песен, не считая других музыкальных произведений.
К сожалению, в творческой жизни Дильмурата Бахарова уже был прецедент, когда ему приходилось защищать свои авторские права: «Мою песню использовали для создания рекламного ролика. Это был 30-секундный проигрыш из песни. В ходе процесса судья попросила меня доказать, что я являюсь автором данного музыкального произведения. Я предоставил партитуру и с помощью музыкального центра сравнивались оригинал и фрагмент, использованный в рекламном ролике. В итоге компания выплатила мне компенсацию. В другом процессе участвовали несколько авторов и исполнителей. Компания в целях рекламы выпустила сборник казахстанских хитов, без ведома авторов и выплат». Встречаются также грубые нарушения со стороны музыкантов, которые работают в ресторанах – они меняют оригинальную фонограмму. По его словам, если исполнитель желает сделать кавер-версию – он должен подписать договор с автором произведения и далее все идет по той же схеме выплат через общества.
Конечно, невозможно отследить все места развлечений и отдыха по всей стране. «Но я знаю, что в каждом регионе есть представительства авторских обществ. Основной доход наш артист имеет от выступлений на корпоративах, тоях. На концерте можно заработать немного. В идеале, бизнес-схема в шоу-индустрии строится на продажах материала. Во времена бума аудиокассет и дисков артист мог что-то заработать. Но тогда львиная доля прибыли проходила мимо нас, процветал «черный рынок» нелицензионной продукции. Сегодня другая ситуация – артисты продолжают выпускать альбомы на CD, которые не покупают, потому что человечество уже давно перешло на электронный формат. Я не знаю ни одного нашего исполнителя или автора, который заработал бы на продаже своих дисков. Сейчас многие артисты «заливают» свой материал в интернет для бесплатного скачивания, в качестве продвижения. Хотя западный шоу-бизнес пользуется этим инструментом для получения доходов, если говорить об оригинальной лицензионной продукции высокого качества», – говорит Дильмурат Бахаров.
Бум продаж CD пришелся на 2003-2007 годы, рассказывает Низами Мамедов, заведующий отделом национальных проектов холдинга «Меломан». «Мы на собственные средства выпустили более 100 альбомов казахстанских исполнителей, платили авторское вознаграждение. Это была своего рода социальная ответственность – способствовать развитию отечественной музыкальной индустрии. Всегда шли навстречу нашим артистам, помогали чем могли. На сегодня объемы продаж дисков в целом упали на 90%. Если три года назад альбомы Батыра, «Мюзиколы», «Уркера» или «Дервишей» продавались в количестве 70-100 дисков ежемесячно, то сейчас – всего 10-15. При том, что цена новых альбомов не превышает 700 тенге, а изданных ранее – 500 тенге. Сегодня мы продаем очень мало CD, но не отказываемся совсем. Несмотря на то, что формат наших магазинов несколько изменился, мы создали магазины для всей семьи MARWIN, стараемся по-прежнему сохранять уголки для музыки и кино, уважая наших постоянных клиентов, которые ценят музыку и кино в высоком качестве. Тотальное развитие интернета привело к тому, что многие исполнители за рубежом уже отказываются от CD и выкладывают свою музыку в сеть iTunes. Таким образом они зарабатывают по доллару за каждую проданную копию. Вместе с тем есть исполнители мирового уровня, которые всё же выпускают диски, и их, хоть и в небольших количествах, покупают поклонники, коллекционеры», – отмечает Низами Мамедов.
В Казахстане артисты продолжают платить за ротацию на телеканалах и радио. Последние перечисляют проценты в авторские общества. В итоге часть денег возвращается к авторам и исполнителям. К чему этот круговорот купюр и безнала?
«К нам возвращается мизер, в сравнении с тем, что мы платим. В мировой практике каналы зарабатывают не на артистах, а на рейтингах. Содержательный контент привлекает больше зрителей, слушателей, а значит рекламу. Мне нравится политика телеканала Gakku. Они не берут денег с артистов, при этом наполняют эфир достойным материалом, работая круглосуточно», – говорит Дильмурат Бахаров.
Тимур Балымбетов, продюсер Gakku TV: «У нас нет понятия «ротация». Мы ставим в эфир видеоклипы, которые принял наш худсовет. И это полностью отечественный продукт. Худсовет определяет, подходят ли нам песня, видеоряд по формату и какое количество будет выходить в эфир. Это может быть известный артист и новичок. В первую очередь мы руководствуемся тем, насколько то или иное произведение содержательно, имеет ли оно эстетическую ценность, какую роль оно может играть в развитии шоу-индустрии. Наши инвестиции – это наш эфир. Мы основываемся на внутреннем кодексе и, безусловно, это не только коммерческий, но и идеологический проект. Мы верим, что благодаря казахстанскому контенту можно зарабатывать деньги, и мы стремимся к этому. Что касается авторского вознаграждения, то канал, как положено, перечисляет авторскому обществу КазАК и компании по защите смежных прав «Аманат».
По словам Темирлана Тулегенова, платная ротация на наших каналах – это пример безграмотности продюсеров радиостанций и каналов, которые низводят интеллектуальную собственность в виде песни до рекламного ролика стирального порошка. Интеллектуальная собственность стоит намного дороже. «Они не понимают, что сидят на мешке с деньгами. Сегодня главная проблема как раз в том, чтобы создать или найти качественный контент. Платная ротация тормозит развитие культуры, потому что в эфир попадают те, у кого есть деньги, но в большинстве нет таланта. При этом радиостанции платят зарубежным паблишингам, чтобы наполнять эфир их музыкой, но не нашей. Здесь мы говорим уже о страновом PR. Система авторского права создана для стимулирования творчества и развития отечественной культуры», – отмечает эксперт.
Определенно,
чтобы оправдывать идеи, труды, время и средства, вложенные в свои произведения,
нашим артистам и музыкантам необходимо обращаться к специалистам либо осваивать
новые для них механизмы продвижения своего предприятия, развивать ресурсы, изучать
законы, защищать свои права и получать доходы, не выходя из студии. Горшочек
придуман для того, чтобы варить кашу тому, кто знает, как им управлять. Как
считает Роберт Кийосаки, американский бизнесмен, автор бестселлеров об
инвестировании, разработчик настольных игр по освоению финансовых стратегий:
«Не заботиться о пассивном доходе – вот что на самом деле рискованно».