Авиационная отрасль нуждается в серьезной реорганизации
Отечественной авиационной отрасли требуется немедленная и серьезная реорганизацияВ настоящий момент отечественной авиационной отрасли требуется немедленная и серьезная реорганизация. Об этом деловому еженедельнику «Капитал.kz» заявил председатель Ассоциации авиаперевозчиков РК Владимир Куропатенко. «После того как несколько лет назад наши авиакомпании были внесены в черный список Еврокомиссии, в авиационной индустрии Казахстана ничего не изменилось. Решения данного вопроса нет и поныне», – заявил он.
По мнению Владимира Куропатенко, санкции Еврокомиссии действуют не столько по отношению к авиаперевозчикам, сколько направлены в сторону авиационных властей Казахстана. Также эксперт отметил, что в черный список отечественные авиакомпании были внесены по экономическим соображениям. «Это примерно те же санкции, которые Европа применяет против Российской Федерации. Неслучайно была выбрана и наша страна. Сейчас объем воздушных перевозок, осуществляемых между Казахстаном и европейскими странами, ежегодно увеличивается. Поэтому там решили сделать так, чтобы на нашем рынке в основном были представлены зарубежные авиакомпании», – рассказал собеседник.
Для выхода из сложившейся ситуации Владимир Куропатенко советует обратиться за помощью к Межгосударственному авиационному комитету (МАК). «У этой организации имеется авторитет за рубежом, такой, которого нет сейчас у нашей страны. У нас есть соглашение с Межгосударственным авиационным комитетом. Там заверили, что готовы помочь с оформлением всей документации и с проведением аттестации сотрудников. А также с последующим выходом на уровень Еврокомиссии по поручению авиационных властей Казахстана. Для этого может потребоваться 2-3 месяца», – пояснил председатель Ассоциации перевозчиков РК.
Помимо этого эксперт предлагает создать новый орган государственного управления, а не регулирования, которым сейчас является комитет гражданской авиации (КГА), и подчинить его администрации президента. «Мы предлагали и предлагаем создать агентство по деятельности авиации и космонавтики, которое будет функционировать при администрации президента страны, а также назначить советника главы государства по деятельности авиации с наделением его всеми полномочиями. Это позволит добиться позитивных изменений. Сейчас комитет гражданской авиации является всего лишь органом государственного регулирования и не может в полной мере осуществлять контроль и за авиационной отраслью. Более того, комитет постоянно передают от министерства к министерству. И в них он находится на второстепенных ролях. А ведь это стратегическая отрасль повышенной опасности. И, к сожалению, сейчас он функционирует только в рекомендательном порядке», – отметил Куропатенко.
Также в качестве положительного примера эксперт приводит зарубежный опыт. «В США федеральная авиационная служба подчиняется президенту. Также дела обстоят, к примеру, в Германии и во Франции. Я считаю, что этот опыт мы должны перенимать», – отметил собеседник.
При этом Владимир Куропатенко считает, что наряду с принятием международного опыта необходимо провести реорганизацию форм собственности аэропортов.
«Сейчас аэропорты приватизированы. А ведь это стратегические объекты, тем более построенные государством. В идеале, конечно, они должны быть у него в собственности. Можно даже опустить этот момент и согласиться с тем, чтобы вокзальный комплекс воздушных гаваней и обеспечение горюче-смазочными материалами (ГСМ) оставить в частных руках. Пожалуйста, работайте, улучшайте обслуживание пассажиров, создавайте конкурентную среду и совершенствуйте инфраструктуру. Но никак при этом нельзя отдавать «частникам» взлетно-посадочные полосы и рулежные дорожки, это я вам говорю сам как представитель частного бизнеса. Безопасность все-таки превыше всего. По такой логике можно приватизировать и ракетные площадки», – рассказал эксперт.
Также, по словам специалиста, необходимо готовить план развития авиации, включая аэропорты и посадочные площадки. «Раньше Казахстан был охвачен приписными аэропортами с функционирующими региональными воздушными линиями. Сейчас нужно решать вопросы не с социальными рейсами, а с разными группами населения, такими как матери-одиночки, многодетные семьи, инвалиды, ветераны ВОВ и студенты, с тем, чтобы они могли приобретать билеты на любые направления с существенными скидками. А вот оставшиеся суммы должны дотироваться государством. Без государственной поддержки региональные авиакомпании функционировать не смогут», – сказал спикер.
Помимо этого Владимир Куропатенко считает, что нужно в целом понизить цены на билеты. Для этого нужна стабильная стоимость авиационного топлива, которая не будет завышена. «Нефть добывается в недрах нашего государства, и мы ее сами не закупаем. Поэтому цены на топливо должны быть отрегулированы. Чтобы ее стоимость не была завышена, как, например, это было сделано в Туркменистане и Узбекистане. Тогда и цена билета будет стабильной. Аэропорты в государственной собственности также будут иметь стабильные бюджеты. Кроме того, нам нужны финансовые институты для приобретения самолетов, которые будут работать с компетентной комиссией, с тем, чтобы рекомендовать и предлагать авиакомпаниям самолеты с разными условиями покупки или лизинга. Такая организация есть, к примеру, в России. Называется «Ильюшин финанс», – сказал Владимир Куропатенко.
В заключение эксперт заявил о том, что все это возможно при утвержденной правительством или главой государства программе. «Положительно все решит серьезная реорганизация отрасли. Начало реформирования я уже рассказал», – подытожил Владимир Куропатенко.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.