«Неформатные» отношения

Апарт-отели в казахстанском гостиничном бизнесе

Апарт-отели как новый формат гостиничного бизнеса в Казахстане практически не известны. Подобного вида апартаменты только начинают развиваться на местном рынке, занимая пока сравнительно малую долю. Инвесторы также пока слабо заинтересованы вкладывать в эту отрасль, поэтому собственники развивают бизнес своими силами.

Несмотря на то, что количество апарт-отелей в стране можно сосчитать по пальцам, участники рынка все же дают обнадеживающие прогнозы на будущее и рассчитывают на расширение ниши, в основном за счет привлечения в страну иностранных туристов, обеспечивающих львиную часть дохода от бизнеса.

Основная часть апарт-отелей расположена в Астане и Алматы. Участники не стремятся выводить бизнес на региональный рынок, так как не видят в этом рентабельности. Хотя новый формат пока не сулит участникам больших дивидендов, в будущем апарт-отели могут стать стабильным доходом для своих держателей.

По словам Анны Крючковой, руководителя апарт-отеля «Триумф», которая также возглавляет несколько апарт-отелей в Астане, «на сегодняшний день это совершенно новое направление в гостиничной сфере для Казахстана, хотя во многих странах, особенно в Юго-Восточной Азии, это очень развитый вид услуги. Там на этом компании зарабатывают миллионы долларов. В Астане пока происходит только становление этого рынка».

По ее словам, за последний год спрос на апартаменты с гостиничным сервисом вырос примерно в 2-3 раза. Это отчасти связано с высоким уровнем цен на отели, частично и с большим количеством мероприятий международного масштаба, таких как Астанинский экономический форум, съезд мировых религий, крупные выставки. В этом случае отельного фонда попросту не хватает.

Система бронирования в апарт-отелях практически аналогичная, как и в стандартных отелях. «Кто-то требует предоплату за бронирование, кто-то – нет. По степени комфорта апарт-отели весьма схожи с домашними условиями. Но для кого-то наличие золотого унитаза – это нормальные домашние условия, а для кого-то наличие дивана и кровати – очень хорошие домашние условия. В связи с этим апарт-отели и предлагают разные варианты размещения», – говорит Сергей Авченко, руководитель апарт-отеля Lessor.

Проживая в апарт-отеле, клиент получает часть услуг отеля вкупе с традиционной квартирой. Развитие для таких отелей в Казахстане есть, так как иностранные компании предпочитают брать в аренду именно такие сервисные апартаменты для своих сотрудников.

«Апарт-отели привлекают, конечно, своей выгодной ценой, зачастую отличным расположением (как в спальных районах, так и в непосредственной близости к достопримечательностям и административным зданиям), при этом уровень сервиса ничем не отличается от отеля 3-4, а то 5 звезд», – подтверждает Крючкова.

Не сошлись в цене

Для Казахстана понятие «апарт-отель» весьма размыто, так как чаще всего речь идет о стандартных квартирах, которые позиционируются в качестве апарт-отелей. Интерес к такому виду гостиничного бизнеса понятен, ведь в Казахстане эта ниша практически отсутствует, а спрос на подобные отели увеличивается постепенно. Стоит отметить, что цена за номер в апарт-отеле хотя и ниже аналогичного номера в отеле, но все же в разы выше традиционных квартир такой же площади. Авченко подтверждает, что разрыв цен между апарт-отелями и стандартными отелями может быть ощутим для туриста.

«Для нас это новое направление, такое же, как хостел или мотель. Много апарт-отелей расположены в туристических центрах и местах традиционного отдыха (озера, моря и океаны). В сравнении с ценами в гостиницах, гостевых домах и другими местами цены очень даже конкурентные. Тут надо гостю определиться, что он хочет и за какие деньги. Апарт-отели только появились на нашем рынке. Их не так много и не настолько они известны. К примеру, в мире есть сеть апарт-отелей, которые весьма известны и имеют свои точки в разных странах. Это такие, как Adajio или MaMaison», – говорит Сергей Авченко.

По словам спикера, существуют несколько типов апарт-отелей. К ним относятся здания целиком, отданные под апарт-отели, сеть апартаментов в разных зданиях, но находящиеся на одной территории, и разные апартаменты в разных зданиях и в разных местах города. Количество апартаментов в таких апарт-отелях колеблется от 3 до 50 в зависимости от возможностей хозяев и популярности у гостей.

«В нашем городе существуют практически все типы. Но, говоря откровенно, большая часть из них работает нелегально. Что влечет за собой определенные трудности как для гостей, так и для их хозяев», – говорит Авченко.

Собственникам пока не приходится рассчитывать на какие-либо преференции со стороны государства. Главными трудностями участники считают недостаток иностранных туристов, которые обеспечивают основной доход апарт-отелей.

Компании, которые работают в данном секторе, испытывают определенные трудности не от недостатка гостей, а от недостатка туристов и путешественников из-за рубежа, которые приносят прибыль как отелям, так и государству.

По словам спикера, это связано, в первую очередь, с тем, что нашу страну нигде не рекламируют. Люди только отдаленно знают что-то о Казахстане, к тому же в республике совсем не развит внутренний туристический бизнес, а при попытке что-то изменить находится масса предлогов, по которым невыгодно приглашать к нам иностранных туристов. Также завышены цены на посещение достопримечательностей при отсутствии достойной инфраструктуры.

Убыточен ли бизнес?

Для развития рынка апарт-отелей, которые только начинает набирать обороты и становятся узнаваемыми на местном рынке, необходима поддержка как частных инвесторов, так государства, так как пока собственники действуют без поддержки со стороны властей. Несмотря на все препоны на пути развития апарт-отелей в Казахстане, Крючкова считает, что спрос на такие отели будет расти.

«Если говорить о количестве клиентов, то занятость апарт-отелей достаточно высока, и срок проживания больше, чем в отеле, – в среднем от 3 до 7 дней, но часто и до года. В денежном же эквиваленте этот вид бизнеса зачастую оказывается убыточным при неверном маркетинге. Клиент должен быть доволен, даже если для апарт-отеля это убыточно. Потому что, по статистике, в сфере услуг один довольный клиент приведет с собой 4 новых, а один недовольный лишит 18 своих знакомых. Проблемы могут возникать совершенно разные, такие же, как и в обычном отеле. Здесь, по сути, услуга ничем не отличается», – говорит Анна Крючкова.

Потенциальными клиентами для апарт-отелей остаются экспаты, приехавшие в Казахстан на работу, и иностранные туристы. По мнению спикера, грядущая выставка «ЭКСПО-2017» положительно скажется на загруженности апарт-отелей и привлечет в этот сегмент достаточно средств для дальнейшего развития.

«С учетом большого количества различных крупных событий и в преддверии, конечно же, «ЭКСПО-2017» такой вид услуги будет пользоваться спросом. К тому же Казахстан идет в ногу со временем и мы не имеем права отставать в этом вопросе. Уверена, что на каждый товар всегда находится свой покупатель, и все зависит от того, какое качество мы можем предложить нашим гостям. Очень верится, что гости остаются приятно удивленными такой новой, но такой по-домашнему уютной услугой», – подытоживает Анна Крючкова.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤