Россия и Казахстан: особенности гармонизации законодательства

Особенности гармонизации законодательства для компаний автомобильной промышленности

Россия является крупнейшим торговым партнером Казахстана. По данным Министерства национальной экономики Республики Казахстан, двусторонний торговый оборот двух стран за январь-август 2014 года составил $12 млрд.

Сотрудничество между Россией и Казахстаном активно развивается во всех областях. В своем выступлении замглавы Минпромторга России Виктор Евтухов подчеркнул активное развитие сотрудничества в сфере автомобилестроения.

В последнее время все больше российских компаний, в частности, представители российского автомобильного бизнеса, заинтересованы в реализации инвестиционных программ в Казахстане.

Немаловажную роль в инвестиционной привлекательности и заинтересованности бизнеса в Казахстане оказывают процессы интеграции государств – членов ЕврАзЭС на пути к модели единого экономического пространства и ее влияние на экономическую, таможенную и политическую сферы.

Здесь важно отметить, что после вступления в силу Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27 ноября 2009 года и, соответственно, Таможенного кодекса Таможенного союза с 1 июля 2010 года для Казахстана и России открылись новые возможности для бизнеса.

В данной статье мы рассмотрим некоторые вопросы, связанные с гармонизацией законодательств России и Казахстана для компаний, работающих в автомобильной промышленности.

Таможенные пошлины

Формирование Таможенного союза предусматривает создание единой таможенной территории, в пределах которой не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. В рамках Таможенного союза применяются Единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами.

НДС

При экспорте товаров с территории РФ на территорию другого государства – члена Таможенного союза (Республики Казахстан или Республики Беларусь) налогоплательщиком РФ (компанией) применяется нулевая ставка НДС при представлении в налоговый орган документов, подтверждающих факт экспорта.

Товары, ввезенные (ввозимые) на территорию Республики Казахстан, будут являться облагаемыми импортом по ставке 12%. При этом в зависимости от условий договора из стоимости облагаемого импорта могут быть исключены дополнительные расходы.

Стоит отметить, что в размер облагаемого импорта товаров также включаются суммы акциза по подакцизным товарам. В среднем акциз по легковым автомобилям исчисляется по ставке 100 тенге/см3. На рассмотрении правительства находится предложение уменьшить ставку акциза по автомобилям, отнесенным к экологическому классу Евро-4 и выше до 20 тенге/см3.

Таким образом, независимые дилеры в Республике Казахстан, импортирующие готовые автомобили или запасные части из РФ, будут являться плательщиками НДС на импорт по ставке 12%, что ниже российского НДС на 6%. Этот НДС может быть отнесен в зачет и уменьшает сумму НДС к уплате при выполнении условий, определенных НК РК.

Утилизационный сбор

Импортеры и производители автомобилей в РФ являются также плательщиками утилизационного сбора. Объектом обложения утилизационным сбором признаются автомобили, ввозимые в РФ или произведенные, изготовленные в РФ.

Группа консультирования компаний в автомобильной промышленности провела анализ и выявила, что при выполнении определенных условий при экспорте автомобилей в Республику Казахстан обязанность по уплате утилизационного сбора отсутствует.

На данный момент в Республике Казахстан утилизационный сбор находится на обсуждении в Правительстве Казахстана и возможно его введение в будущем. Также в будущем мы ожидаем приведение к единообразию законодательства стран Таможенного союза в отношении утилизационного сбора.

Так, планируемые с 1 июля 2015 года изменения в электронной системе ПТС призваны ввести единую форму ПТС в странах Таможенного союза.

Таким образом, процессы интеграции государств – членов Таможенного союза создают благоприятную среду для развития торговых отношений России и Казахстана, в частности, и в автомобильной индустрии.

«Делойт» в СНГ активно сотрудничает с крупнейшими компаниями, занятыми в автомобильной отрасли в России и по всему миру. Группа по работе с автомобильными компаниями помогает решать задачи на разных стадиях развития автомобильного бизнеса, в том числе при построении эффективной структуры для организации совместных предприятий и других форм инвестиций в России и Казахстане.

Татьяна Кофанова, директор департамента консультирования по налогообложению и праву, Руководитель группы по работе с автомобильными компаниями «Делойт и Туш СНГ»

Наталья Серебряник, старший менеджер департамента налоги и право Делойт ТСФ ТОО

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤