Альтруисты производства

Чем выгоден аутсорсинг для казахстанских компаний

Казахстанские компании с опаской относятся к такому сверхэффективному методу работы, как аутсорсинг. При этом модель может не ограничиваться одним только аутсорсингом персонала или ИТ-аусторсингом. В целом компания может отдать во внешнее управление большинство второстепенных функций, сосредоточившись на управлении. Что касается кадрового листинга, то сегодня этот сегмент входит в топ предложений на рынке. В Казахстане этот тренд пока только набирает обороты.

Сам по себе аутсорсинг персонала означает передачу различных непрофильных бизнес-процессов контрагенту на договорной основе. Аутсорсинг прежде всего призван сократить расходы компании на внутренние трудозатраты. К сожалению, казахстанским компаниям пока не удается в полной мере ощутить всю эффективность аутсорсинга на деле, так как руководители привыкли задействовать собственные трудовые ресурсы в непрофильных функциях и уж тем более не готовы доверить эти функции профессионалам со стороны. Кроме того, само понятие аутосрсинга и аутстаффинга для некоторых компаний остается весьма расплывчатым.

«Аутстаффинг означает выведение персонала за штат компании. То есть это услуга, при которой персонал оформляют в штат компании-провайдера, а сотрудник при этом остается на своем рабочем месте и выполняет свои обязанности для компании-работодателя. Классически, персонал заказчика оформляется в штат компании-провайдера, которая становится официальным работодателем и осуществляет гарантированно правильное и полное кадровое делопроизводство, отчисление налогов в бюджет, расчет и выдачу заработной платы, а также взаимодействие с государственными органами по трудовым вопросам выведенного персонала», – объясняет Алия Уразалиева, директор по развитию бизнеса ТОО «Рекрутинговая компания Elite».

В этом случае результаты труда работника и оперативное управление им и рабочим процессом остается у компании-работодателя. В том случае, когда под аутсорсингом понимается использование внешних ресурсов, часть непрофильных функций компании передается контрагенту, работающему на договорной основе.

Out-оптимизация

Так повелось, что в кризисных для страны или бизнеса ситуациях компании сокращают часть своего персонала, используют аутсорсинг в качестве дополнительного инструмента работы. Это позволяет компании сократить расходы на содержание персонала. Кроме того, компании гораздо выгоднее привлекать определенных специалистов со стороны на время кризиса или застоя, нежели нанимать или содержать в штате собственных.

«Преимущество в том, что организация (компания-заказчик) не несет перед персоналом юридической ответственности, так как сотрудники фактически числятся в кадровом агентстве, которое выплачивает заработную плату и все необходимые отчисления в бюджет РК, а значит сокращает административные, а в некоторых случаях и финансовые риски. Такой услугой выгодно воспользоваться компаниям, которые ограничены по численности персонала или не планируют открывать представительство в РК», – говорит руководитель рекрутинговой компании ProfEхclusive Раушан Жаманбаева.

Действительно, превалирующие доли компаний – клиентов аутсорсеров и аутстафферов сосредоточены среди иностранных компаний и компаний в секторе МСБ. Первые открывают в Казахстане филиал, и, конечно, не каждый сотрудник согласится менять свое место жительства ради компании. Вторые – компании с малочисленным штатом сотрудников. В этом случае компания не может позволить себе прибавление в штате, ведь от численности персонала и расходов на его содержание во многом зависит ее экономическая эффективность.

«Поэтому многие стремятся оптимизировать штат и кадровое делопроизводство путем аутстаффинга, особенно, если компания работает в условиях жесткой конкуренции, – говорит Эрик Ашкенов, директор «Intercomp Казахстан». – Возникает вопрос, оправдан ли аутстаффинг экономически? Наша практика показывает: каждая компания отвечает на этот вопрос исходя из особенностей своего бизнеса, структуры и численности штата, территории деятельности, бюджета и прочих условий».

По словам спикера, на практике такая модель очень удобна как для маленьких компаний (у которых может и не быть бухгалтера), так как они не отвлекаются на рутину, так и для средних, и крупных, так как им не приходится расширять официальный штат и нанимать дополнительное количество поддерживающего персонала. Ашкенов отмечает, что гибкость в управлении человеческими ресурсами и оптимизация штатного расписания вкупе с повышением комплектности сотрудников и закрытием проблемы высокой текучести кадров являются решающими факторами.

«В практике казахстанского аутстаффинга компании чаще оформляют новый персонал в штат, нежели переводят уже работающих сотрудников. Что касается аутсорсинга, то в этом случае сотрудники работают в штате компании-исполнителя, а оказание услуг компании-заказчику является лишь частью их функции. Чаще всего заказчик не имеет отношения ни к выбору тех, кто будет непосредственно выполнять работу, ни к организации их труда», – дополняет Уразалиева.

По мнению спикера, за услугой аутстаффинга обращаются иностранные компании, которые не представлены в стране, где необходимо подобрать и оформить персонал. «В Казахстане схема работы по аутстаффингу набирает популярность. Изначально ею пользовались только иностранные представительства крупных компаний, компании из сферы добычи нефти и газа», – говорит Алия Уразалиева. Как заявляет спикер, «сегодня на казахстанском рынке по схеме аутстаффинга работают многие крупные фармацевтические компании, некоторые компании по дистрибуции продуктов питания, по продаже оборудования и техники, крупные производственные компании, а также предприятия, которые планируют попробовать себя на нашем рынке».

Без чужаков

ИТ-аутсорсинг (ITO) показывает себя как наиболее активно развивающийся сегмент в этой сфере бизнеса. Наибольшее количество аутсорсеров сосредоточено именно в IT-сфере, так как именно этот сегмент традиционно является самым передовым и бурно развивающимся. За ним идут HRи бухгалтерия, которым пока компании доверяют не столь открыто. По словам Олжаса Токтабаева, руководителя по исполнению проектов компании Businessapplicationsolution, ITO имеет серьезное преимущество для клиента, так как компании могут сосредоточиться на решении стратегических задач основного бизнеса.

«Компании развивают свой бизнес, не отвлекаясь на процессные задачи организации работы IT. Западные компании перекладывают на чужие плечи до 80% непрофильных функций», – говорит он в своем выступлении на форуме IT-ManagersSummitSociety.

ITOсегодня по праву считается «большим братом» среди прочих услуг этого сектора. Казахстанский рынок отрасли ITO растет на 10% в год, опережая все прочие показатели этого сектора. Мировые расходы на ITO превышают $250 млрд в год. Количество казахстанских компаний, отдавших IT-услуги во внешнее управление, становится больше. Хотя эксперты и сетуют на ряд сдерживающих факторов, среди которых высокая стоимость услуг провайдера по сравнению с содержанием своих специалистов, угроза потери контроля над собственными данными. Кроме того, заказчики неохотно пускают в свою инфраструктуру чужаков.

«Очевидно, единого решения не существует. Придется делать выбор по ситуации», – говорит Токтабаев.

Проблемы географии

Сфера аутсорсинга и аутстаффинга, хотя и является молодой и сравнительно новой для казахстанского рынка, продолжает стремительно развиваться. Пока рынку присуща явная неоднородность как среди клиентов, так и среди самих аутсорсеров, но, как утверждают спикеры, отрасль становится все прозрачнее, что дает возможность судить о состоянии этого сектора.

Растущий спрос на услуги этого бизнеса порождает все больше предложений на рынке. И это несмотря на то, что рынок до сих пор не сформирован до конца и говорить о каких-либо серьезных игроках, которые бы создавали или меняли тренды глобально, не приходится. Пока можно отметить интерес к этой сфере со стороны заказчиков – местных, но больше иностранных, которые по большей части распределены территориально.

«Использование аутстаффинга наиболее обоснованно для компаний, которые по тем или иным причинам не хотят открывать представительство в Казахстане либо не могут больше набирать персонал в связи со строгими ограничениями его численности. Как правило, это представительства международных компаний в РК», – говорит Эрик Ашкенов.

Как утверждает спикер, местные компании широко используют лизинг персонала – привлечение сотрудников на временные проекты (от трех месяцев до года), а также на более длительное время, например, на несколько лет. Очевидно, что аутстаффинг и лизинг персонала достигнут серьезных объемов в Казахстане в ближайшие годы.

ИТ-аутсорсинг, до сегодняшнего времени являющийся самым крупным представителем индустрии, остается самым масштабным и быстроразвивающимся каналом для ведения бизнеса в пределах одной страны.

По словам Токтабаева, вопрос доверия между компанией и аутсорсером пока остается открытым. Кроме того, как отмечает спикер, местный рынок ИТ-аутсорсинга еще не до конца созрел, тем самым вызывая некие трудности между заказчиком и провайдером.

«Есть различные мнения по поводу зрелости и готовности как потенциальных заказчиков к передачи задач ИТ в аутсорсинг внешним компаниям, так и зрелости ИТ-компаний – провайдеров услуг предоставлять качественный и надежный сервис, – резюмирует Олжас Токтабаев. – ИТ-аутсорсинг – востребованный сервис, однако по модели работы наша

страна отстает от Запада как минимум на 10 лет. По оценкам специалистов, во

многих случаях в реальности ожидания заказчиков и подрядчиков не совпадают, нет у нас и единой терминологии, позволяющей сторонам договориться друг с другом».

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤