Кибержума: а были ли скидки?
Кибержума наделала много шума«Кибержума», инициированная Ассоциацией казахстанского интернет-бизнеса и мобильной коммерции (АКИБ), наделала много шума, но не из-за величины скидок и объемов продаж. Дело в том, что некоторые участники отказались от участия в распродаже в этом году, а аналитики не увидели скидок, которые обещала «Кибержума».
Так, один из крупнейших магазинов электроники «Белый ветер» не принял участие в третьей «Кибержуме», хотя участвовал в предыдущих. Как нам рассказал Виталий Иванов, заместитель директора ТОО «Белый Ветер KZ», компания очень хотела принять участие в третьей «Кибержуме», но была вынуждена отказаться по причине позднего информирования о сроках и несколько измененных правилах проведения данного мероприятия. «Мы – серьезная компания, и если даем свое согласие на участие в чем-то, то придерживаемся принятых правил и договоренностей. А требования, которые мы должны были выполнить к началу проведения акции, мы физически не успевали бы выполнить в полном объеме и с тем качеством, к которому всегда стремимся», – говорит Виталий Иванов.
Однако компания, несмотря на то, что не успела выполнить все условия для участия в акции, организованной АКИБ, организовала собственную распродажу 7 ноября 2014 года. Учитывая то, что «Кибержума» проводилась в эту же дату. «Белый ветер» провел собственную акцию «СуперЖума», по условиям которой были предоставлены скидки почти на весь ассортимент товаров. На большинство групп товаров скидки составили в среднем от 20% до 40%, были и незначительные скидки, например, на бытовую технику, а на некоторые группы товаров скидки составляли 50% и более. «Мы приняли решение отказаться от участия (в «Кибержуме» – прим. ред.) и провести самостоятельную акцию, уже без каких-либо обязательств перед АКИБ», – отметил Виталий Иванов.
Заместитель директора ТОО «Белый Ветер KZ» подчеркнул, что переговоры с другими интернет-магазинами о проведении подобных совместных акций компания не вела. Между тем к «СуперЖуме» присоединился Hoster.kz. Необходимо отметить, что эта компания, ранее также принимавшая участие в «Кибержуме», отказалась от участия в этой акции в текущем году. «Для начала хотелось бы немного определиться – от чего именно мы отказались. Мы точно не отказывались от предоставления скидок для наших клиентов, информирования клиентов о том, что будут определенные скидки-распродажи, все это было сделано. Потом узнали про то, что «Белый Ветер» будет называть свою распродажу «СуперЖума» и попросили разрешения использовать это название и именно так назвали нашу акцию. Решили и сделали совместную почтовую рассылку для наших клиентов», – рассказал Денис Сухачев, директор компании Hoster.kz.
Отказ компании Hoster.kz от участия в «Кибержуме» ее директор объяснил тем, что у организаторов акции появились именно требования. «С участников что-то начали требовать, при этом так и не стало понятно, что же именно дается взамен. Совсем не ощущался подход win-win, когда выигрывают обе стороны», – говорит он.
Более того, Денис Сухачев отметил, что для его компании условия оказались немного странными – заплатить 100 тыс. тенге, разместить баннер с 31 октября по 8 ноября. «Если я не ошибаюсь, условие с баннером мало кто (из участников «Кибержумы» – прим. ред.) выполнил – для магазинов невыгодно сообщать о таких распродажах за неделю», – объяснил он.
Однако, по информации, предоставленной АКИБ, для не членов ассоциации был введен денежный взнос в размере 50 тыс. тенге за участие в акции.
Денис Сухачев также рассказал, что в процессе общения выяснилось, что организаторы запускали контекстную рекламу сами не заранее, а в день проведения «акции». «Возможно, что в этом есть какой-то смысл, но почему не за неделю? Были рекламные плакаты в Казпочте, потом пишут, что были не соблюдены какие-то договоренности и эти плакаты снимали. Рекламу на терминалах увидеть не получилось. Возможно, что есть какие-то организационные проблемы», – отметил директор компании Hoster.kz.
Организаторы «Кибержумы» подтвердили, что некоторые участники действительно отказались от участия в очередной глобальной интернет-распродаже. В АКИБ отметили, что причины у всех различны. «Например, участник двух предыдущих «Кибержум» сервис онлайн покупки билетов Ticketon понял для себя, что эффект от проведения «Кибержумы» в случае с их специфическим сервисом не так велик, как у чистых интернет-магазинов. Ребята решили отложить свое участие до следующей «жумы», предложив креативное решение. Магазин Flip.kz посчитал, что 3-я «Кибержума» в этот раз попадает в неудобное время – между их ночью скидок 31 октября и днем рождения интернет-магазина в 10-х числах ноября. Плюс у компании не было желания размещать ссылку на сайт cyberzhuma.kz, а это было обязательным условием для всех участников акции – в этом ее смысл», – рассказали представители АКИБ.
В каждом случае у магазинов были свои причины, но ключевой резидент АКИБ Константин Горожанкин отметил, что на этот раз АКИБ подошел к подбору участников «Кибержумы» с особой строгостью. Это было реализовано для того, чтобы повысить доверие со стороны интернет-пользователей к покупкам в интернете, а также обезопасить акцию от участия в ней недобросовестных магазинов и сервисов.
Между тем, несмотря на строгий отбор, в этой распродаже, по словам покупателей, принимали участие недобросовестные магазины. Отсутствие реальных скидок – это претензия, которая высказывалась организаторам «Кибержумы» со стороны потребителей. Эта акция, как справедливо заметил Андрей Ершов, специалист в области IT, ориентировалась на грандиозную распродажу, проводимую в США под названием «Черная пятница». «Что мы видим у нас – сотни товаров были выставлены на продажу с пометкой «Кибержума», «Распродажа», «Акции». Что нам говорили про «Кибержуму» – «Это 24 часа, в течение которых у вас будет возможность купить сотни товаров по самой низкой цене». В рекламных баннерах везде были скидки от 1% до 70%. Смешно, конечно, в день скидок получить скидку в 1%», – говорит Андрей Ершов.
У некоторых наших интернет-магазинов, по информации Андрея Ершова, формировались скидки следующим образом – переименовывали разделы «уцененка», «акции» или другие скидочные разделы в раздел «Кибержума». «Получается, что в «Кибержуму» от таких магазинов мы не получили скидку», – делает он вывод.
Другие магазины, по словам Ершова, использовали «фокус» со старой ценой и новой. К примеру, товар стоит 100 000 (зачеркнуто) и стоит новая цена 80 000. «И это не в день скидок. Далее магазин делает цену в 75 000 и заявляет, что в «Кибержуму» сделал скидку в 25%. Согласитесь, что это не так. Фактическая скидка примерно 7%», – говорит он.
Кроме того, Андрей Ершов отметил, что основная доля скидок была от 2% до 10%, а 30-40-50-60-70% скидки практически отсутствовали.
«Я могу сделать только один вывод – «Кибержума» это просто большая рекламная кампания. Многие компании в следующие дни после акции показывали свои показатели (3-хдневная выручка, 5-тидневная выручка и т. п.). Для интернет-магазинов это, конечно, большой плюс. Вот только для покупателей это был обычный день», – сетует Андрей Ершов.
Одна очевидно – плюсы для участников «Кибержумы» действительно есть, и этого не отрицают даже компании, которые отказались от участия в акции в этом году. «В первую «Кибержуму» количество заказов в день проведения акции выросло в 11 раз по сравнению с количеством оформляемых заказов в обычный день. Во вторую акцию, проводимую в апреле этого года, рост составил 8 раз, но по количеству и объему заказов мы практически повторили результат первой «Кибержумы», – рассказал заместитель директора «Белый Ветер KZ».
За 999 тенге на «Кибержуме», проводимой в этом году, можно было купить домен на ps.kz – в результате у них число регистраций новых клиентов выросло в 5 раз, покупок в 3,8 раз, средняя сумма чека на 25%, треть всех покупок сделали новые клиенты.
Между тем организаторы «СуперЖумы» отметили, что проведенная их интернет-магазином распродажа превзошла все ожидания. «Итоговые результаты оказались в 1,5 раза выше результатов двух предыдущих подобных крупномасштабных распродаж», – подчеркнул Виталий Иванов.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.