Странам Центральной Азии нужны экономические реформы
По прогнозам, в 2014 году темпы роста экономики Казахстана составят 4,6%На недавних встречах во время Ежегодных совещаний Международного валютного фонда представители директивных органов услышали несколько безрадостных новостей относительно перспектив мировой экономики. Дальнейшее восстановление в странах с развитой экономикой остается неравномерным. Страны с формирующимся рынком адаптируются к темпам экономического роста, которые снизились с достигнутых ими во время докризисного бума и послекризисного восстановления.
Особое беспокойство для стран Кавказа и Центральной Азии (КЦА) вызывают усилившаяся геополитическая напряженность и связанное с ней замедление роста экономики России. С учетом менее благоприятных экономических перспектив и долговременных факторов уязвимости все более настоятельной становится задача проведения реформ в целях повышения конкурентоспособности, снижения уровня безработицы и повышения уровня жизни.
Темпы роста ВВП в этом регионе в 2014-2015 годах, по прогнозам, снизятся приблизительно с 7% в 2013 году до 5,5%. Это снижение может показаться не таким значительным в условиях, когда во многих других регионах мира наблюдаются еще более низкие темпы роста. Однако в этом регионе стали привычными высокие темпы роста, в 2007‒2011 годы они достигали почти 7,5%, в том числе во время мирового финансового кризиса.
Согласно прогнозам, темпы экономического роста Казахстана составят 4,6% в 2014 году по сравнению с 6% в 2013 году, в основном из-за снижения внешнего спроса (со стороны России и Китая), а также из-за продолжающейся ситуации неопределенности в регионе. Хотя уровень безработицы в Казахстане находится на низком уровне, около 5%, прогнозируемый рост ВВП не будет достаточным для того, чтобы занять новых участников рабочей силы. Несмотря на повышательное давление в начале года, связанное с проведенной в феврале девальвацией, инфляция, скорее всего, останется в пределах установленного директивными органами диапазона целевого показателя в 6-8%, чему будут способствовать замедление экономической активности и административные механизмы контроля над ценами. Риски для краткосрочных перспектив экономического роста смещены в сторону ухудшения, в основном в связи с ситуацией в России и падением цен на нефть. В среднесрочном плане перспективы роста определяются прогнозируемым увеличением объема добычи нефти.
Недавнее снижение цены на нефть вносит неопределенность в перспективы экономики. Экспортеры нефти в регионе уязвимы в случае продолжительного периода низких цен на нефть. Темпы роста в этих странах могут еще больше замедлиться по мере сокращения нефтяных доходов, и если правительства этих стран не сократят расходы, их бюджетные и внешние профициты также могут ухудшиться. Хотя странам-импортерам нефти КЦА поначалу будет благоприятствовать снижение затрат на импорт нефти, они особенно уязвимы в случае негативных вторичных эффектов из России, экономика которой в значительной степени зависит от нефти.
Шок цен на нефть происходит на фоне растущих глобальных рисков. Дальнейшее усиление геополитической напряженности вокруг ситуации в Украине может оказать дополнительное существенное воздействие на экономические перспективы КЦА ввиду тесных связей региона с Россией через торговлю, денежные переводы и инвестиции. По нашим оценкам, временное сокращение российского ВВП на 1 процентный пункт в текущем году снизит темпы роста в странах – экспортерах нефти КЦА приблизительно на 0,3 процентных пункта, а в странах-импортерах нефти – приблизительно на 0,7 процентных пункта. Кроме того, затяжной период замедленного роста в других странах, являющихся экономическими партнерами КЦА, особенно в Европе и Китае, также может оказать негативное влияние на КЦА в результате сокращения внешнего спроса и потока инвестиций.
Что следует предпринять правительствам и центральным банкам стран региона в ответ на увеличение рисков? Прежде всего им необходимо сосредоточиться на поддержании экономической и финансовой стабильности и, по возможности, предоставлении краткосрочной поддержки экономическому росту. В этом смысле с учетом повысившихся рисков приостановка бюджетной консолидации оправдана в имеющих буферные резервы странах, таких как Казахстан и Грузия. Тем не менее бюджетную консолидацию нужно будет возобновить, как только улучшатся условия, для того чтобы восстановить буферные резервы и перевести государственный долг на траекторию сокращения. Большинству экспортеров нефти и газа также требуется обратить внимание на обеспечение справедливого распределения ресурсов между поколениями и достаточных страховых остатков для защиты от неопределенности цен на биржевые товары. Странам, в которых растет инфляция, может потребоваться ужесточить денежно-кредитную политику.
Однако эти неотложные меры вряд ли смогут переломить тенденцию замедления темпов экономического роста в среднесрочной перспективе. Недавнее исследование МВФ показывает, что темпы потенциального экономического роста в регионе КЦА снижаются в большей степени, чем в других регионах мира. Производительность в регионе снизилась, а проведение реформ замедлилось, что усугубило давние проблемы региона в области безработицы, эмиграции и неравенства.
Необходимы комплексные реформы в области управления, качества регулирования и обеспечения верховенства закона, чтобы создать благоприятные условия для увеличения производительности, роста инвестиций, повышения уровня занятости и темпов роста. Нужно придать приоритетное значение дальнейшей диверсификации экономики специализирующихся на биржевых товарах стран, расширению доступа компаний и населения к финансированию, укреплению делового климата и проведению сбалансированной торговой интеграции на региональном и многостороннем уровнях. Со своей стороны МВФ тесно взаимодействует со странами региона, чтобы содействовать им в принятии мер для решения этих проблем. В зависимости от обстоятельств конкретных стран эта помощь может заключаться в консультациях по экономической политике, техническом содействии и финансовой поддержке.
Возникшие в последнее время глобальные факторы неопределенности еще больше подчеркивают необходимость в принятии новой экономической модели, менее зависимой от биржевых товаров, более интегрированной и диверсифицированной. Это поможет странам КЦА прочно закрепиться в категории динамичных стран с формирующимся рынком, что позволит им воспользоваться всеми преимуществами их ключевого географического положения и демографическим дивидендом.
Юха Кяхконен, заместитель директора департамента стран Ближнего Востока и Центральной Азии МВФ
Хоссейн Самии, руководитель миссии МВФ по Казахстану
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.