Рынок франчайзинга может вырасти до $2,7 млрд
Предприниматели используют различные механизмы привлечения потребителейНа казахстанском рынке уровень конкуренции заставляет предпринимателей использовать различные механизмы привлечения потребителей. Некоторые из них генерируют спрос за счет ценовой политики, другие больший упор делают на качество и логистику. Между тем наибольшую популярность в Казахстане набирает рынок франчайзинга, который позволяет бизнесу получать прибыль не только за счет использования уникальной технологии франчайзера, но и дает возможность аккумулировать доходы за счет популярности бренда.
По прогнозам, объем казахстанского рынка франчайзинга может вырасти на 12,5%. «К концу 2014 года объем рынка франшиз в Казахстане может достичь отметки $2,7 млрд, в 2013 году этот показатель был ниже – $2,4 млрд», – отметил президент «Евразийской ассоциации франчайзинга» Бекнур Кисиков.
По его словам, в настоящее время на рынке РК работает около 350-400 франчайзинговых сетей. Казахстанский рынок наиболее востребован у россиян. В интервью «Капитал.kz» Бекнур Кисиков подчеркнул, что в основном казахстанские франшизы экспортируются в Россию. «Российские франшизы также активно импортируются в Казахстан. Примерно 80% импортируемых франшиз в Казахстане – российские», – сообщил Кисиков.
Собеседник обратил внимание, что наиболее востребованным в настоящее время остается торговый франчайзинг. «Например, спрос на фастфуд достаточно высокий. К тому же порог входа на этот рынок очень низкий и может составлять $30 тыс. К примеру, франшиза может стоить $10 тыс., $20 тыс. может быть направлено на приобретение оборудования, небольшого киоска, сырье», – сообщил Бекнур Кисиков.
В сети питания RedDragon при открытии точек на основе франшизы объем инвестиций стартует от $50 тыс. и будет зависеть от выбранного формата. «Разовый паушальный взнос варьируется от $10-20 тыс. Он будет зависеть от страны и региона. В паушальный взнос, кроме права на использование торговой марки, включены консультации в процессе открытия точки, обучение и консультирование по вопросам, связанным с ведением бизнеса, предоставление технологических карт по каждому блюду. Также в $10-20 тыс. входит помощь франчайзи по организации поставок оборудования, основных видов сырья, упаковки, рекламных материалов в фирменном стиле», – отметили в RedDragon.
Соучредитель RedDragon Роза Авершина уточнила, что роялти франчайзи должен будет оплатить через 6 месяцев после заключения договора франшизы. «Роялти может быть либо фиксированным, либо может быть выражен в процентах от оборота, либо от чистой прибыли. Роялти от оборота может варьироваться от 3-5% в месяц, от прибыли – 10%. Сумма, с которой необходимо рассчитывать роялти, обговаривается с франчайзи», – пояснила Роза Авершина.
Несмотря на то, что при покупке франшизы франчайзи должны строго следовать рецептуре приготовления блюд, иногда корректировка рецепта может быть оправдана страновыми особенностями. «Франшиза RedDragon была продана инвесторам из Красноярска и Ростова-на-Дону. Формат подачи блюд в России немного другой, нежели в Казахстане. Наша франшиза в России была подстроена под российского потребителя, в рецепт отдельных блюд была введена свинина. В Казахстане, напротив, блюда из свинины не пользуются спросом. Мы вели переговоры по продаже франшизы Украине, но сейчас переговорный процесс приостановился в связи с геополитической обстановкой на Украине», – сообщила Авершина.
Спрос формируется не только на ресторанные франшизы. «Постепенно наращивает свое присутствие франчайзинг услуг, это направление занимает определенную нишу на рынке. Между тем этот вид бизнеса пока не является доминирующим на рынке франчайзинга. Наблюдается такая тенденция, что франчайзинг услуг больше нацелен на развитие бизнеса, человеческих качеств. В частности, это обучающие и развивающие программы, программы по детскому образованию, франшизы, ориентированные на модели психологии, коучинга и НЛП. Рынок предлагает такие стандарты франшиз, где сосредоточены различные наиболее популярные инструменты по развитию человека», – отметил Бекнур Кисиков.
Как выяснилось, одна из медицинских компаний РК «Сункар» стоимость своей франшизы оценивает в 1 млрд тенге. В цену франшизы входит предоставление медицинского оборудования, недвижимости от 2,4 тыс. кв. м. В компании утверждают, что срок окупаемости франшизы может составить 6 месяцев. При этом всю сумму за использование франшизы можно оплатить не сразу, оплату можно произвести траншами.
Еще один игрок, который планирует продавать свою торговую марку через франшизу –академия дошкольного образования «Жас Кеменгер». По словам сооснователя «Жас Кеменгер» Медера Аматова, академия занимается обучением детей дошкольного возраста от 1-6 лет по методике, основанной на казахском колорите. «Ежемесячного роялти у нас нет. Предусматривается только разовый паушальный взнос. Всего предлагается 3 пакета продажи бизнеса по франшизе. Первый пакет стоит 1 млн тенге, франчайзи получает методику преподавания и месяц консультаций. Второй пакет стоит 3 млн тенге. Помимо методики сюда входят дополнительные разработки по обучению, специальные рабочие тетради, тренинги для учителей. Стоимость третьего пакета оцениваем в 5 млн тенге. Сюда включены также обустройство аудиторий, обеспечение мебелью, медиадосками, мы помогаем с набором персонала, его обучением», – поделился Медер Аматов.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.