Что предпримет Минэнерго против дефицита ГСМ?
Дефицит ГСМ на внутреннем рынке страны составляет 30-40%С учетом объемов бензина, производимого на казахстанских НПЗ, дефицит ГСМ на внутреннем рынке страны составляет 30-40%. И, несмотря на то, что этот недостаток пытаются восполнить как импортом из России, так и из других государств, казахстанцы все острее испытывают топливный кризис на себе. Ведь, несмотря на то, что посевные и уборочные работы позади, на рынке ГСМ по-прежнему наблюдается нехватка бензина. Однако представители министерства энергетики уверяют, что делают все для изменения ситуации. Более того, Нурбек Амангелдыулы, главный эксперт департамента развития нефтяной промышлености Министерства энергетики РК, поведал о том, что был разработан план по стабилизации ситуации на рынке ГСМ.
В первую очередь представитель министерства заверил, что производимая реконструкция и модернизация НПЗ позволит обеспечить потребности внутреннего рынка. Однако он забыл упомянуть, что окончание модернизации казахстанских НПЗ намечено на 2017 год. Сейчас же помочь решить трудную ситуацию с топливом в стране, по его словам, поможет двустороннее соглашение, в соответствии с условиями которого в ноябре текущего года будут подписаны индикативные балансы поставок нефтепродуктов в рамках ТС между РФ и РК на 2015 год.
«Во второй половине 2014 года из-за целого ряда обстоятельств поставки нефтепродуктов из России стали снижаться», – рассказал Амангелдыулы.
Причинами, которые повлекли дефицит бензина, главный эксперт департамента развития нефтяной промышленности Министерства энергетики РК назвал коррекцию национальной валюты, увеличение разницы цен на ГСМ на оптовом и розничном рынках, аварийные остановки некоторых российских НПЗ, увеличение потребления на внутреннем рынке РФ, сохранение низкого уровня предельных цен в РК.
Для стабилизации ситуации с бензином на внутреннем рынке РК правительством, по словам Нурбека Амангелдыулы, были приняты следующие оперативные меры: увеличена загрузка сырьем отечественных НПЗ, перенесен плановый ремонт Шымкентского НПЗ с октября 2014 года на март 2015 года. Более того, он подчеркнул, что КМГ осуществляет максимальный импорт нефтепродуктов, в том числе в убыток себе.
К тому же, по информации представителя министерства энергетики, в июне-сентябре 2014 года было завезено 68,5 тыс. тонн бензина АИ-92. «В октябре-декабре текущего года планируется импортировать 272,5 тыс. тонн АИ-92», – отметил он. Другой мерой стало усиление контроля приграничных регионов с РФ с целью пресечения незаконного вывоза с территории Казахстана ГСМ.
«Кроме того, необходимо отметить, что часть потребностей внутреннего рынка была покрыта поставками из КНР в рамках толлинговых операций», – подчеркнул Нурбек Амангелдыулы. В период 2013-2014 года объем ввезенных светлых нефтепродуктов по толлинговым схемам составил 285 тыс. тонн. «В связи с тем, что данная мера показала свою эффективность, министерство в 2015 году планирует переработать в рамках толлинговых схем порядка 200 тыс. тонн нефти. Что позволит отгрузить на внутреннем рынке порядка 168 тыс. тонн высокооктанового бензина и тем самым снизить зависимость от поставок ГСМ из России», – рассказал главный эксперт департамента развития нефтяной промышленности Министерства энергетики РК.
Однако такую меру некоторые эксперты сочли нецелесообразной. «Толлинговая система подразумевает поставки казахстанской нефти на китайские НПЗ для переработки и возврат уже готового продукта обратно в республику. Но мы забываем, что при этом казахстанские заводы недозагружены и работают на 70%. Зачем нам поставлять нефть на китайские НПЗ, когда собственные заводы недозагружены казахстанской нефтью?» – говорит Олег Егоров, главный научный сотрудник Института экономики Министерства образования и науки РК.
Для решения проблем на рынке ГСМ в Казахстане, по информации Амангелдыулы, был разработан план мероприятий по стабилизации внутреннего рынка нефтепродуктов, который был рассмотрен на межведомственной комиссии по развитию нефтегазовой и энергетической отрасли 18 октября 2014 года. Согласно этому плану, на первом этапе будут приняты меры по расширению географии импорта нефтепродуктов. Теперь нефтепродукты будут завозить в Казахстан не только из России, но и из Беларуси и Азербайджана. А также планируется пролонгация налоговых льгот в рамках толлинговых операций в экстренных случаях и исключительно по специальному разрешению, создание дополнительных запасов дизельного топлива для КТЖ, дальнейшее усиление контроля в области незаконного оборота нефтепродуктов, создание стабилизационного резерва бензина.
«В соответствии с поручением премьер-министра РК 19 октября 2014 года министерством энергетики совместно с основными розничными реализаторами бензина подписан меморандум о совместно согласованных действиях по созданию стабилизационного резерва нефтепродуктов», – рассказал Нурбек Амангелдыулы о ходе реализации первого этапа плана, разработанного министерством.
На втором этапе предлагается принять меры по гармонизации методик ценообразования в рамках ТС, а также по завершению реконструкции и модернизации отечественных НПЗ в 2016 году и рассмотрение вопроса об отмене налогообложения на транспорт с одновременным изменением величины акциза на нефтепродукты. «Данная мера позволит платить налог фактически за использование транспортного средства. А также решит вопрос увеличения поступлений в местный бюджет», – отметил представитель министерства энергетики. Кроме того, планируются гармонизация фискальной политики РК и РФ при налогообложении нефтепродуктов, отмена государственного регулирования на дизтопливо класса К4 и К5. Данная мера связана с открытием в 2016 году трансконтинентального коридора Западная Европа – Западный Китай. А это будет способствовать увеличению объемов потребления дизтоплива с 4 млн до 7 млн тонн.
В рамках второго этапа также запланировано расширение мощностей Шымкентского НПЗ с 6 млн тонн до 12 млн тонн в год. Между тем Олег Егоров считает, что новые планы по реконструкции Шымкентского НПЗ сродни строительству нового завода. «На какой территории планируют располагать эти мощности? Расширить нынешнюю территорию завода не удастся, так как он фактически находится в городе», – говорит эксперт.
Реализация второго этапа плана, разработанного министерством энергетики, включает поставку нефти на внутренний рынок с месторождений Тенгиз, Карачаганак и Кашаган. В этом случае у Олега Егорова возник резонный вопрос: «Как мы заставим поставлять нефть с этих месторождений на переработку на отечественные НПЗ? Нельзя забывать, что от общего объема добываемой нефти в нашей стране нам принадлежит 28%».
Необходимо отметить, что план, разработанный министерством энергетики, экспертным сообществом, собранным аналитической группой «Кипр», был воспринят скептически. Так, Петр Своик, экономист, сказал, что весь план министерства энергетики построен на экстренных форс-мажорных стабилизационных мероприятиях. «Для решения проблем, стоящих сегодня перед рынком нефтепродуктов, нам необходимо сменить экономическую модель, ориентированную на вывоз сырья», – считает он.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.