Что может превзойти IQ?
Потенциал успешности топ-менеджера определяет прежде всего способность к обучению на опытеПотенциал успешности топ-менеджера определяет прежде всего способность к обучению на опыте (Learning Agility), а не формальный интеллект и образование.
Возможно, вы слышали о «принципе Питера» – на него любят ссылаться уже более 50 лет. «Принцип Питера» говорит о том, что сотрудник растет в должности до тех пор, пока не займет место, на котором он окажется не в состоянии справиться со своими обязанностями, то есть окажется некомпетентным.
Современность сформировала новый принцип – назовем его «принцип Пола». Он гласит, что сотрудники могут стать некомпетентными не только при переходе на более высокую должность, но и на текущей позиции, если не будут расти, адаптироваться и развиваться. Вот почему важно, чтобы руководители обладали компетенцией LearningAgility.
Похоже, что те, кто отказывается принимать во внимание новые модели поведения и компетенции, рискуют оказаться не у дел вместе с печатными машинками, чернильницами-непроливайками.
По данным Korn Ferry, 40% назначенных руководителей оказываются неуспешными уже в течение первых 18 месяцев. Важная оговорка: доля ошибки снижается практически в два раза, если мы говорим о проведении предварительной оценки финальных кандидатов на должность.
«Конечно, нельзя исключить значительных перемен в компании, о которых не было известно заранее. Но высокий показатель LearningAgility говорит о том, что руководитель потенциально хорошо справляется и с абсолютно новыми задачами и чувствует себя уверенно в ситуациях высокой неопределенности. Это универсальный руководитель. Он не просто ведет за собой команду, но инвестирует свои знания, опыт, человеческие ресурсы в тех, кто с ним в строю. И в этом особая значимость LearningAgility – в преемственности, благодаря которой компании достигают мультипликативного эффекта в воспитании собственных кадров», – говорит Давид Машури, партнер WE Partners и руководитель офиса в Казахстане, эксперт в области оценки, подбора и мотивации топ-персонала. По мере того, как руководитель поднимается по карьерной лестнице, его чисто технические и функциональные знания, критически важные на более низких должностях, уступают в важности новым навыкам формирования команд, постановки стратегических целей, умению вдохновить и мотивировать сотрудников.
Именно оценка обучаемости на опыте позволяет наиболее реалистично прогнозировать успешность руководителя. Эта оценка значительно более информативна, чем IQ, EQ (эмоциональный интеллект), уровень образования вместе взятые, равно как и оценки других лидерских качеств и ценностей.
Выявление руководителей и сотрудников с высоким уровнем обучаемости на опыте чрезвычайно важно для компаний – например, прежде чем вложить время, силы и деньги в развитие руководителя компания может заранее убедиться, является ли он или она правильной целью для инвестиций. Точно так же компания может избежать ошибки, пропустив невзрачного на первый взгляд сотрудника, действительно имеющего высокий потенциал.
Вкратце, LearningAgility– это готовность и умение извлекать уроки из непосредственного опыта и успешно применять их в новых ситуациях. Руководители, у которых проявлена эта компетенция, готовы к новым задачам, активно запрашивают обратную связь у коллег, партнеров по бизнесу, подчиненных, переосмысливают свои действия и соответственно выполняют свою работу более продуктивно. Они видят и предлагают новые решения, не очевидные для других.
Обучаемость на опыте является важным показателем определения высокопотенциальных сотрудников. Согласно исследованию компетенций успешных коммерческих директоров, проведенному KornFerry в 2011 году, сотрудники с более высоким уровнем обучаемости на опыте в два раза чаще получали повышение в должности в течение 10 лет в сравнении с обычными сотрудниками.
5 составляющих способности к обучению на опыте (LearningAgility)
Сообразительность:гибкость и быстрота мышления, системный подход, проницательность, критический взгляд, умение находить решения для сложных проблем
Коммуникабельность: знание себя, понимание других, стремление к постоянному развитию, способность сохранять хладнокровие и работоспособность в условиях давления и стресса, управление конфликтами, умение восстанавливаться после неудач
Открытость к переменам: открытость новым идеям и умение внедрять новые подходы, управление изменениями, умение справляться с противостоянием
Результативность: способность добиваться результата в любых обстоятельствах, уверенность в себе, гибкость, энергичность, умение воодушевлять других, превосходить ожидания и показывать лучший результат.
Самосознание: понимание своих сильных сторон и разумное их использование, знание своих зон развития и работа с ними, внимание к обратной связи, умение извлекать из нее уроки, умение учиться у других.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.