Эмиль Малджанов, Astana Multispace: «Мы продаем стиль жизни»
Нужно создавать не то, что претендует на незаменимость, а неотразимое«Нужно создавать не то, что претендует на незаменимость, а неотразимое – то, перед чем люди не смогут устоять» – то, о чем недавно в центре дизайна Artpla говорил Кевин Робертс, руководитель рекламного агентства Saatchi&Saatchi, уже пытается сделать реальностью создатель коворкинга Astana Multispace Эмиль Малджанов.
Реквизит имеет значение
Себя он называет реквизитчиком – человеком, который предоставляет талантливым людям все необходимое для успешной и комфортной работы. «Интеллектуальный продукт не может быть создан одним человеком, это всегда группа людей, которые притянулись в силу всемирного магнетизма, а я должен помочь этим талантливым людям с реквизитом», – говорит он. И вспоминает, что осознал важность правильных вещей еще в детстве, когда выиграл школьную лыжную гонку, а в качестве приза получил лыжи Fischer: «В 1988 году они стоили целых 200 рублей, это примерно два мотоцикла. Я поехал на соревнования и занял первое место уже в области, потому что у меня были лыжи Fischer, а у моих соперников нет. Тогда я понял, что реквизит имеет значение».
Коворкинг Astana Multispace – второй по площади в мире, здесь на 6,5 тыс. кв. м работают и общаются те, кто не хочет сидеть в скучных бизнес-центрах. Им не нужно заниматься непрофильными делами: обустройством офиса, клинингом, интернетом, гардеробом, складами – это задача организаторов центра. «Миллионы бизнесов занимаются развлечением, обслуживанием людей в нерабочее время, и практически никто не занимается людьми, которые работают. А ведь мы половину нашей жизни проводим на работе, но для этого никто не создает условия, в которых это было бы хорошо и удобно делать, – недоумевает Эмиль Малджанов. – Я, наверное, единственный человек, который занимается обеспечением комфорта и удобства людей в офисе на протяжении всей рабочей недели с 9 утра до 6 вечера. Других таких бизнесов больше нет».
По его мнению, будущее офисов уже предопределено. И Google, и Facebook продемонстрировали миру, каким должен быть современный офис, чтобы люди хотели в нем эффективно и качественно работать.
Предприниматели и стартаперы, выбирающие коворкинг, по сути, инвестируют в свое будущее и в свое развитие, получая не просто офис, а знания, связи, общение и экспертизу по целому ряду вопросов от других коворкеров. Аренда же площадей в бизнес-центре – это всего лишь расходы.
«Мы продаем успех. Именно так, потому что здесь у тебя правильное окружение, ты можешь сформировать необходимое партнерство, есть доступ ко всему качественному, что существует в мире. Мы даем новый стиль жизни, знакомим с правильными людьми. Мы даем реквизит, с которым стать успешным очень легко», – говорит Эмиль Малджанов.
Охотник за прикольным
Во всем мире коворкинги – это своеобразные аналоги дешевых офисов. Например, самый большой в мире коворкинг расположен на территории завода в Бостоне. Это огромное пространство, набитое мебелью IKEA, в котором рабочие места сдаются по столам, выглядит это как громадная школа. По словам Эмиля, конкурировать это место может только с супермегадешевыми офисами или кофейнями.
Еще одна бизнес-модель фокусируется на создании закрытой клубной системы, вкладываясь в диваны Baxter и португальский мрамор. Но времена изменились. «После выхода сериала «Теория большого взрыва» я понял, что новый сексуальный объект – это ботаники. Список миллиардеров будет пополняться только за счет такого бизнеса. Цукерберг не ездит на «Бентли», сейчас моден дауншифтинг», – говорит он.
Ценность и стоимость – это разные вещи. «У нашего коворкинга другая философия, мы решили создать бескомпромиссный продукт и просто не нашли подходящего слова, а нужно было встать под какой-то флаг. Слово «коворкинг» нам и помогает, и вредит. Помогает тем, что об этом уже много чего написано, проблема же в том, что все остальные коворкинги скорее портят нам картину, нежели ее дополняют: мебель, сколоченная собственными руками из фанеры, Wi-Fi-модем, предназначенный для семейного пользования, а не для толпы в 200 человек, студенты, которые не обладают знаниями и навыками, но при этом обслуживающие резидентов, – все это лишь вредит идее коворкинга. Я был в огромном количестве стран, посмотрел 200-300 коворкингов и больше увидел, что я не хочу делать», – поясняет Эмиль.
Его вкус, стиль, перфекционизм и внимание к деталям чувствуется в этом месте уже с первых шагов. Наматывая на своем Segway по сотне метров каждый день, он буквально «обсиживает» сам каждый стул. Он может часами говорить об уникальности напольного покрытия Forbo и стульев Herman Miller, убеждать, что критично важно все, до чего посетитель дотрагивается руками, особенно правильные розетки и дверные ручки. А концептуальные вещи, которые создают неповторимую атмосферу центра, – гамаки, заказанные у «сумасшедшего дизайнера-мексиканца», или трехмерная стена-шкаф в сигарной комнате, спроектированная компьютером, – его гордость.
«Мир вокруг себя нужно делать красивым. Наша задача – дать новый стиль жизни, а чтобы его полюбили, необходимо все сделать профессионально и сбалансированно, пропустить через себя. Ведь, покупая джинсы Dolce&Gabbana, вы платите не за джинсы, а за вкус и чувство стиля самого Дольче и самого Габбана. В нашем коворкинге вы платите за наш вкус, за то, что мы сумели это все собрать», – говорит он.
При этом, отдавая себе отчет в том, что вкус – вещь приобретенная, он понимает, что кто-то к этому должен подвести, ведь клубнику со сливками в детском саду не подают: «Наша задача привести коня к водопою, заставить пить мы не можем».
Таких, как он, в современном мире называют кулхантерами – охотниками за прикольным, сам же он говорит о том, что его задача – кулхантить все фишки, связанные с офисным стилем жизни с 9 до 5. Все великое уже придумано, просто нужно потратить время и поискать это. «Я в постоянном поиске новых интересных решений за адекватные деньги. Причем это не всегда самые дорогие бренды, ведь они только дают индикатив. Купить что-то хорошее очень сложно, в мире на самом деле очень мало бескомпромиссных продуктов, поэтому я все время езжу, ищу, разговариваю с умными людьми. По всему миру я ищу вещи, которые позволят сделать это место лучшим», – рассказывает он.
У большинства людей 3D-сенсорика очень слабо развита, они понимают, что им комфортно, но не понимают почему. Руководитель Astana Multispace не только мастерски находит решения, от которых людям комфортно, но и пытается этот стиль жизни дневного рабочего времени экстраполировать дальше.
Воронка талантов
Ни один бизнес не будет работать стабильно без сильной команды. О важности человеческого капитала говорили давно, но по-настоящему общество пришло к этому только сейчас. «Видимо, потому что раньше добавленная стоимость производилась из дырок в земле, танков, заводов. Сейчас огромное значение имеет интеллектуальный продукт. Мы живем в такое время, когда ценится человеческий капитал, который находит интеллектуальные решения», – говорит Эмиль.
Если на пороге будущее, в котором человеческий капитал имеет критическое значение, значит, бизнес должен уметь конкурировать за него, он должен сделать пребывание человека на работе комфортным и приятным. «Я сам охочусь за талантами очень вменяемую часть своей жизни, но с персоналом совсем беда. В Казахстане никогда не было такой ситуации, когда людям надо было работать и развиваться. В России крупные корпорации создали культуру менеджмента, здесь же их очень мало. Хотя это полезно только до какого-то уровня развития рынка, а потом они начинают портить людей, делая из них корпоративных чиновников. Эти люди не умеют работать вне инфраструктуры, то есть взорвать динамитом рыбу с корабля могут, а с удочкой не справляются», – считает он.
Создание нового бизнеса всегда подразумевает ярких индивидуумов, людей, которые способны работать, «а иначе мы всю жизнь будем ремонтировать насосы, которые качают нефть». Добавленная стоимость – это только интеллект, только умы, которые ее могут создавать. Генри Форд не умел строить машины, он умел находить правильных людей. Настоящий лидер, по мнению Малджанова, должен искать таких людей, которые будут закрывать его слабые места, которые будут его дополнять. «Поэтому все свое рабочее время я ищу интересные решения и талантливых людей. И поиск доходит до цифры 984 просмотренных резюме к одной позиции», – говорит Эмиль Малджанов.
Спрос надо создавать
В том, что за таким стилем офисов будущее, он планирует убедить 800 тыс. жителей Астаны, то есть практически всех, за исключением детей. Согласно исследованию TNS, из этих 800 тыс. 90 тыс. – люди-новаторы, легко восприимчивые ко всему новому. Они уже сегодня готовы пользоваться услугами коворкинга. Для остальных спрос надо создавать, ведь 10 лет назад никто не хотел айфон, всем нравились «Нокиа», говорит он.
Вообще же, клиентами центра могут быть абсолютно все: корпоративные клиенты могут проводить здесь конференции, отпочковывать сюда выездные группы, расширяющиеся компании, организовывать здесь филиалы с предоставлением юридического адреса, здесь могут располагаться бэк-офисы. «Командировочные, стартаперы, мобильные бизнесмены, фотографы, гики, у нас был даже маг 5 уровня!» – с гордостью говорит Эмиль.
Рассказывая о том, чего уже удалось добиться, он говорит о 89 конференциях в месяц, 70-80 постоянных резидентах, отлаженной работе команды. «Критический объем инфраструктуры мы уже построили и теперь отрабатываем прорывные вещи. Очень важно, чтобы мы могли каждый день сами себя удивлять, потому что это самая главная мотивация. Деньги – это, бесспорно, важно, мы не благотворительный фонд, работаем и зарабатываем», – отмечает руководитель центра.
Зачем коворкингу фильтр?
В проект было вложено около $2 млн инвестиций и на данный момент он уже вышел в прибыль, хотя Эмиль сразу оговаривается, что окупаемость можно считать по-разному, ведь неважно сколько ты зарабатываешь, важно есть ли у этого бизнеса будущее. «Наша задача не окупить коворкинг, мы хотим изменить мир офисов, дать другую потребительскую культуру дневного времяпрепровождения», – подчеркивает он.
Astana Multispace дороже других коворкингов, и это осознанное решение. Эмиль рассказывает, что раньше в качестве бизнес-модели видел другую схему: бесплатный вход для резидентов, оплачивать же все должна была инфраструктура – кофейня, юристы, агенты по недвижимости, тренеры. «Мы сделали тестовый запуск в марте, пришли 740 человек, но я увидел, что это не наши люди. Они «сотрут задами» всю мебель, а мы не получим сообщества, они не дадут друг другу никакой пользы. После этого мы ввели ценник», – рассказывает он. Минимальная цена входа для стартаперов составляет 60 тыс. тенге в месяц, стандартная цена – 75 тыс. тенге. Это вопрос фильтра, отсечения «не наших» людей. Не надо делать дешево, говорит Малджанов, нематериальная ценность стоит дороже, а продавать столы – это всего лишь базовая потребность. Нельзя сравнивать затопленный подвал с коворкингом.
Согласно его бизнес-модели, коворкинг не предоставляет в аренду ноутбуки, как это делается в других странах мира. «Мы отказались от этой идеи, потому что если у человека к 20 с лишним годам нет ноутбука – нечего ему тут делать, он не настроен нужным образом», – считает Эмиль. Для нас также важно, чтобы к нам присоединялись люди с определенной манерой мышления, с определенным восприятием, а это нужно определять заранее, один из маркеров – это пользование настольными компьютерами Mac.
С другой стороны, он говорит о том, что есть люди, которым центр готов бесплатно предоставлять рабочее место, потому что они добавляют атмосферы в копилку, а это именно то, что так важно для организаторов. «Мы всегда посадим сюда тех людей, которые нам просто нравятся, у нас есть 10 мест для стартаперов. Вообще, я придерживаюсь принципа: бесплатное сильному не нужно, а слабому не поможет», – рассуждает он
Здесь есть люди-якоря, люди-паруса, люди-магниты – из них можно сформировать микс, который создаст нужную атмосферу. Важно собрать таких людей вместе, смешать разные культуры, так вырабатывается терпимость к альтернативным точкам зрения и моделям поведения. И каждый резидент будет инструментом влияния на остальных.
Сейчас одна из основных задач Эмиля – отработка этой модели, чтобы в дальнейшем ее можно было тиражировать, потому что этот бизнес скорее лаборатория идей и решений.
«Моя задача – сформировать источники заработка с этого пространства, высокую доходность с квадратного метра, – говорит он. – При этом цена не должна быть обременительна для резидентов, а должна давать гораздо больше ценности в ощущении».
В его планах открытие центра в Алматы, а также организация коворкинг-кемпа, бизнес-туров в Астану из других казахстанских городов, из Ташкента, Киева, бизнес-туризм без дополнительных расходов или all-inclusive для работы. «Мы хотим сделать коворкинг центром обслуживания потребностей бизнеса, расширить спектр наших услуг, привлекая партнеров. Планируем договориться с гостиницами, авиакомпаниями – это будет как путевка для командировочных. Виды этой кооперации бесконечны», – считает он.
Пока, по мнению Эмиля, на этом рынке нет явных лидеров и конкурировать таким центрам не нужно. «Мы хотим стать локомотивом этой субкультуры. Другие коворкинги нам помогают нести эту культуру, только давайте делать это грамотно, как говорится, давайте не будем портить впечатление от первого секса», – просит он.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.