Кенес Ракишев и Singulariteam приближают будущее
Рынок информационных технологий развивается небывалыми темпамиРынок информационных технологий развивается небывалыми темпами. Ежедневно на свет появляются десятки компаний, которые готовы предложить инновационные технологии, но часто страдают от недостатка финансирования и, как следствие, слабого развития.
Кенес Ракишев и его израильский бизнес-партнер, основатель проекта Mobli Моше Хогег рассказали деловому изданию «Капитал.kz» о развитии созданного ими венчурного фонда Singulariteam (ранее он назывался Genesis Angels), который избрал основным направлением вложение капитала в перспективные инновационные технологии. Первоначальный капитал фонда составлял около $10 млн. Недавно к команде фонда присоединился еще один партнер – Джахангир Махмудов, сын известного российского предпринимателя Искандера Махмудова, инвестировавший в Singulariteam $10 млн. В команде фонда также несколько инвесторов из Китая.
Сегодня фонд входит в десятку крупнейших венчурных фондов, специализирующихся на стартапах и робототехнической индустрии.
«Так как капитал нашего фонда являлся частным, то у нас не было трудностей с его распределением. На сегодняшний день мы инвестировали уже около $20 млн в 12 проектов инновационного сегмента. Хочу сказать, что венчурные фонды всегда были связаны с риском, многие из них часто теряют свои средства в процессе внедрения того или иного проекта. Выручка от венчурного капитала в размере 10-12% считается нормой, ведь в большинстве своем фонд часто теряет свои вклады, так как является рисковым. Если доход составляет 30-40%, то это считается превосходным результатом», – рассказывает Хогег.
Успех Singulariteam, по мнению Моше Хогега, зависит от нестандартного подхода к проектам, которые они инвестируют. «Наш фонд является очень молодым, и мы стараемся применять нестандартные неклассические подходы, – замечает он. – Классические венчурные фонды получают средства от пенсионных фондов, вместе с этим получая ряд предписаний, где сказано, в какие компании можно вкладывать, а в какие нет. К примеру, в предписании может быть оговорено, что вы не должны вкладывать средства, если у основателя компании, в которую вы собираетесь инвестировать, нет диплома о высшем образовании. Но позвольте мне напомнить, что у Марка Цукерберга нет диплома об образовании, так же, как его не было и у Стива Джобса. Понимаете, к чему я клоню? Деньги нашего фонда принадлежат частным лицам, так что мы не смотрим на то, как учился основатель компании в колледже и какие у него были отметки».
Нестандартный подход позволяет компании развиваться в нескольких направлениях, тем самым способствуя развитию нескольких проектов сразу. Предполагается, что часть производства, необходимого для развития стартап-проектов, можно будет перенести на территорию Казахстана, тем самым развивая местный рынок. «Мы будем развивать проекты не только за рубежом, но и постараемся, чтобы больше узнавали о Казахстане. Сейчас мы планируем сделать так, чтобы производственная часть некоторых стартап-проектов была расположена в Казахстане. У нас молодая и перспективная страна, и ей надо помогать развиваться», – говорит Ракишев.
Одним из приоритетных направлений фонда является поддержка стартапа StoreDot, в который изначально было вложено порядка $1 млн. Сегодня компания оценивается в $150 млн с $42 млн привлеченных инвестиций. Специалисты из StoreDot разработали технологию, благодаря которой на зарядку батареи смартфона уходит всего 30 секунд. Сверхбыстрому заряду батареи способствует использование органических наночастиц и квантовых точек. Планируется, что в массовое производство продукт будет запущен через два года.
По словам Моше Хогега, этим стартапом уже интересовались крупные игроки, к примеру, глава компании Lenovo предлагал купить StoreDop за $700 млн. «Ситуация со StoreDop показывает, до каких размеров может вырасти небольшой бизнес с хорошей идеей. Мы собираемся полноценно выпускать продукт через два года, так как сейчас дорабатываем эту технологию, стараясь адаптировать ее для рынка, – рассказывает Кенес Ракишев. – Мы выстраиваем долгосрочные бизнес-приоритеты, поэтому хотим, чтобы как рынок, так и мы были в полной мере готовы к тому, чтобы запустить продукт на рынке». Он также отметил, что компания планирует открытие собственного завода по производству батарей для смартфонов, чтобы своевременно выйти на рынок.
Еще один интересный проект фонда – мессенджер Yo, позволяющий отправлять контактам приветствия, используя лишь одно слово – Yo. «Этот случай наглядно показывает, что простейшие программы могут быть невероятно популярными, а компании, финансирующие такие проекты, могут получить хорошую прибыль. За 4 дня программу скачали более 1 млн человек, мы побили все ранее существовавшие рекорды на AppStore», – говорит Хогег.
Сейчас, кроме обычных пользователей, приложением пользуются и крупные компании, к примеру, Starbucks, FedEx, USA Today, Wall Street Journal. Они посылают своим клиентам оповещения о готовности заказа, доставке посылки или выходе важных новостей.
Команда Singulariteam не останавливается на одних лишь мобильных инновационных технологиях, постепенно вкладывая в развитие космической индустрии. Одним из таких проектов стала израильская компания Effective Space Solutions. В планах компании создание особых космических спутников, благодаря которым сбившиеся с курса космические аппараты смогут вернуться назад на орбиту. «Это долгосрочный проект, требующий к себе особого внимания. Микроспутники, которые мы будем создавать, послужат космическим аппаратам в качестве буксира, в случае, если они выйдут за орбиту», – объясняет Хогег.
По его словам, успех Singulatiteam напрямую зависит от слаженности работы внутри фонда. «Я считаю, что одной из составляющих успеха развития нашего фонда является то, что все партнеры, все инвесторы в случае инвестирования в какой-либо проект начинают работать вместе, сообща», – говорит он.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.