Меха – роскошь без прибыли
Меховой бизнес считается одним из самых дорогих и затратных видов предпринимательстваМеховой бизнес считается одним из самых дорогих и затратных видов предпринимательства. Но, несмотря на все сложности, желающих заниматься данным видом бизнеса в Казахстане немало. Приближается сезон мехов, и деловой еженедельник «Капитал.kz» решил спросить у нескольких бизнесвумен, как они справляются с трудностями и чем этот бизнес стал привлекателен для них. Выяснилось, что, несмотря на крупные инвестиции, бизнес оказался далеко не прибыльным.
Хорошая возможность для развития бизнеса – это недостаточно широкий выбор меховых изделий в южной столице. «Мне захотелось купить шубу в Алматы, но неприятно удивили цены. Тогда у меня появилась возможность купить за рубежом качественные меховые изделия по приемлемым ценам. И личное увлечение превратилось в бизнес: появился сайт и прочие атрибуты», – рассказывает Линда Елеусизова, владелица шоу-рума меховых изделий.
При этом предприниматели, занимающиеся меховым бизнесом, шли к нему совершенно разными путями. Так, владелица одного из меховых салонов в Алматы рассказала, что открыла магазин верхней одежды в 1995 году. Мехами заниматься мечтала еще тогда, но цены на шубы ежегодно росли на 15-20% и доходили до $10 тыс. за одну шубу. Поэтому бизнесвумен начала с более дешевых видов верхней одежды, таких как кожаные куртки, дубленки и прочее. И только спустя более 10 лет она смогла осуществить свою мечту. «На шубы требуется очень большой капитал. Мне удалось войти в этот рынок в 2008 году, когда в связи с кризисом начали падать цены на золото, а следом – и на меха. Я взяла кредит в банке на сумму $300 тыс. и начала завозить шубы из Турции, Германии, Гонконга. Сейчас заказываю шубы из разных стран, езжу на всемирные выставки, где представлены различные компании, занимающиеся меховыми изделиями. Там я заключаю договор с понравившейся компанией и через 4-6 месяцев получаю свой заказ», – говорит она. При выборе шуб, по ее словам, надо ориентироваться на разные слои населения, у наших людей вкус отличается от жителей других стран: то, что носят, к примеру, в России или Европе, не будут носить у нас. «Поэтому помимо качества и цены я выбираю модели, учитывая вкусы наших людей», – объясняет она.
Как и в любом другом бизнесе, здесь не обходится без конкурентов. Этот вопрос предприниматель решает при помощи цен. «Я делаю сезонные скидки, скидки на шубы, которые не пользуются спросом, позволяю клиентам торговаться. Если клиент берет несколько шуб, скидываю цену», – рассказывает бизнесвумен.
Вместе с тем, по ее словам, теплый климат Алматы и малочисленность населения отрицательно влияют на данный вид бизнеса. А открывать новый бутик в северных городах, по ее словам, бессмысленно. Там имеются свои компании и магазины, которые давно заработали свой имидж и известны всем местным жителям.
Свою неблагоприятную роль сыграли и две последние девальвации вместе с экономическим кризисом. Товарооборот бизнеса за 15 лет упал раз в пять. Поэтому были моменты, признается она, когда жалела, что занялась меховым делом. А выйти из такого бизнеса не так легко. «Здесь ты сидишь как «на игле»: раз вошел в рынок, уже не уйдешь. Товар никуда не денешь, ты не можешь взять и «вытащить» все деньги, они у нас только «на тетрадях», наличных не имеем. Бизнес требует постоянных вложений, ассортимент товара нужно постоянно обновлять, дополнять, потому что придут люди и скажут: «Мы это уже видели!» У меня были шубы, которые висели 3 года, и 3 года я платила за них кредит», – объясняет она сложность ситуации. Несмотря на возникновение подобных трудностей, закрывать свой бизнес бизнесвумен не намерена, но и расширение пока тоже не входит в ее планы. «На ближайшее время никаких серьезных планов нет, пока привозим шубы. Расширяться в такой кризис – это очень глупо. Закрывать свой бизнес, несмотря на все сложности, для меня грех. Я столько лет этим занимаюсь, столько вложила, ко мне люди ходят. Сейчас мы стремимся удержать этот бизнес», – говорит она.
Линда Елеусизова тоже мечтала заниматься мехами и, учитывая большую конкуренцию, решила применить к своему любимому бизнесу иной формат в отличие от других представителей мехового бизнеса. И в конце 2011 года открыла в Алматы шоу-рум меховых изделий Solomeafurs.
«Мы посчитали, что продажа меховых изделий в формате шоу-рума будет пользоваться большей популярностью, чем витринный магазин. Наша основная торговая и маркетинговая площадка в интернете. У нас есть собственный сайт, мы размещены на нескольких популярных ресурсах, наши покупатели находят нас по интернету. Так как бизнес вырос из хобби, то первоначальный капитал составил около $20 тыс. Этих денег хватило только на приобретение некоторого количества шуб. Через некоторое время пришлось вложить средства в создание собственного сайта, фотостудии, торгового оборудования, необходимых для работы шоу-рума», – рассказывает владелица шоу-рума.
По ее словам, весь товар ей удалось окупить в течение года-полтора. Но Линда также уверяет, что получить деньги на руки не удается. «В нашем бизнесе получить быструю и большую прибыль не получится, потому что постоянно нужно вкладывать деньги в товар. Сначала мы торговали недорогими шубами, потом начали завозить шубы подороже. Мы работали на свои деньги, без кредитов, поэтому финансы у нас тоже были ограничены», – рассказывает она.
Из особых недостатков бизнеса обе бизнес-леди указали на короткий сезон. Середина осени и начало зимы – пик продаж, а после Нового года приходится делать большие скидки.
«Меховой бизнес – это сезонный бизнес. Летом и весной продажи снижаются, поэтому наша задача – за 3-4 месяца заработать на целый год. Кроме того, продажи мехов зависят от погоды, в прошлом году была теплая, затяжная осень и продажи были низкими, холода наступили только в феврале, когда о покупке шубы женщины уже не думают. «До весны остался месяц, зачем покупать?» – такова психология большинства наших людей. Тогда все продавцы шубами торговый сезон отработали очень плохо», – вспоминает Линда Елеусизова.
Несмотря на трудности, бизнесвумен верит в успех своего бизнеса и в формат, который она выбрала. И развиваться она планирует только в этом направлении.
«Переезжать в бутик мы не планируем, так как это сразу увеличит стоимость шуб на порядок. Мы просчитывали стоимость организации витринного магазина, получается очень затратно. Наш шоу-рум располагается в офисном здании, где не такая дорогая аренда, что позволяет нам продавать шубы на порядок дешевле, чем в магазине. Сейчас мы работаем над развитием услуги «шуба на заказ», у нас есть соглашения с несколькими московскими фабриками по пошиву меховых изделий, которые могут сшить шубы по индивидуальным меркам», – поделилась планами Линда.
В целом никто из бизнес-леди заниматься меховым бизнесом по крайней мере сейчас не рекомендует и не относят меховой бизнес к числу самых прибыльных.
«Помимо шоу-рума я занимаюсь еще одним бизнесом в совершенно другой сфере, благодаря чему мне удается поддерживать и развивать меховой бизнес. Многие начинающие бизнесмены делают одну большую ошибку – они считают только предполагаемые доходы, не учитывая расходы, связанные с бизнесом, фактор сезонности, снижение покупательского спроса или просто спад продаж. Ведь, к примеру, аренду нужно платить 12 месяцев, а бизнес приносит доход только 5-6 месяцев в году. Все эти факторы надо учитывать. Меховой бизнес красивый, но назвать его сверхприбыльным я не могу», – говорит она.
Таким образом, чтобы стать владельцем салона шуб, нужно не просто пытаться войти в этот рынок, но иметь особые преимущества перед конкурентами. При этом придется идти на огромный риск, который не всегда может оправдаться. Но, как известно, каждый бизнес имеет свои положительные и отрицательные стороны и риск есть в любом виде предпринимательства.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.