Хлеба и зрелищ
ТРЦ теснят мелких игроковОткрытие новых торгово-развлекательных центров (ТРЦ) заставляет нынешних игроков рынка искать дополнительные возможности развития, делая упор на качественное заполнение, а также усиливать маркетинговые концепции. Из года в год рынок казахстанских ТРЦ меняется. В последнее время в Казахстане появляются все больше игроков luxury-сегмента, делая нишу ТРЦ привлекательной для покупателей. По данным, которые представили наши эксперты, конкуренция на рынке ТРЦ существует, но обозначена несколькими крупными игроками и не носит особо острого характера.
«Если говорить в целом, то до насыщения рынка, вопреки распространенному мнению, мы еще не дошли. Хотя в Астане, к примеру, очень высокая конкуренция: на 1000 человек приходится до 182 кв. м, а в Алматы – 307 кв. м, но, для сравнения, в европейских городах этот показатель составляет более 550 кв. м. Помимо этого увеличиваются показатели посещаемости ТРЦ. Это означает, что рост населения, а также рост покупательной способности позволяют развиваться в этом секторе», – говорит директор департамента коммуникаций MEGA Management Алишер Еликбаев.
Пригодные для роста
Согласно данным международной компании Colliers International Kazakhstan, в посткризисный период с 2008-го по 2014 год рост общего объема современных торговых площадей составит около 215%. Основной прирост пришелся на 2013 и 2014 годы, когда в Алматы открылись такие ТРЦ, как MEGA Alma-Ata 2, DostykPlaza и MEGA Park. Открытие новых объектов привело к тому, что на рынке стали появляться новые для Казахстана ретейлеры. Сегодня в одном только Алматы существует 24 торговых центра, общая площадь которых составляет 850 тыс. кв. м.
«Потенциал алматинского рынка торговли огромен, так как увеличение доходов населения стимулирует потребительский спрос. За январь-декабрь 2013 года оборот розничной торговли составил 1371 млрд тенге и увеличился по сравнению с соответствующим периодом 2012 года на 5,4%. На сегодняшний день в Алматы существует 24 ТРЦ. Еще шесть новых торговых центров общей площадью около 734 000 кв. м находятся на разных стадиях проектирования и строительства. При этом 5 из 6 будущих ТРЦ будут иметь общую площадь свыше 100 000 кв. м», – говорится в отчете компании.
Основными препятствиями для полноценного развития рынка ТРЦ как в крупных городах, так и в регионах является относительная малонаселенность страны. Иностранные бренды, представленные в Казахстане, не всегда дают полноценное заполнение арендных площадей. Так, для заполнения крупных торговых площадей необходимо от трех месяцев до полугода. Сегодня в Казахстане представлено около 300 международных торговых брендов, в основном ориентированных на mass-market. Такие бренды часто являются так называемыми «якорными» арендаторами местных ТРЦ, то есть основными покупателями арендной площади. Если брать, например, Москву, то в российской столице представлено более тысячи иностранных брендов.
«В первом квартале 2014 года общая арендопригодная площадь на 1000 человек в Алматы составляла 260 кв. м, что сравнимо с такими городами, как Омск и Уфа, и относительно меньше по сравнению с европейскими городами, такими как Варшава, Прага или Загреб. Даже после ожидаемого увеличения количества торговых центров к 2016 году общая арендопригодная площадь на 1000 жителей покажет более низкую насыщенность, чем в упомянутых городах, и почти будет равняться показателям в Санкт-Петербурге. Это говорит о том, что этот бизнес все еще имеет условия для дальнейшего роста», – объясняет управляющий директор Esentai Mall Агнешка Новак.
Ряд проблем на рынке, к примеру, слабое развитие логистики, высокие таможенные пошлины мешают иностранным игрокам входить на рынок. Таким образом, международные компании пока слабо обозначили свое присутствие в этом сегменте.
Организовать торговлю
Рост рынка ТРЦ влияет на более мелких игроков, вытесняя рынок street-retail и заставляя его сокращаться. Часто можно заметить такую тенденцию, что игрокам приходится уходить с рынка, так как они не в силах справиться с экспансией крупных торговых центров. Между тем Алишер Еликбаев выступает в поддержку развития ТРЦ, аргументируя это тем, что большие холдинги обеспечивают высокие налоговые поступления в госбюджет. «Открытие крупных торгово-развлекательных центров естественным образом вытесняет представителей неорганизованной торговли, поскольку ТРЦ предлагают более качественные вещи по сравнимым ценам, а также более комфортные условия шопинга. Представители же неорганизованной торговли, которые занимают преобладающую долю рынка, с точки зрения полезности не несут настолько высокой социально-культурной ценности как ТРЦ. Для сравнения: налоговые поступления от представителей неорганизованной торговли составляют 0,9% против 99,1% от организованной торговли», – говорит Еликбаев.
Сегодня компании luxury-сегмента предпочитают размещать свои бренды в специализированных ТРЦ с большой аудиторией потребителей, тогда как средние и мелкие компании не в силах позволить себе крупные вложения в аренду, поэтому они вынуждены обращаться к другим игрокам на рынке, предоставляющим более выгодные условия арендной сделки.
«По итогам 2013 года 53% розничной торговли приходится на торговлю через магазины, 47% – через рынки. При этом 57% торговых площадей приходится на магазинные площади, а 43% – соответственно на рынки. Таким образом, мы видим, что отношение объемов розничной торговли к объемам торговых площадей в магазинах и рынках практически идентичны», – недавно заявил вице-министр национальной экономики РК Тимур Жаксылыков.
Новые горизонты
С появлением на рынке различных дискаунт-центров и специализированных ТРЦ этот сегмент становится все более привлекательным как для местных, так и для иностранных инвесторов. В условиях конкуренции некоторые торговые центры стали переходить на смешанную систему ценообразования, где фиксированная арендная плата и проценты от оборота арендаторов напрямую зависят друг от друга.
«Сейчас все прогнозы сводятся к тому, что рынок ТРЦ будет развиваться. Торговые площади будут расти и, как следствие, рынок Казахстана станет более привлекателен для мировых брендов, которые будут заходить к нам активнее. Рост и развитие рынка ТРЦ – вопрос, обсуждаемый даже на уровне парламента. Не так давно проходила встреча, на которой малжилисмены согласились, что ТРЦ вносят положительный вклад в экономику и поддерживать их необходимо», – говорит Еликбаев.
Получается, что количество подобных центров будет только увеличиваться. В ближайшее время в Алматы откроется «Апорт Молл 2» на Кульдже, общей площадью 73 000 кв. м, ТРЦ «Алматы» (110 тыс. кв. м) и «Турк Молл» (155 тыс. кв. м), что говорит о востребованности ТРЦ на рынке и символизирует приход новых брендов.
Агнешка Новак считает, что будущее развитие рынка ТРЦ не может не радовать. ТРЦ будут развиваться, так как строящиеся центры намерены предлагать своему потребителю все больше возможностей для шопинга и отдыха.
«Будут представлены новые современные концепции, построены торговые центры нового уровня качества и класса, которые должны будут предложить потребителям новый уровень развлечений и возможностей. Также будут меняться потребительское поведение и привычки. С ростом покупательской способности люди будут тратить больше денег и больше времени проводить в торгово-развлекательных центрах, которые будут рассматриваться не только как место для покупок, но и как место, где можно отлично провести время всей семьей», – подытоживает Агнешка Новак.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.