Инвестиционный климат
Нурсултан Назарбаев объявил о создании одностороннего безвизового режима для граждан десяти странНа 27-м заседании Совета иностранных инвесторов 12 июня 2014 года президент Казахстана Нурсултан Назарбаев объявил о создании одностороннего безвизового режима для граждан десяти стран, показавших наибольшую инвестиционную активность в РК. В тот же день глава государства подписал Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования инвестиционного климата», который вступил в силу с 24 июня 2014 года. Поправки в закон предоставляют иностранным и казахстанским инвесторам значительные налоговые преференции в том случае, если они готовы инвестировать в определенные отрасли экономики Казахстана.
Принятие этих поправок прокомментировали специалисты по налогам и праву компании «Делойт» в Каспийском регионе.
Создание привлекательного инвестиционного климата всегда рассматривалось как один из основных инструментов для вывода Казахстана из экономического кризиса и развития эффективной рыночной экономики. На протяжении последних двадцати лет Казахстан ориентирован на привлечение иностранных инвесторов и создание для них благоприятной среды. Сферы применения иностранных инвестиций меняются, но курс на привлечение иностранного капитала остается неизменным.
Мы полагаем, что предложенные поправки являются дополнительным стимулом для уже существующих инициатив, их продолжением. Такой подход обеспечивает движение Казахстана к конкурентоспособной промышленности и диверсификации экономики в рамках Стратегии индустриально-инновационного развития. В связи с недавними колебаниями на валютном рынке и чувствительностью к изменениям на рынке нефти казахстанская экономика нуждается в дополнительном толчке для увеличения конкурентоспособности, уменьшения сырьевой направленности и зависимости от экспорта.
Мы также думаем, что, предложив инвестиционные преференции, правительство намерено создать в Казахстане более эффективную платформу для работы в рамках ЕАЭС и тем самым добиться так называемого синергетического эффекта от взаимодействия этих двух механизмов. К тому же внесение поправок в законодательство может быть обусловлено подготовкой к международному форуму «Бизнес-Экспо» в 2017 году, который требует не только значительных бюджетных затрат, но и привлечения инвестиций.
Предложенные преференции, прежде всего, направлены на объекты крупного бизнеса. Преимущества новых поправок в законодательстве будут касаться именно тех компаний, которые реализуют проекты в приоритетных отраслях экономики, таких как перерабатывающая промышленность, инфраструктура и инновации. По данным АО «Самрук-Казына», курс на совершенствование инвестиционного климата уже приносит свои плоды − Казахстан является лидером по объему привлеченных инвестиций среди стран СНГ и привлекает около 80% всех иностранных инвестиций центральноазиатского региона.
Если рассматривать пользу законодательных поправок для деофшоризации бизнеса, предложенные меры, несомненно, внесут свой вклад в повышение привлекательности страны и возвращение «офшорных денег». Однако не стоит забывать о необходимости борьбы с комплексом других проблем, с которыми сталкиваются инвесторы при ведении бизнеса в Казахстане, таких как несовершенство судебной системы, пробелы в законодательстве, сложности в налоговом администрировании, высокие риски и прочие.
Исходя из нашей практики в Казахстане, хотелось бы сделать акцент на уровне налоговых рисков. Он остается высоким. Агрессивная позиция налоговых органов при интерпретации норм законодательства, вольная трактовка законодательства и трудности в получении разъяснений по проблемным вопросам зачастую приводят к доначислениям высоких штрафов за неуплату налогов и занижение обязательств в налоговой отчетности. Кроме того, существуют сложности в части налогового администрирования, коррумпированность налоговой и судебной систем. Таким образом, часто компании лишены мотива продолжать бизнес в Казахстане ввиду высоких налоговых издержек и отсутствия стабильности, несмотря на предлагаемые меры по улучшению инвестиционной среды.
Следует сказать, что с принятием Закона Республики Казахстан об инвестициях 8 января 2003 года для иностранных и национальных инвестиций установлен единый правовой режим. Законодательство РК, в том числе международные соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций, гарантирует, что любые формы иностранных инвестиций и связанная с ними деятельность осуществляются на условиях не менее благоприятных, чем те, которые предоставляются в подобной ситуации инвестициям казахстанских физических и юридических лиц, за исключением тех сфер, которые для иностранных инвестиций ограничены или закрыты.
В Казахстане также вводится институт бизнес-омбудсмена, под персональной защитой которого должны находиться национальные инвесторы, вкладывающие значительные средства в производство либо инфраструктурные проекты республики.
Таким образом, существующие нормы законодательства Республики Казахстан способствуют привлечению как национальных, так и иностранных инвестиций в равной степени. Разграничение преференций, если бы таковое имело место, могло бы негативно повлиять на политику государства, направленную на поощрение инвестиций в целях всеобъемлющего роста и устойчивого развития.
С нашей точки зрения, для построения действующей системы налоговых льгот и преференций Казахстан скорее стремится перенимать и адаптировать отдельные механизмы тех стран, которые имели положительный опыт в данной области, нежели следует какой-то определённой модели. Например, придерживаться отраслевых приоритетов также считается необходимым в Китае, Сингапуре и Индии, а принцип «одного окна» с целью снижения административных барьеров был успешно внедрен во Франции.
В целом, на всем пространстве СНГ Казахстан выгодно отличается с точки зрения инвестиционной активности, в том числе и в сравнении с Россией. Мы полагаем, что аналогичные меры могли бы быть предложены Россией в отношении Крыма, так как инвестиционные возможности этого региона привлекают к нему пристальное внимание. Например, безвизовый режим для граждан 10 стран, проявляющих наибольшую инвестиционную активность, позволил бы значительно упростить пребывание иностранных инвесторов и увеличить их приток в страну при минимальных издержках со стороны государства.
Пока сложно рассматривать предложенные изменения в казахстанском законодательстве как работающий механизм и давать оценку их эффективности. Это связано с наличием «белых пятен» в некоторых ключевых вопросах. Отсутствует действующий перечень приоритетных видов деятельности для реализации инвестиционного проекта, существуют неясности в отношении размеров предполагаемых инвестиций. Однако мы ожидаем, что в ближайшее время законодательство будет дополнено соответствующими законодательными актами, что повысит прозрачность закона и снизит связанные с его применением риски.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.