Деньги ЕНПФ предложили инвестировать в горно-металлургическую отрасль
Вовлечь пенсионные накопления в экономику РК предложил Николай РадостовецВовлечь пенсионные накопления в экономику Казахстана предложил председатель комитета горно-металлургического комплекса Национальной палаты предпринимателей (НПП) Республики Казахстан Николай Радостовец. По его мнению, накопления можно использовать и в области, за которую в НПП отвечает сам экономист. Он считает, что это пойдет на пользу не только макроэкономическим показателям, но и самим пенсионерам. Их накопления, считает Николай Радостовец, будут расти на 6% годовых. Использовать эти средства можно под гарантии банков и страховых компаний.
Однако аналитики не уверены, что это лучшее использование пенсионных денег. «Полагаю, что это неправильная идея. Горно-металлургический сектор – это обычный коммерческий сектор, в котором есть большие технологические, технические и риски разведки. Незачем направлять туда пенсионные деньги. Рост накоплений, в случае реализации такой инициативы, считаю маловероятным», – сказал в интервью корреспонденту делового еженедельника «Kapital.kz» Айдархан Кусаинов, директор консалтинговой компании Almagest.
Сабит Хакимжанов, директор департамента исследований AO «Halyk Finance», считает, что в целом инвестирование в экономику пенсионных накоплений уместно. Но при определенных условиях. «Эта идея будет работать, только если решение принимают не заемщики, не предприятия сектора, а рынок, состоящий из множества профессиональных управляющих пенсионными активами. Если пенсионные фонды делают инвестиционные решения добровольно, в интересах вкладчиков, оценивая баланс рисков и доходности. Только в этом случае можно ожидать, что деньги попадут в хорошие руки, в хороший проект. Но и этого недостаточно», – говорит он. Необходимо, продолжает аналитик, чтобы пенсионные фонды имели право изменить структуру финансирования проекта, а также нужны другие условия. Возможно, говорит эксперт, фонды потребуют более высокой доходности, или сократят сроки предоставления капитала, чтобы «держать проект на коротком поводке». «А возможно, они откажутся, если экономика проекта сомнительная, если профессионализм предпринимателя недостаточно высок, или есть другие риски», – добавляет эксперт.
По мнению экономиста Петра Своика, риск высок всегда, если речь идет о частном секторе. «Я давно говорил об инвестировании пенсионных денег в экономику, но не туда, куда хочет Николай Радостовец, потому что тут проглядывает свой собственный интерес. Я за инвестиции в естественные монополии. Почему? Потому что тарифы на естественные монополии устанавливает государство, и это лучший способ контролировать не только деятельность естественных монополий, но и использование средств в них», – говорит эксперт.
Аналитик Halyk Finance видит риски в других направлениях. «Что касается рисков вкладчиков, то они в следующем. Решения, принимаемые централизованно, всегда несут в себе больше системных рисков. Это риски, связанные с мотивацией, с концентрацией процесса принятия решений, с мониторингом. Когда на рынке присутствуют другие участники, работающие в тех же условиях, сравнение с ними дает хорошее представление о результатах управляющего активами»
Также Хакимжанов отметил риски для эмитентов. «ЕНПФ, как монополист, единолично будет принимать решение о финансировании того или иного инфраструктурного проекта. В случае, – продолжает Хакимжанов, – когда есть много пенсионных фондов, каждый из которых способен профинансировать только часть проекта, то задача предпринимателя становится сложнее, так как появляется необходимость убедить нескольких управляющих активами, но в то же время снижается риск неполучения финансирования хорошим проектом. Такой процесс получения финансирования снижает вероятность неполучения финансирования хорошими проектами, и вероятность получения финансирования плохими. Напомню, что нежелание частных пенсионных фондов инвестировать в инфраструктурные проекты было одной из причин их расформирования. Тогда низкая доходность и высокие риски были причиной отказа пенсионных управляющих. Проблема была не в пенсионных фондах, а в качестве проектов, в структуре их финансирования, в регуляторных рисках. Пенсионные фонды были гонцами плохих вестей о структурных проблемах в экономике».
Айвар Байкенов, директор департамента аналитики АО «АСЫЛ-ИНВЕСТ», говорит, что инициатива Радостовца в любом случае вряд ли будет реализована. «В ЕНПФ обозначили, что их политика будет достаточно консервативной. Большую часть накоплений они планируют размещать в государственных ценных бумагах, на депозитах, и небольшую часть – в корпоративных бумагах. К тому же лучшие горно-металлургические месторождения уже разработаны. Потому вряд ли эта идея будет реализована», – отмечает Айвар Байкенов.
В целом лучше направить пенсионные деньги в другие секторы экономики, считает Петр Своик, продолжая тему естественных монополий. «Естественные монополии очень нуждаются в больших и длинных инвестициях. А что есть пенсионные накопления? Это как раз вид самых больших и длинных инвестиций. Единственное «но» – правда, это очень серьезно – это то, что сейчас естественные монополии непрозрачные и сами по себе являются средством извлечения частных доходов», – говорит экономист. Прежде всего, продолжает он, это касается электроэнергетики. В РК, по мнению эксперта, скопировали либеральные рыночные модели, но скопировали чисто внешне. «В итоге получилось бессовестное разбирательство по преференциям – кому подешевле, а кому остатки. Понятное дело, что в такую электроэнергетику никто инвестировать не будет», – заключает Своик.
Сабит Хакимжанов, напротив, считает, что «проблема низкого качества инвестиционных решений лежит не в плоскости выбора правильной отрасли экономики или региона для инвестиций». Вопрос, по мнению эксперта, гораздо шире.
«Для того чтобы пенсионные деньги пошли в экономику,
нужно чтобы предприниматели конкурировали за пенсионные фонды, чтобы
управляющие имели свободу вкладывать в понравившиеся проекты и при
необходимости получать над ними контроль, чтобы вкладчики имели свободу выбрать
управляющего, чтобы регулятор не вмешивался в процесс принятия инвестиционных
решений и не принимал за вкладчиков решения о выборе управляющих, а только
помогал им это делать, требуя от управляющих раскрытия информации. Только в этом случае можно
обеспечить мониторинг исполнения проектов, соответствующую мотивацию у
предпринимателей, у институциональных инвесторов и у индивидуальных вкладчиков.
Чтобы капитал заработал, всему обществу нужно прилагать усилия», – резюмировал Сабит
Хакимжанов.